Маастрихтские критерии

III Введение широкой конвертируемости рубля с 1999г-2006гг. Период финансового оздоровления.

    Введение внешней конвертируемости рубля не приведет к спекулятивным атакам на рубль и истощению валютных резервов, чего опасаются многие эксперты. К основным предпосылкам введения полной конвертируемости (обратимости) валют относят: общую стабилизацию экономики; сокращение дефицита государственного бюджета; низкие темпы инфляции; уменьшение дефицита счета текущих операций; урегулирование внешней задолженности страны; накопление достаточных официальных золотовалютных резервов; нормализацию социально-политической обстановки в стране; высокую степень интеграции национального хозяйства в мировую экономику; доверие к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом. Российская экономика растет довольно высокими темпами уже несколько лет, и главным препятствием для ее дальнейшего подъема является недостаточность инвестиций в основной капитал перерабатывающих отраслей. Но для их стимулирования, особенно прямых иностранных инвестиций, и нужна внешняя обратимость рубля. Бюджет России характеризуется устойчивым профицитом, причем значительным. Весьма велико и положительное сальдо торгового баланса. Политическая ситуация в стране стабильна, а при золотовалютных резервах, превысивших в мае 2006 г. 235 млрд. долл., российское государство может не опасаться атак на рубль валютных спекулянтов.                                                       Что касается "бегства от рубля", в том числе резидентов, то оно может произойти и сейчас при ожидании девальвации рубля. Единственная защита от этого - обеспечение достаточного поступления иностранной валюты в страну путем проведения правильной курсовой политики при снижении инфляции. Высокая инфляция при стабильности валютного курса ухудшает конкурентоспособность российских товаропроизводителей, что негативно сказывается на экономическом развитии. В свою очередь снижение темпов роста цен в условиях складывающейся внешнеэкономической конъюнктуры - задача не столько монетарной (хотя ее роль нельзя недооценивать), сколько антимонопольной и налоговой политики (особенно в части таможенных пошлин на экспорт сырья). Поэтому важнейшим условием введения полной конвертируемости рубля является подавление инфляции до уровня 3 - 4% в год, характерного для стран - наших основных торговых партнеров.
Как видим, практически все предпосылки введения полной конвертируемости национальной валюты, кроме подавления инфляции, в России присутствуют. В ближайшие годы главные усилия должны быть направлены на прекращение роста цен, в первую очередь прямо или косвенно регулируемых государством. Роль правительства в сдерживании инфляции необходимо повысить, используя немонетарные методы регулирования цен, в том числе ограничив рост тарифов естественных монополий в среднем 3% в год. При этом "Газпром", РАО ЕЭС и другие естественные монополии должны снизить свои раздутые издержки, что станет условием предоставления им государственных кредитов на инвестиции. Тогда сформируется и последняя предпосылка достижения фактической полной конвертируемости рубля - будет обеспечено доверие к российской денежной единице внутри страны и за рубежом.

                          Валютный курс рубля

С возрастающим воздействием экспорта и импорта на развитие российской экономики неразрывно связан валютный курс рубля. С 2002 г. ежегодная инфляция в России составляла 10–15 % в сравнении с примерно 1–2%-ной инфляцией развитых стран и 3–5%-ной инфляцией (в среднем) по развивающимся странам. При прочих равных условиях, казалось бы, валютный курс рубля, например, в европейской или американской валютах должен был бы снижаться хотя бы по 10 % в год.


ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ ПО СРАВНЕНИЮ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

• Ежегодная инфляция в России (с 2002 г.) – 10–15 % в год;

• в развивающихся странах – 3–5% в год (в среднем);

• в развитых странах – 1–2% в год.

Но этого не происходило. Наоборот, валютный курс рубля укреплялся по отношению к валютам развитых стран. Еще в конце 1998 г. установился рыночный курс рубля и доллара в соотношении 1 доллар равен 25 рублям. Затем курс доллара немного вырос, превысив 30 рублей (2002 г. – 31,35 рубля за 1 доллар). С 2003 г. курс рубля стал довольно быстро расти, и уже в 2007 г. стал выше 1998 г., а в 2008 г. достиг почти 23 рублей. Между тем розничные цены с 1998 г. выросли в 7,9 раза у нас и менее чем на 30 % в США. Естественно, рубль оказался намного переоценен, что было связано с огромным притоком валюты в страну прежде всего из-за повышения цен на нефть и газ, а также в связи с увеличивающимся притоком иностранного капитала вместо его оттока в прошлые годы.

РЫНОЧНЫЙ КУРС РУБЛЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЛАРУ

• 1998 г. – 1 доллар равен 25 рублям;

• 2002 г. 1 доллар – 31,35 рубля; + 2008 г. 1 доллар – почти 23 рубля.

Розничные цены с 1998 г. выросли в 7,9 раза у нас и менее чем на 30 % в США.

Вытеснение с рынка отечественной продукции

Высокий курс рубля по отношению к доллару и в меньшей мере по отношению к европейским валютам привел к тому, что импорт продукции в Россию из дальнего зарубежья сделался сверхприбыльным и получил неоспоримое конкурентное преимущество перед отечественной продукцией, начав вытеснять ее с рынка. Импор-тозамещение стало попросту экономически не выгодно. С другой стороны, сильный курс рубля подрезал стимулы, уменьшив прибыльность отечественного экспорта,

Сокращение экспорта российских товаров в дальнее зарубежье сократилось с 2001 г.:

• в машиностроении – с 8,7 до 4 %;

• в химической промышленности – с 6,7 до 5 %;

• в легкой промышленности – с 0,9 до 0,2 %.

прежде всего экспорта готовой продукции и инновационной продукции. Поэтому, как только курс рубля стал расти, доля экспорта готовой продукции из России стала сокращаться. Доля экспорта машиностроения в дальнее зарубежье, например, с 2001 г. сократилась с 8,7 до 4 %, экспорт химической промышленности – с 6,7 до 5 %, легкой промышленности – с 0,9 до 0,2 %.

Таблица1. Воздействие валютного курса рубля на товарный экспорт / импорт

Показатель 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Прочий экс-порт, млрд. долл.* 51,9 51,6 48,4 46,5 44,6 52,2 49,8 51,0 62,2 83,0 94,9 112,8 135,8 161,5 112,7
Импорт, млрд. долл. 62,6 68,1 72,0 58,0 39,5 44,9 53,8 61,0 76,1 97,4 125,4 164,3 223,5 291.9 191,8
Прочий экспорт / Импорт, % 82,9 75,8 67,2 80,0 112,9 116,3 92,6 83,6 81,7 85,2 75,7 68,7 60,8 55,3 58,8

1.www.cbr.ru.

Маастрихтские критерии

Маастрихтским договором определены важнейшие финансово-экономические критерии для участия в валютном союзе (так называемые маастрихтские критерии, или критерии конвергенции):                                    · дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП (в рыночных ценах);                                                                                          · государственный долг не должен превышать 60% ВВП (в рыночных ценах);                                                                                                                   · темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5 процентных пункта аналогичный усредненный показатель трех государств, в которых отмечается наименьший рост цен;                                                                       В отношении двух первых критериев Маастрихтский договор демонстрирует гибкий подход. Так, дефицит государственного бюджета может превышать трехпроцентный уровень, если "это превышение носит исключительный и временный характер и его величина незначительно превышает справочное значение" (ст. 104 с).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: