Понятие и виды источников римского частного права

Понятие и основные черты римского частного права

Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле – совокупность правовых норм, в субъективном смысле – право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфикций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.

 

Понятие и виды источников римского частного права

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

Римское право различало несколько видов источников:

1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);

в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);

3) плебисциты – акты, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

5) Папирусы,изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: