Осн.подходы к изучению

Религиоведение комплексная область человеческих знаний о религии. Вообще существуют два основных подхода к изучению религии: богословский и научнофилософский.Богословский подход рассмотрение религии “изнутри” как встречи и постоянного переживания человеком присутствия Бога в жизни людей и окружающем мире. Это ощущение, считают приверженцы богословского подхода, дается человеку через непосредственное “видение” Бога, исполненное той же внутренней достоверности, что и ощущение человеком собственного “Я”.

Богословский подход обязательно конфессионален, то есть существует богословие православное, буддистское, мусульманское. Вот, например, в православных духовных школах преподаются такие дисциплины, как апологетика, или основное богословие (изучает, что такое православие, из каких истоков оно возникло, каково его ценностное соотношение с другими религиями, как решает оно основные проблемы духовной жизни), сектоведение (наука, изучающая различные новые секты и организации), сравнительное богословие (наука, изучающая различные религии в сравнении их догматики с православной).

Научнофилософский подход изучение религии “извне”, как составной части человеческой культуры в ее связи и взаимодействии с другими компонентами культуры.

Предмет религиоведения с точки зрения науки пути образования религии, функции религии в обществе, особенности религиозных представлений о мире и человеке, специфические черты религиозной этики и морали, исторические формы религии и т. п.

 

 

Считается, что научное знание о религии само по себе является не религиозным и не антирелигиозным, а объективным. На самом деле богословский и научнофилософский подход более близки друг к другу, нежели это может показаться на первый взгляд: философия и наука основаны на вере в разум, а теология нацелена на познание Бога на путях разума. Кроме того, научнофилософский и богословский подходы к религии связаны между собою также исторически: богословие, или теология, является исторически первой формой религиоведения.

Как область гуманитарного знания (а также предмет преподавания) религиоведение возникает вместе с другими гуманитарными дисциплинами во второй половине XIX в. на стыке философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языковедения и имеет своей задачей непредубежденное исследование религий мира.

По своей внутренней структуре религиоведение является полидисциплинарным образованием, которое объединяет следующие основные разделы:

•   историю религии базовый раздел религиоведения, который занимается изучением возникновения религиозных представлений, основных этапов, закономерностей эволюции религии и основных религиозных явлений в истории человечества;

•   философию религии, которая изучает основные религиознофилософские идеи (первопричина существования мира, бессмертие человеческой души, соотношение души и тела) в их историческом развитии, дает толкование религии с помощью философских понятий и символов;

 

•   психологию религии, которая исследует психологическое основание и источники религиозного феномена, общественное, групповое, индивидуальное религиозное сознание (религиозный опыт, чувство, расположение духа, традиции, потребности и т. п.) во всем многообразии его проявлений; значение психологического фактора в функционировании религии;

•   социологию религии, в которой рассматриваются общественные закономерности возникновения, развития и существования религии в течение всей истории человечества, ее составные компоненты и структура, место, роль и функции религии в обществе, влияние на другие элементы общественной системы, особенности обратного действия конкретного общества на религию;

•   географию религии, которая собирает и обобщает информацию о территориальной организации мировых и региональных религий, как в историческом плане, так и в современном виде.

 

 

 ІІ. Научные и богословские подходы к изучению религии.

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и

учебная дисциплина, изучающая рели­гию? Не спешите говорить «да» или «нет»:

этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный (церков­ный, вероисповедальный), т.е. религиозный.

Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкрет­ным

конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии,

сравнивая и сопоставляя разные ре­лигиозные учения, имеют своей конечной целью

утвердить ис­тинность своей религии, доказать ее превосходство над дру­гими.

Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс,

они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что

она должна рас­сматриваться отдельно, вне общего течения истории, по осо­бой

методологии. Такой подход можно назвать еще апологе­тическим

(защитительный).

 

2. Атеистический или натуралистический, рассмат­ривающий веру

людей в Бога как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающее определенное

место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько

сама религия, сколько история ее изживания в человеческом созна­нии. Как

правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое

внимание социальной, экономи­ческой, политической стороне религиозной жизни,

тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже

отвлекают и раздражают как что-то незначитель­ное и даже смешное.

 

3. Феноменологический (явление, данность) подход, с точки зрения

которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемой бытия или

небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и

нужно изучать. Большую роль в феноменологичес­ком изучении религий сыграли

историки культуры, археоло­ги, этнографы, искусствоведы, т.е. все

исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с

религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре­мя. Их может

интересовать историческая роль церкви, кото­рую они считают на каких-то этапах

реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и

прогрессивной, либо нейтральной к нему.

Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать,

что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи,

принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные

труды, которые помогут нам при изучении курса.

Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление,

результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с

позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии

может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным

опытом «встречи с Богом».

Конфессиональное религиоведение делится на два направления. Первое делит

религию и общество на две независимые структуры. Второе направление

утверждает, что религия принадлежит обществу, пребывает в обществе.

Концепция религии Александра Меня стоит на том, что религия – это ответ

человека на проявление божественной сущности.

Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и

философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа. С точки

зрения философского подхода выделяют:

1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что

согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате

акта творения. Религия воз­никла потому, что существуют Бог и человек, который

спосо­бен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения гово­рят, что если бы

Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким

образом, вопрос о воз­никновении религии снимается: она существует

исконно.

2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам

создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками на­уки,

языком у них появились элементы религиозного мировоз­зрения. Постепенно они

усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала

теория проис­хождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции

. Эта теория (гипотеза) достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1)

происхождение человека от обе­зьяноподобных (либо иных зоологических) предков

никак не может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных

мест», да и археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма

отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека

совре­менного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам)

религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу

существования «дорелигиозного перио­да» в истории человечества так и не

обнаружено.

Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатиро­вать, что вопрос о

происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие

дискуссии.

Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например,

библейскому учению, она долж­на была быть религией единого Бога. Ведь Адам и

Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог пока­рал

человечество за попытку построить Вавилонскую башню «до неба». Он разделил

людей на языки (т. е. отдельные на­роды), которые стали верить в многочисленных

богов. Так вместе с разными языками появились и разные языческие религии. Если

следовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к

многобожию, а затем (с появ­лением ветхозаветной религии, христианства, ислама)

снова к единобожию. Данную точку зрения разделяют не только богословы,

но и весьма серьезные ученые. Они нахо­дят ей подтверждение, анализируя

древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и филологии.

Другие археологи и историки (придерживающиеся нату­ралистического взгляда на

мир) утверждают, что первона­чально человек обожествлял силы природы,

предметы, живот­ных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Схематично

религиозный путь человека можно выразить так:от примитивных верований к

языческому многобожию (по­литеизму), а затем к единобожию (монотеизму).

Археология и этнография подтверждают наличие у древ­них людей примитивных

верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства предметов —

камней, кус­ков дерева, амулетов, фигурок и т.п. — получила в науке на­звание

фетишизм. Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему

мифическому предку или защитнику, то это веро­вание обычно называют

тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально

оз­начает «его род»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих

мир, называется анимизмом (душа). Древний человек одушевлял, уподобляя себе,

грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. Воз­можно, что именно

из этого родилось представление о множе­стве богов.

 

Сущность религии.

Понятие и сущность религии.

 

Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это

догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции

некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и

является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы

человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию

его "Я"

 Можно выделить три типа самоутверждения:

1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает

себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек

обладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая  может покидать

материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней.

2. Религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами и

этические требования; духи и души представляются уже как более

самостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек

и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные

субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир,

организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздействие на

мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир богов; возникают

посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы).

3. Светский опирающийся на художественной восприятие или научное

познание сил природы и гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное

начинает рассматриваться как неотъемлемая часть материального, земного,

человеческого мира. Человек видится единственным существом, способным

воспринимать духовное и оказывать воздействие на его сущность и форму

проявления.

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и

существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не

всякая вера религиозна. Вера-это признание какой-либо информации

достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера

может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая

информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же

вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной

являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается

как тяжкий грех. В.С Соловьев писал: "Вера означает признание чего-либо

истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических

и формально-логических доказательств".

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и

заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и

в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно

связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно

устанавливаемых действ-ритуалов.

Религия как культурный феномен обладает рядом признаков, отличающих ее

от псевдорелигий:

1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания,

предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают

верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро

верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских

трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в

обыденное сознание приверженцев религии.

2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно

отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью.

Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но

и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально,

т.е. отражает те или иные особенности веры. Иногда религиозные требования

доходят до полной изоляции от иноверцев и атеистов.

3. Наличие культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами

специфические формы поклонения Богу и  другим религиозным святыням:

церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для

верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален.

Культ требует точного исполнения. Культ-это система религиозной практики,

основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи,

концепции, личности, вещи и т.д. Культ может носить и светский характер

(культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т.д.);

4. Функционирование религиозных организаций. Религия -

институтализированное образование, представленное Церковью. Церковь -

культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и

разделенное на духовенство и мирян. Церкви как правило являются официально

признаваемыми, а иногда государственными учреждениями. Исторически церковь

выросла из института жречества. Церковь построена по иерархическому

признаку соподчинения, при котором низшие чины должны подчиняться высшим.

Главенство принадлежит наивысшему иерарху (папа, патриарх, далай-лама (в

ламаизме-течении буддизма)). Исключением является мусульманское

духовенство, в котором нет организационных структур. Большое значение в

любой Церкви играет монашество. Монахи - наиболее ревностные приверженцы

религии, отрекшиеся от светского мира и придерживающиеся особо строгих

аскетических правил. Они служат эталоном для мирян и обычно объединяются в

общины - монастыри, являющиеся центрами церковной жизни. Церковь - это

сложный отрегулированный механизм, система, обладающая определенной

материальной базой и четким уставом. Но это не является обязательной нормой

для всех религий

5. Религия наделена особым предназначением в культуре. По выражению А.

Тойнби религия выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во многом

определяя тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-

эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность

человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии,

возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует

отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец,

религия канонизирует многие ценности культуры.

Исследователями установлено, что определенные черты присущи всем

религиям:

1. Отношение к сакральному, священному, святому или святости. В

монотеистических религиях она отождествляется с Богом, в политеистических

религиях с пантеоном богов, в других религиях-с миром духов или с

моральными ценностями, с техническими ценностями и т.д.

2. Теизм-специфика мировоззрения, при котором образуется особое

понимание мира как личности, создавшей и преобразующей мир, но в то же

время существующее над этим миром, как непроявляющаяся или частично

проявляющаяся для человека сущность.

3. Фидеизм (от лат. Fides - вера) - комплекс проявления

сверхъестественного в естественном.

4. Стремление к иерархии во всем, что связано с религиозностью

человека: от социальных отношений до предметов культа и культуры. Например,

каждая религия прошла особую стадию, связанную с появлением культового

языка: ведийский и санскрит - у индусов, вэньян - у китайцев, японцев и

корейцев, авестийский - у зороастрийцев, арабский - у мусульман, латынь и

старославянский - у христиан и т.д

Для того, что бы исследовать ту или иную религиозную систему можно

использовать множество подходов: описывать обряды и ритуалы, рассматривать

основы культа, систематизировать стилистику письменных или устных священных

текстов, молитвы, изучать художественную часть религии (танцы, архитектуру,

изобразительные виды), сопоставлять праздники или мифологические сюжеты и

т.д. Однако, в изучении той или иной религиозной системы важнее всего

понять собственно почему человек совершает то или иное поклонение, то есть

понять культурные предпосылки данной вероучительной доктрины.

Именно вероучение выступает определяющим фактором любой религии так

как:

1. Вероучение первично по отношению к культу. Культ может изменяться,

но вероучение остается неизменной. Человек остается верующим даже если его

лишают возможности отправлять культ. Кроме того, часто неверующие люди

участвуют в отправлении культовых обрядов. Существуют религии, в которых

культ отсутствует вообще.

2. Вероучение независимо от авторитетного текста. Несколько религий

могут пользоваться одним и тем же священным текстом. Вероучение может

существовать в рамках сообщества вообще не знающего письменности.

3. Вероучение независимо от психологических особенностей его

последователей. Люди одного психического склада могут исповедовать разные

религии, а люди разных психических складов придерживаться одной веры.

4. Вероучение первично по отношению к общине своих последователей.

Община может изменяться, разрушаться и даже исчезнуть вообще, но доктрины

веры могут сохраниться в письменных источниках или в форме устной традиции.

 

5. Любое поклонение должно иметь смысл, отсутствие которого является

признаком отсутствия самого поклонения. Представление о смысле лежит в

сфере духа, но необязательно в сфере сознания. Скорее смыслополагание

принадлежит области бессознательного. Можно жить со смыслом, быть верующим,

но не осознавать этого предмета своей веры. Вера есть понятие рефлексивное,

т.е. связано с фактом осознанности.

Проблемным остается вопрос о представлении самой сущности и

первоосновы возникновения религии в человеческом бытии. Существует

несколько моделей, отражающих эти представления:

1. Иррациональная модель. Религия дается человеку свыше и существует

за пределами его рациональности (дельфийский пророк дышал наркотическими

испарениями из расщелины в скале, а в Древней Греции человек получал

катарсисческое воздействие при восприятии театрального действия, в более

поздних религиях-"жизнь нас в Боге и Бога в нас" (П.Флоренский) и т.д.)). В

данной концепции религия рассматривается как "переживание святого"

(Р.Отто). Святое - нечто иное по отношению к человеку, способное вызывать

неизъяснимый трепет и восторг, одновременно  пугающее и притягательное,

непознаваемое для человека.

2. Религия как аллегорическое знание. Впервые, таким образом, религия

была истолкована Теагеном Регийскис (6 в. до н.э.). В данном случае религия

понимается как некий особый способ познания, позволяющий увидеть то, что

недоступно увидеть обыденному познанию. Эта предпосылка позволяет

рассматривать религию как форму научного знания или предшественницу науки.

Однако, в конечном смысле религия не является средством познания, т.к.

ничего не познает, а дает уже готовое знание, спецификой которого является

преобладание в нем нравственного аспекта.

3. Религия как преклонение. Впервые в данном виде она была истолкована

Эвгемером из Мессены (4 в. до н.э.) в книге "Священная запись", который

считал, что люди обожествляли реальных личностей, поражавших их своим

величием. Данное направление положило начало отождествлению религии и

культа, распространенному и в наше время. Согласно ему религией надо

считать и поклонение фанатов своим кумирам.

4. Религия как общественный институт. Ведет начало от афинского тирана

Крития (ум. 403 г. до н.э.). В данном случае религия рассматривается как

форма управления народом властью. Данная теория в дальнейшем переросла в

"теорию обмана" народа. У просветителей религия понималась как форма

договора между властью и народом. У Карла Маркса религии - опосредованный

результат общественных отношений общественных отношений, иллюзорное

сознание, отражающее разорванность и отчужденность общественного бытия.

5. Религия как плод страха и бессилия. Впервые так была определена

Демокритом из Абдеры (5 в. до н.э.). В основе данной концепции лежит

утверждение о том, что религию создал страх человека перед природой,

возможность решить сложные житейские ситуации, достижение психологических

компенсаций и т.д. Религия является только одним из множества возможных

путей выхода человека из сложной ситуации человеческого бессилия.

6. Религия как врожденное свойство человека. Ведет начало от философа-

стоика Посидония из Ампеи (ок. 135-51 гг. до н.э.). Такая трактовка снимает

проблему смысла религии и делет ее биологически обусловленной. Но проблема

разнообразия верований остается открытой при таком подходе.

7. Религия как направляющая сила. Данная трактовка возникла в 18 в. Ее

основоположником является И.Кант. В основе лежит утверждение о том, что

религия является прежде всего регламентирующим фактором человеческого бытия

и в ее основе лежит практический разум. Данную теорию продолжил Макс Вебер,

по мнению которого религиозная вера создавала "психологическую

устремленность, которая указывала индивиду направление и нормы жизни,

поведение  и убеждение в его правильности". Религия дает человеку

возможность осознавать смыслополагание своего бытия. А.Тойнби рассматривал

религию как движущую силу и основу всякой культуры. А.Энштейн выделял

признак религиозности человека как способность задаваться вообще вопросом

смысла жизни. Этой же версии придерживался и К.Г.Юнг, который утверждал,

что предназначение религиозных символов заключается в возможности придавать

смысл человеческой жизни.

 

Глава 2.

Функции религии.

 

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей.

Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет

дискуссии между религиоведами. Мне кажется более правильной точка зрения,

согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они основные в

том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии

отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или - как) они

влияют на жизнь людей.

Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на

жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание

религии.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь

людей через политические идеи и   политические поступки религиозных

организаций.

Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на

жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь

людей через пропаганду нравственных норм.

Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как

положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они

порождают как плюсы, так и минусы.

 

1. Онтологическая - религия дает ответ на вопрос, каково происхождение и устройство мира, подчеркивает значение законов природы, которые установил Бог.

 

2. Гносеологическая- религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца.

 

3. Регулятивная – заключается в поддержании и усилении действий принятых в обществе социальных норм поведения, осуществлении социального контроля.

 

4. Смыслообразующая- религия помогает понять смысл и перспективу человеческой жизни; религия заставляет человека «остановиться и оглянуться», задуматься о смысле жизни, о «спасении души». Эту функцию М.Вебер считал основной и общей для всех религий.

 

5.Культурологическая- религия способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру.

 

6. Психологическая- религия имеет значение для преодоления страха смерти, она утешает слабых, помогает им пережить страдание и горе, служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни.

 

7.Этическая- религия выполняет важную нравственную миссию.

 

8. Социально-консолидирующая – религия имеет важное социальное значение в современной жизни; общая вера делает людей единомышленниками. Религиозная самоидентификация, то есть ощущение себя членом той или иной религиозной общности, позволяет человеку чувствовать, что есть близкие к нему люди, у которых он может найти понимание и сочувствие. Стабилизирующая и организующая роль религии с особой силой проявляется в периоды смуты и социально-политических потрясений. Вместе с тем, как свидетельствует история, религия способна быть той силой, которая сдерживает общественное развитие, мешает решению назревших социальных проблем, порождает конфликты и стимулирует дезинтеграцию общества, разжигает вражду между людьми (Крестовые походы, Варфоломеевская ночь и т.п.).

 

9. Духовная (по отношению к культуре)- религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Религия создает иерархию ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя. Религия является общедоступной формой культурного развития личности.

 

10. Коммуникативная- состоит в особой форме общения священнослужителей (от имени Бога) с верующими и верующих между собой.

В связи с проблемой функций религии по отношению к личности, культуре и обществу, можно сделать вывод, что роль религии нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но ее роль становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.

В современном религиозном движении можно выделить два во многом противоположных направления- фундаментализм и модернизм. В то время как фундаментализм подчеркивает необходимость следования основам (фундаменту) данной религии, модернизм озабочен приспособлением религии к реалиям современного мира. Фундаментализм подчеркивает уникальность данной религии и ее высшую ценность по отношению к другим. Модернизм более нацелен на взаимодействие религий и связь с современными социальными проблемами. Сюда относится и экуменическая деятельность, и современные дискуссии в рамках всех мировых религий, и создание новых религий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: