Речевые образцы
Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что...
|
|
3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...
Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о...
- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем:...
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о..., но и о....Такой смысловой емкости автор достигает при помощи....
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу:....
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о..., автор подразумевает...
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции | ||
Одобрение | Нейтральная позиция (констатация фактов) | Порицание, осуждение |
Автор восхищается...; поражается..., удивляется...; словно приглашает вместе с ним полюбоваться...; с интересом наблюдает за тем...; любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о | Автор размышляет о...; словно приглашает читателя к диалогу...; делится своими мыслями, наблюдениями...; ставит перед читателями важную, злободневную проблему...; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п. | Автор с болью в сердце пишет о том, что...; с горечью говорит о… у автора вызывает негодование...; автор не может мириться с тем...; с горькой иронией пишет о том...; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом... |
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
|
|
Например:
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о...
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема...не может не волновать моих современников. Известный публицист... в своей статье говорит о...
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
• На уроках...я изучал в разделе..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных..., как...
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что...
• Признаться, я никогда раньше не читал о..., так что текст...заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о...
• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о...
• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что... (я узнал, что)
• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о...
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
|
|
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.
Речевые опоры-клише
Для написания вступления или для оформления тезиса | · Выбранная тема сочинения не могла не заинтересовать меня, так как… · Могу высказать предположение, что … · Считаю уместным сказать о том, что… · Позволю себе предположить, что… |
Для перехода к основной части | · В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература. · Предлагаю вспомним литературные произведения, в которых раскрывается тема... · Замечательным примером, иллюстрирующим … · Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к … · Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим… · За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы · Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение ФИО, в котором… |
Внутри основной части (если будет приведен еще один литературный пример) | · Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… · Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий… · Давайте обратимся к произведению… · Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении… |
Для написания заключения | · К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Мне думается, следует… · И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что… · Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… · Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод… · Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что… · Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, преположить), что… |
|
|
В ПОМОЩЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЗАДАНИЯ №25 ЕГЭ.
Речевые клише
1. Для формулировки темы / проблем(-ы) исходного текста:
1) В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднята/затронута проблема(-ы)…
2) В данном тексте автора (указываем его) волнует проблема…
3) Данный текст посвящён теме/проблеме…
4) В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему…
5) В предложенном для анализа тексте автор (указываем его) касается следующих вопросов: …/останавливается на следующих проблемах: …
6) Проблема, которую рассматривает автор предложенного для анализа текста, заключается в том, что…
7) Текст (указываем автора) заставил / заставляет меня / нас задуматься над проблемой …
8) Волнующую всех нас проблему … поднимает (указываем автора).
9) Проблема, поднятая / поставленная (указываем автора), - это …
10) Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор текста – (указываем автора).
11) Что такое …? / В чём заключается проблема …? / Какую роль в жизни человека играет …? Эту важную проблему поднимает автор текста – (указываем автора).
2. Для комментирования проблемы:
1) Вопрос о … (обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему.)
2) Проблема, поднятая / обозначенная автором, особенно актуальна / важна / существенна / насущна в наши дни, потому что …
3) Автор рассуждает над поднятым им вопросом не отстранённо: чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. (Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется.)
4) Размышляя над проблемой автор обращается к … (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т.д. Передаём содержание текста, а не пересказ!).
3. Для отражения позиции автора:
1) Позиция автора заключается в том, что …
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
3) По мнению автора, … / С позиции автора, … / С точки зрения автора, …
4) Автор считает, что …
5) Автор пытается донести до читателя мысль о том, что …
6) автор убеждает нас в том, что …
7) В тексте доказывается мысль о том, что …
8) Основная мысль текста заключается в том, что …
9) Хотя позиция автора не выражена чётко / явно, содержание / логика текста убеждает читателя в то, что …
4. Для выражения собственной позиции:
1) Я разделяю / не разделяю точку зрения / позицию автора на проблему …
2) Я придерживаюсь / не придерживаюсь того же мнения на проблему, что и автор.
3) Я согласен / не согласен с автором в том, что…
4) Трудно / нельзя не согласиться с автором в том, что …
5) Мне близка позиция автора тем, что …