double arrow

Антитеза и другие противопоставления


Антитеза — это фигура мысли (лат. амплификация — «распро­странение, введение дополнительных способов выражения мыс­ли»), основанная на противопоставлении сравниваемых, сопо­ставляемых явлений, на контрасте. Она нередко аллегорична, не­сет в себе иносказание.

Языковой, лексической основой антитезы служат антонимы; впрочем, некоторые виды антонимов, например окказиональные, контекстуальные, сами являются продуктом противопоставлений {от колыбели до могилы, огонь—лед, небо и земля) образов, поэти­ческих текстов.

Эффект антитезы — в опоре на закон ритма, симметрии и конт­раста, на силу и глубину восприятия человеком контрастных яв­лений: выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее в по­темках.

В антитезе могут противопоставляться не только предметы и явления, но и свойства одного предмета: домище — домик—домишко, это не город, а городишко, по дороге ползли машины, машинищи. Противопоставленные понятия в антитезе могут причудливо пе­реплетаться, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица);

Как медлит время, когда мы спешим,

И как оно спешит, когда мы медлим!

(М.Лисянский)

Антитеза может быть сжатая («Толстый и тонкий» А. П. Чехо­ва, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Война и мир» Л. Н. Тол­стого), противопоставляться могут целые картины — плодород­ные поля и бесплодная пустыня; человеческие характеры; нако­нец, на антитезе строится композиция целых произведений: борьба добра и зла, подлости и благородства, чести и коварства... Воз­можно, что это самая употребляемая фигура, излюбленная как поэтами, так и говорящими в быту.

Антитезы-парадоксы:

Можно встретить старика лет двадцати — и юношу в пятьдесят.

(А.И.Герцен)

Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людь­ми и маленькими вещами.

(И.Ильф, Е.Петров)

Ведь не без основания и не без справедливой причины тот факт, что тогда эллины так рвались к свободе, а теперь так расположе­ны к рабству. Было тогда, было, Афиняне, нечто такое в образе мыслей большинства, чего теперь нет, что и одержало верх над богатством Персов и вело к свободе Элладу, которая не уступала никому ни в морском, ни в пешем сражении... Теперь же все поте­ряно, все расстроилось и во всех делах низ стал верхом.

(Демосфен)


Сейчас читают про: