Анализ экономики России в 90-е годы

Российский рубль в 90-е годы

С началом рыночных преобразований Россия ввела внутрен­нюю конвертируемость рубля по текущим международным опера­циям. Предприятия получили право в известных пределах поку­пать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Однако переход к конвертируемости рубля в полном объеме оказался в то время невозможным в связи с отсутствием объективных экономических и социальных предпосылок. Конвертируемость распространялась только на резидентов, т.е. юридические и физические лица России. Валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на российском рынке. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными.

Одновременно были существенно расширены валютные права населения. Граждане получили возможность осуществлять опера­ции с иностранной валютой: открывать валютные счета, покупать и продавать иностранную валюту в уполномоченных банках. Они могут теперь выбирать, в какой форме им лучше держать свои сбережения - в наличных рублях, рублевых вкладах в банках, наличной иностранной валюте или на валютных счетах в упол­номоченных банках. Однако запрещены вывоз, ввоз и пересылка за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 тыс. руб.; вывоз иностранной валюты сверх 500 долл. допускается при наличии справки уполномоченного банка о ее покупке. Иностранная валюта может при соблюдении правил таможенного контроля ввозиться в Россию неограниченно.

В результате введения внутренней конвертируемости рубля еди­нственным механизмом регулирования объема и структуры вне­шнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и импортные тарифы. Экспорт­ные ограничения использовались с целью сдерживания массирован­ного вывоза, в первую очередь сырья и топлива. Импортные та­рифы были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления про­изводства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ программ либерализации внешнеэкономической деятель­ности в 1993-1997 гг. количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а импортные - существенно понижены.

В условиях снижения темпа инфляции, ограничения колебаний валютного курса в рамках валютного коридора, увеличения золо­то-валютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В июле 1993 г. иностранным фирмам и гражданам раз­решили открывать счета в рублях в коммерческих банках России. Это означало допуск нерезидентов на российский валютный рынок. С июня 1996 г. Россия официально приняла в полном объеме обязательства, налагаемые на страны - члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4). Присоединение к этой статье предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.

Банковский кризис 1994 года

Этот день в экономике России называют «черным вторником»,ставшим крупнейшим обвалом отечественной национальной валюты в новейшей истории и приведшего не только к окончательной победе доллара над рублем, но и отбросившего отечественную банковскую систему на несколько лет назад.

Объем ВВП России в 1994 года уменьшился на 15%, а размер бюджетного дефицита превысил планку в 5% от ВВП. При этом наполняемость российского бюджета в то время была низкой не только в связи с относительно невысокими поступлениями от экспорта (прежде всего энергоносителей), но и довольно слабой собираемостью налогов. Кроме того страной использовались займы от иностранных государств.

Первыми жертвами финансового кризиса стали российский рубль и отечественная банковская система. Национальная валюта в ходе только одной торговой сессии 11 октября на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) обесценилась более чем на 25%. Курс доллара вырос с отметки 3081 до 3926 (деноминированных) рублей, что стало самым большим падением с января 1992 года, когда было объявлено о либерализации цен.

Многие мелкие и средние кредитные организации той поры занимались в основном валютно-обменными операциями. "Черный вторник", вызванный значительными скачками обменного курса валюты, привел к тому, что многие банки лишились ликвидности, что в дальнейшем способствовало их разорению.

Не оказал должной поддержки банковскому сектору и Центробанк. Но тогда, в 1994 году, Центробанк не обладал такими возможностями по рефинансированию банковской системы, а также стабилизации ситуации на валютном рынке, что, в конечном итоге, и привело к тому, что масштабы и последствия "черного вторника" оказались значительными.

Кризис 1998 года

День 17.08.98 стал своеобразным рубежом, разделив жизнь страны и ее граждан на периоды «до» и «после» и окончательно разрушил иллюзии относительно повторения «большого скачка» и быстрого присоединения России к группе наиболее развитых западных держав.

В начале 1998 в обществе стали проявляться осторожно-оптимистические ожидания относительно будущего российской экономики.

Ожидалось, что в среднесрочной перспективе 98 год должен был закрепить наметившуюся в 97 году тенденцию преодоления экономического спада и создать предпосылки для будущего стабильного экономического роста. В 1 полугодии Правительству и Центральному Банку удавалось сдерживать острые проявления нарастающих экономических противоречий.

Решение бюджетных проблем осуществлялось за счет наращивания государственного долга и расходования золотовалютных резервов страны. Высокие процентные ставки свидетельствовали о серьезных проблемах в бюджетной среде и потенциальной неустойчивости валютного курса, связанной в том числе и с резким ухудшением состояния платежного баланса страны.

С середины августа кризис перешел в явную форму и охватил все стороны экономической жизни России: Правительство РФ оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг и выполнять свои текущие обязательства, произошла практически полная остановка финансовых рынков, золотовалютные резервы оказались на низком уровне, в банковском секторе возник системный кризис.

Последовавшая девальвация рубля определила новое состояние экономики, которое характеризуется скачком инфляций, потерей доверия населения к финансовой системе и банкам, ограничением возможностей рыночного финансирования экономики, усилением социальной напряженности.

Причинами кризиса считают:

− налогово-бюджетные проблемы, связанные с низким уровнем собираемости налогов, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам, ростом расходов по обслуживанию внутреннего государственного долга;

− рост взаимных платежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;

− неблагоприятные изменения конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, рост расходов по обслуживанию внешнего государственного долга и поддержанию завышенного курса рубля;

− обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из развивающихся стран и стран с переходной экономикой;

− нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства РФ выполнить свои финансовые обязательства.

Трагедия 17 августа обусловлена не текущими изменениями мировых нефтяных цен и кризисом на международном финансовом рынке, а отсутствием продуманной и ясно сформированной ситуации преобразований, подменяемой погоней за темпами либерализации и достижением стабильных значений отдельных макроэкономических показателей.

После кризиса 1998 года в России установилась благоприятная экономическая ситуация. До 2008 г. не наблюдалось значительных кризисных явлений, чему послужила грамотная экономическая политика государства.

Анализ экономики России в 90-е годы

Согласно Маастрихтским критериям:

1. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

Таблица 1. Доля общего дефицита государственного бюджета к ВВП в некоторых странах с переходной экономикой (в %) [1]

Страны     1992 1993 1994 1995 1996
Эстония     -0,3 -0,7 -1,3 -0,8 -1,4
Венгрия     -6,8 -6,7 -8,6 -6,7 ***
Латвия     -0,8 0,6 -4,0 -3,4 -1,3
Литва     *** -4,9 -4,7 -3,0 -3,4

Монголия

  -12,7 -14,6 -24,6 -11,1 -10,9
Польша     -8,0 -4,0 -2,0 -2,7 -2,7
Словакия     -11,9 -7,1 -1,3 -0,4 -1,5
Армения     -31 -56,1 -16,4 -9,9 -9,3

Азербайджан

  2,8 -15,3 -10,5 -5,4 ***
Беларусь     0,1 -4,2 -2,8 -2,6 -2,6
Болгария     -15,0 -15,7 -7,0 -6,0 -4,7
Грузия     -25,7 -26,2 -16,3 -5,7 ***

Казахстан

  -7,3 -1,2 -6,8 -3,3 -2,8
Киргизия     -17,4 -13,5 -8,4 -10,4 ***
Румыния     -4,6 -0,1 -1,0 -2,5 -2,2
Россия     -18,9 -7,6 -10,1 -5,0 -5,6

Таджикистан

  -30,5 -23,6 -2,7 -12,0 ***
Украина     -29,3 -10,3 -8,8 -3,5 ***

На таблице видно что с 1992 по 1996 год дефицит госбюджета превышает в среднем в 9 раз установленный Маастрихтским договором

 

2. Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

Таблица 2. Государственный долг [2]

 

ВВП в млрд. $

Внешний долг, млрд.долл. Внутренний долг, млрд.руб. Государственный долг к ВВП в %

1990

1102

64,8

400

4217,79%

1995

313,5

119,9

10,62

4163,32%

1996

391,8

120,4

76,76

5032,16%

1997

404,9

125,1

248,98

9238,82%

1998

271

123,5

450,97

21198,15%

3. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

Таблица 3. Уровень инфляции [3]

Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Инфляция, % 160,4 2508,8 839,9 215,1 131,3 21,8 11,0 84,4 36,5 20,2

 

 


[1] www.traktat.ru/tr/referats/id.10364.html

[2] ru.wikipedia.org/wiki/ Государственный _ долг

[3] уровень - инфляции. рф/



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: