1.Общие представления ребенка об окружающем мире
* Общие представления об окружающем мире соответствуют/не соответствуют возрастной корме
4 Обедненные представления об окружающем мире
* Представления об окружающем мире не сформированы
2.Речеязыковая компетенция
2.1 Уровень сформированности лексикона
Объем словаря
а Объем словаря ограничен/резко ограничен, очень мало «периферийных» слов даже из наиболее распространенных, прагматически ценных для этого возраста тематических групп; словарь преимущественно состоит из слов, обозначающих предметы, наблюдается дефицит глагольного словаря, практически отсутствуют слова, обозначающие признаки и качества предметов. Словарь представлен небольшим количеством слов обиходно-бытовой тематики
* Объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации
Системн ая о рганизация словаря (ассоциативные связи)
® Системная организация словаря находится на самом начальном этапе формирования; наблюдаются слабые ассоциативные связи, преобладают случайные, немотивированные ассоциации; организация словаря отличается бессистемностью, отсутствием мотивированных адекватных ассоциаций
* Системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематических/ситуативно обусловленных связей, наблюдаются выраженные (незначительные) трудности установления родовидовых, антонимических и
пр.отношений между словами, входящими в индивидуальный словарный запас; в лексиконе много слов, значение которых усвоено только на номинативном уровне
* Системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей; в лексиконе преобладают слова, значение
которых усвоено на понятийном уровне
2.2 Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения
* Словоизменительные навыки находятся на самой начальной с тадии формирования; наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка, в речи присутствует большое количество морфемных (формообразовательных) аграмматизмов; усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка
» Словоизменительные навыки находятся в стадии формирования, характерной для речи детей более младшего возраста; наблюдаются трудности усвоения нерегулярных словоизменительных моделей
«. Словоизменительные навыки сформированы на уровне, в соответствующем данной возрастной группе; з речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок (в основном при непродуктивном словоизменении)
® Словоизменительные навыки и умения сформированы
Словообразовательная деятельность
• Словообразовательная деятельность не сформирована; морфологическое членение слова доступно; наблюдаются выраженные трудности категоризации семантически значимых морфем; в речи присутствует большое количество словообразовательных
ошибок
* Словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования; усвоены продуктивные словообразовательные модели; в речи допускаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным и нерегулярным моделям
* Словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию, в речи наблюдается незначительные трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей
* Словообразовательная деятельность сформирована
Синтаксические навыки и умения
* Синтаксические навыки сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространенные предложения, понимание смысла синтаксических конструкции более сложной структуры затруднено; предикативная часть многих самых элементарных конструкции отсутствует
® Синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующем более младшей возрастной группе (ниже возрастного эталона); наблюдаются выраженные трудности построения распространенных в языке синтаксических конструкции (пропуск предлогов, информативно значимых частей), ошибки согласования и управления, недоступно понимание логико-грамматических конструкций
* Синтаксические навыки в целом сформированы, при построении регу лярных синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении сложносочиненных предложений с причинно-следственной или временной связью, вариативные возможности построения конструкций различного вида на очень узком уровне
* Синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдаются многообразие синтаксических конструкций, вариативность их применения, ребенок демонстрирует трансформационные возможности при оперировании
синтаксическим материалом
2.3 Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста
* Идентифицирует/не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста
* Понимает только основную информацию текста
«Доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста
* Доступно понимание скрытого смысла
П родуци ро вание т екста
* Может/не может построить собственное высказывание на основе полученной визуально информации
® Рассказ соответствует/ не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта/
раскрыта частично/ не раскрыта ® Соблюдает/ не соблюдает временную, логическую последовательность событий» Нарушена/ не нарушена связность и логичность изложения ®> Адекватно/ не адекватно формулирует основное содержание сюжета
* Свободно владеет языковыми средствами и адекватно их использует при построении связного текста
Репродуцирование текста
» Может/не может воспроизвести текст, воспринятый на слух ® Пересказ соответствует/ не соответствует оригиналу: сюжетная линия не нарушена/ нарушена
* При пересказе сохраняет/ не сохраняет лексику оригинала
* Демонстрирует вариативность используемых лексических средств при сохранении сюжетной линии текста
2.4 Уровень сформированное™ фонетико-фонологическо го й компетенци и
* Уровень сформированности фонетико-фонологическогой компетенции соответствует/ не соответствует возрастной норме
Состо я ние фон е матического слуха
» Фонематический слух сформирован/ не сформирован
* Наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных (например, з-с, ш-ж); нарушено различение твердых и мягких согласных; аффрикат и входящих в их состав звуков (например, ц-с, ч-ть)
Сфсрмированкость навыков звуковог о анализа к синтеза
® Навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза не сформированы е Навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза находятся на самой начальной стадии формирования; ребенку доступен анализ звукового ряда, состоящего из трех гласных звуков, анализ обратного слога (гласный+согласный)
* Навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования; ребенку доступен анализ слов типа...(указать конкретный тип слов)
Слоговая структура слова
* Слоговая структура слова не нарушена/ нарушена (пропуски/перестановки/ замены звуков/слогов)
З вукопроизношеяие
* Звукопроизношеяие не нарушено/ нарушено (тип нарушения)
3,Состояние артикуляционного аппарата
3.1 Строение артикуляционного аппара та
Строение артикуляционного аппарата нарушено/ не нарушено
3.2Двигательные функции артикуляционного аппарата
«Двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены/ не нарушены
З.ЗРечевое дыхание и голосообразование
* Речевое дыхание и голосообразование нарушены/ не нарушены: речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий
4.Просодическое оформление речи
в Просодическое оформление речи нарушено/ не нарушено
* Речь интонационно выразительна/ невыразительна: слабая выраженность голосовых модуляций/ голос смодулированный/ монотонный/ слабо модулированный
* Темп речи нормальный/ патологически ускоренный/ замедленный
* Ритм речи не нарушен/ нарушен: речь растянута, скандированная
® Нарушение темпоритмической организации речи: заикание, запинки
* Допускает/ не допускает ошибки в постановке ударения
* Правильное/ неправильное интонационное членение/ объединение речи (пазирование, повышение/ понижение голоса и т.п.)
* Понимание/ непонимание постановки логического ударения, способность репродукции интонационных конструкций различного типа
* .Двигательное развитие
5.1 Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы
«Основные двигательные навыки сформированы/ сформированы недостаточно/ не сформированы
5.2Сформированность целенаправленных движений (праксис)
* Наблюдаются нарушения первичной моторной функции: снижение силы; нарушения тонуса: спаситичность/ гипотония/ дистония; нарушения координации движения (атаксия); непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы лица и языка)
«Наблюдаются нарушения отдельных аспектов сенсомоторной функции: нарушения схемы тела, нарушения зрительно-моторной координации; моторные диссоциации: содружественные движения (синкинезии), нарушения согласованности действий
рук
* Наблюдаются диспраксические (апраксические) расстройства: конструктивной деятельности (конструктивная диспраксия); артикуляционного аппарата (оральная диепраксия); наблюдаются нарушения восприятия и выражения эмоций
2.3 .Психологическая база речи
6.1 Вербальная память
® Объем вербальной памяти достаточный для осуществления полноценной коммуникации
* Объем вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации: наблюдаются незначительные/ выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации
6.2Речевое внимание
* Сформировано/ не сформировано
* Наблюдаются трудности концентрации и/или распределения внимания при работе с вербальным материалом
б.ЗМышление
* Соответствует/ не соответствует возрасту; нарушено/ не нарушено
® Наблюдаются трудности установления адекватных связей между предметами и явлениями окружающего мира
* Решение мыслительных задач осуществляется только на уровне практических действий (наглядно-действенное мышление)
* Мышление наглядно-образное, носит целевой, организованный характер
Мышление наглядно-образное, присутствуют элементы абстрактно-логического/ словестно-логического мышления