Российский рубль в 90-е годы
С началом рыночных преобразований Россия ввела внутреннюю конвертируемость рубля по текущим международным операциям. Предприятия получили право в известных пределах покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Однако переход к конвертируемости рубля в полном объеме оказался в то время невозможным в связи с отсутствием объективных экономических и социальных предпосылок. Конвертируемость распространялась только на резидентов, т.е. юридические и физические лица России. Валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на российском рынке. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными.
Одновременно были существенно расширены валютные права населения. Граждане получили возможность осуществлять операции с иностранной валютой: открывать валютные счета, покупать и продавать иностранную валюту в уполномоченных банках. Они могут теперь выбирать, в какой форме им лучше держать свои сбережения - в наличных рублях, рублевых вкладах в банках, наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках. Однако запрещены вывоз, ввоз и пересылка за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 тыс. руб.; вывоз иностранной валюты сверх 500 долл. допускается при наличии справки уполномоченного банка о ее покупке. Иностранная валюта может при соблюдении правил таможенного контроля ввозиться в Россию неограниченно.
|
|
В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования объема и структуры внешнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания массированного вывоза, в первую очередь сырья и топлива. Импортные тарифы были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления производства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ программ либерализации внешнеэкономической деятельности в 1993-1997 гг. количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а импортные - существенно понижены.
В условиях снижения темпа инфляции, ограничения колебаний валютного курса в рамках валютного коридора, увеличения золото-валютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В июле 1993 г. иностранным фирмам и гражданам разрешили открывать счета в рублях в коммерческих банках России. Это означало допуск нерезидентов на российский валютный рынок. С июня 1996 г. Россия официально приняла в полном объеме обязательства, налагаемые на страны - члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4). Присоединение к этой статье предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.
|
|
Банковский кризис 1994 года
Этот день в экономике России называют «черным вторником»,ставшим крупнейшим обвалом отечественной национальной валюты в новейшей истории и приведшего не только к окончательной победе доллара над рублем, но и отбросившего отечественную банковскую систему на несколько лет назад.
Объем ВВП России в 1994 года уменьшился на 15%, а размер бюджетного дефицита превысил планку в 5% от ВВП. При этом наполняемость российского бюджета в то время была низкой не только в связи с относительно невысокими поступлениями от экспорта (прежде всего энергоносителей), но и довольно слабой собираемостью налогов. Кроме того страной использовались займы от иностранных государств.
Первыми жертвами финансового кризиса стали российский рубль и отечественная банковская система. Национальная валюта в ходе только одной торговой сессии 11 октября на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) обесценилась более чем на 25%. Курс доллара вырос с отметки 3081 до 3926 (деноминированных) рублей, что стало самым большим падением с января 1992 года, когда было объявлено о либерализации цен.
Многие мелкие и средние кредитные организации той поры занимались в основном валютно-обменными операциями. "Черный вторник", вызванный значительными скачками обменного курса валюты, привел к тому, что многие банки лишились ликвидности, что в дальнейшем способствовало их разорению.
Не оказал должной поддержки банковскому сектору и Центробанк. Но тогда, в 1994 году, Центробанк не обладал такими возможностями по рефинансированию банковской системы, а также стабилизации ситуации на валютном рынке, что, в конечном итоге, и привело к тому, что масштабы и последствия "черного вторника" оказались значительными.
Кризис 1998 года
День 17.08.98 стал своеобразным рубежом, разделив жизнь страны и ее граждан на периоды «до» и «после» и окончательно разрушил иллюзии относительно повторения «большого скачка» и быстрого присоединения России к группе наиболее развитых западных держав.
В начале 1998 в обществе стали проявляться осторожно-оптимистические ожидания относительно будущего российской экономики.
Ожидалось, что в среднесрочной перспективе 98 год должен был закрепить наметившуюся в 97 году тенденцию преодоления экономического спада и создать предпосылки для будущего стабильного экономического роста. В 1 полугодии Правительству и Центральному Банку удавалось сдерживать острые проявления нарастающих экономических противоречий.
Решение бюджетных проблем осуществлялось за счет наращивания государственного долга и расходования золотовалютных резервов страны. Высокие процентные ставки свидетельствовали о серьезных проблемах в бюджетной среде и потенциальной неустойчивости валютного курса, связанной в том числе и с резким ухудшением состояния платежного баланса страны.
С середины августа кризис перешел в явную форму и охватил все стороны экономической жизни России: Правительство РФ оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг и выполнять свои текущие обязательства, произошла практически полная остановка финансовых рынков, золотовалютные резервы оказались на низком уровне, в банковском секторе возник системный кризис.
|
|
Последовавшая девальвация рубля определила новое состояние экономики, которое характеризуется скачком инфляций, потерей доверия населения к финансовой системе и банкам, ограничением возможностей рыночного финансирования экономики, усилением социальной напряженности.
Причинами кризиса считают:
− налогово-бюджетные проблемы, связанные с низким уровнем собираемости налогов, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам, ростом расходов по обслуживанию внутреннего государственного долга;
− рост взаимных платежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;
− неблагоприятные изменения конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, рост расходов по обслуживанию внешнего государственного долга и поддержанию завышенного курса рубля;
− обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из развивающихся стран и стран с переходной экономикой;
− нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства РФ выполнить свои финансовые обязательства.
Трагедия 17 августа обусловлена не текущими изменениями мировых нефтяных цен и кризисом на международном финансовом рынке, а отсутствием продуманной и ясно сформированной ситуации преобразований, подменяемой погоней за темпами либерализации и достижением стабильных значений отдельных макроэкономических показателей.
После кризиса 1998 года в России установилась благоприятная экономическая ситуация. До 2008 г. не наблюдалось значительных кризисных явлений, чему послужила грамотная экономическая политика государства.
Анализ экономики России в 90-е годы
Согласно Маастрихтским критериям:
1. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.
Таблица 1. Доля общего дефицита государственного бюджета к ВВП в некоторых странах с переходной экономикой (в %) [1]
Страны | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | ||||
Эстония | -0,3 | -0,7 | -1,3 | -0,8 | -1,4 | ||||
Венгрия | -6,8 | -6,7 | -8,6 | -6,7 | *** | ||||
Латвия | -0,8 | 0,6 | -4,0 | -3,4 | -1,3 | ||||
Литва | *** | -4,9 | -4,7 | -3,0 | -3,4 | ||||
Монголия
| -12,7 | -14,6 | -24,6 | -11,1 | -10,9 | ||||
Польша | -8,0 | -4,0 | -2,0 | -2,7 | -2,7 | ||||
Словакия | -11,9 | -7,1 | -1,3 | -0,4 | -1,5 | ||||
Армения | -31 | -56,1 | -16,4 | -9,9 | -9,3 | ||||
Азербайджан | 2,8 | -15,3 | -10,5 | -5,4 | *** | ||||
Беларусь | 0,1 | -4,2 | -2,8 | -2,6 | -2,6 | ||||
Болгария | -15,0 | -15,7 | -7,0 | -6,0 | -4,7 | ||||
Грузия | -25,7 | -26,2 | -16,3 | -5,7 | *** | ||||
Казахстан | -7,3 | -1,2 | -6,8 | -3,3 | -2,8 | ||||
Киргизия | -17,4 | -13,5 | -8,4 | -10,4 | *** | ||||
Румыния | -4,6 | -0,1 | -1,0 | -2,5 | -2,2 | ||||
Россия | -18,9 | -7,6 | -10,1 | -5,0 | -5,6 | ||||
Таджикистан | -30,5 | -23,6 | -2,7 | -12,0 | *** | ||||
Украина | -29,3 | -10,3 | -8,8 | -3,5 | *** |
На таблице видно что с 1992 по 1996 год дефицит госбюджета превышает в среднем в 9 раз установленный Маастрихтским договором
2. Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.
Таблица 2. Государственный долг [2]
| ВВП в млрд. $ | Внешний долг, млрд.долл. | Внутренний долг, млрд.руб. | Государственный долг к ВВП в % |
1990 | 1102 | 64,8 | 400 | 4217,79% |
1995 | 313,5 | 119,9 | 10,62 | 4163,32% |
1996 | 391,8 | 120,4 | 76,76 | 5032,16% |
1997 | 404,9 | 125,1 | 248,98 | 9238,82% |
1998 | 271 | 123,5 | 450,97 | 21198,15% |
3. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.
Таблица 3. Уровень инфляции [3]
Год | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Инфляция, % | 160,4 | 2508,8 | 839,9 | 215,1 | 131,3 | 21,8 | 11,0 | 84,4 | 36,5 | 20,2 |
[1] www.traktat.ru/tr/referats/id.10364.html
[2] ru.wikipedia.org/wiki/ Государственный _ долг
[3] уровень - инфляции. рф/