Юридические лица в римском праве

 

Создание и понятие юридического лица составляет одну из крупнейших заслуг римского права. Даже во времена наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наиболее оживленной международной торговли юридические лица значительной роли не играли.

Исторически уже в Законах XII таблиц упоминаются разного рода корпорации религиозного и профессионального характе­ра. В дальнейшем, по мере развития торгового оборота, была установлена нераздельность и обособленность имущества кор­порации. На определенном этапе развития появились и "муниципии" — муниципальные образования, за которыми были признаны, помимо всего прочего, также права истца и ответчика, то есть гражданско-процессуальная правоспособность.
Со временем как некое единое целое стало рассматриваться и государственное имущество (казна), от имени которого высту­пает магистрат.
Муниципии, а позже и корпорации получили возможность на­следования.

2. Можно выделить несколько признаков юридических лиц по рим­скому праву:

а)корпорация рассматривалась в обороте как физическое лицо, то есть наделялась его свойствами;
б) корпорации состояли из определенного количества членов, но они не прекращались, если их состав менялся, — главным было на­личие согласия между участниками юридического лица;
в) имущество корпорации обосабливалось от имущества ее участников и было принадлежностью юридического лица как целого;
г)корпорация выступала в гражданском обороте через своих пред­ставителейфизических лиц, которые имели на то соответст­вующие полномочия.

3. Римское право знало три вида юридических лиц:

Корпорации создавались по религиозному или профессиональному принципу. Это были союзы жрецов (коллегии понтификов, ав­гуров); союзы должностных лип (писцов, счетоводов); произ­водственные союзы - цехи (союзы ремесленников, торговцев, булочников и т. д. по однородности деятельности).
Вначале допускалась почти полная свобода создания корпора­ций, лишь бы их устав не противоречил законам. С переходом к монархии корпорации стали вызывать подозре­ние у властей, и поэтому практически все они (кроме древ­нейших) были распущены. После этого был издан закон, су­щественно затруднявший создание новых корпораций, так как на их образование теперь требовалось специальное разрешение Сената, а иногда еще и санкция самого императора.
Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физиче­ские лица. Имущество, закрепленное за корпорацией, принад­лежало самой корпорации, и поэтому выбывающий не имел права требовать выдела какой-либо доли. И только в случае прекращения деятельности корпорации ее имущество делилось между последним составом ее членов.
Муниципии — политические союзы внутри терри­тории Римского государства наравне с цивитас, колониями и ре­спубликами.
Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации.Так, помимо собственного имущества и органов управления, муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам.
Корпорации получили такое право лишь со II в. н.э.
Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а кор­порации — только при наличии специальной привилегии. Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (фискус).

16. Отношения родства у римлян: сородичи, агнаты и когнаты.

В римском праве различались два вида родства:

а)агнатическое;

б)когнатическое.

а)Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола»
Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.

К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье. Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.
Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» – «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.
Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.
В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.
Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.
Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.
С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

б)Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

  1. родственники по прямой или боковой линии (дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);
  2. брачные и внебрачные родственники;
  3. полнородные (от одних и тех же предков) или полуродные (от одного отца и разных матерей, или наоборот, от одной матери и разных отцов).

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству:

  • консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;
  • патриархальная семья (familia) сменила консорциум;
  • когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию.

С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи (cognatio servilis); это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: