Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Речевые образцы

                         Как начать сочинение

 

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что...

3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...

 

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о...

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем:...

- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о..., но и о....Такой смысловой емкости автор достигает при помощи....

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу:....

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о..., автор подразумевает...

 

Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Одобрение Нейтральная позиция (констатация фактов) Порицание, осуждение
Автор восхищается...;   поражается..., удивляется...;   словно приглашает вместе с ним полюбоваться...;   с интересом наблюдает за тем...;   любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о Автор размышляет о...;   словно приглашает читателя к диалогу...;   делится своими мыслями, наблюдениями...;   ставит перед читателями важную, злободневную проблему...;   пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п. Автор с болью в сердце пишет о том, что...;   с горечью говорит о…   у автора вызывает негодование...;   автор не может мириться с тем...;   с горькой иронией пишет о том...;   свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

 

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

 

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

 

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

• Несмотря на то, что и раньше я много думал о..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о...

• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

• Проблема...не может не волновать моих современников. Известный публицист... в своей статье говорит о...

 

Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

• На уроках...я изучал в разделе..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных..., как...

• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что...

• Признаться, я никогда раньше не читал о..., так что текст...заинтересовал меня, я узнал много нового о…

 

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о...

• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о...

• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что... (я узнал, что)

• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о...

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

Речевые опоры-клише

Для написания вступления или для оформления тезиса   · Выбранная тема сочинения не могла не заинтересовать меня, так как… · Могу высказать предположение, что … · Считаю уместным сказать о том, что… · Позволю себе предположить, что…
Для перехода к основной части   · В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература. · Предлагаю вспомним литературные произведения, в которых раскрывается тема... · Замечательным примером, иллюстрирующим … · Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к … · Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим… · За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы · Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение ФИО, в котором…
Внутри основной части (если будет приведен еще один литературный пример)   · Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… · Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий… · Давайте обратимся к произведению… · Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…
Для написания заключения   · К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Мне думается, следует… · И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что… · Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… · Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод… · Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что… · Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, преположить), что…

 

В ПОМОЩЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЗАДАНИЯ №25 ЕГЭ.

Речевые клише

1. Для формулировки темы / проблем(-ы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднята/затронута проблема(-ы)…

2) В данном тексте автора (указываем его) волнует проблема…

3) Данный текст посвящён теме/проблеме…

4) В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему…

5) В предложенном для анализа тексте автор (указываем его) касается следующих вопросов: …/останавливается на следующих проблемах: …

6) Проблема, которую рассматривает автор предложенного для анализа текста, заключается в том, что…

7) Текст (указываем автора) заставил / заставляет меня / нас задуматься над проблемой …

8) Волнующую всех нас проблему … поднимает (указываем автора).

9) Проблема, поднятая / поставленная (указываем автора), - это …

10) Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор текста – (указываем автора).

11) Что такое …? / В чём заключается проблема …? / Какую роль в жизни человека играет …? Эту важную проблему поднимает автор текста – (указываем автора).

2. Для комментирования проблемы:

1) Вопрос о … (обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему.)

2) Проблема, поднятая / обозначенная автором, особенно актуальна / важна / существенна / насущна в наши дни, потому что …

3) Автор рассуждает над поднятым им вопросом не отстранённо: чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. (Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется.)

4) Размышляя над проблемой автор обращается к … (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т.д. Передаём содержание текста, а не пересказ!).

3. Для отражения позиции автора:

1) Позиция автора заключается в том, что …

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … / С позиции автора, … / С точки зрения автора, …

4) Автор считает, что …

5) Автор пытается донести до читателя мысль о том, что …

6) автор убеждает нас в том, что …

7) В тексте доказывается мысль о том, что …

8) Основная мысль текста заключается в том, что …

9) Хотя позиция автора не выражена чётко / явно, содержание / логика текста убеждает читателя в то, что …

4. Для выражения собственной позиции:

1) Я разделяю / не разделяю точку зрения / позицию автора на проблему …

2) Я придерживаюсь / не придерживаюсь того же мнения на проблему, что и автор.

3) Я согласен / не согласен с автором в том, что…

4) Трудно / нельзя не согласиться с автором в том, что …

5) Мне близка позиция автора тем, что …

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: