Принципат Августа и доминат Диоклетиана: республиканские и монархические структуры

Народное собрание при Августе все больше теряет свое значение. В эту эпоху в своей подавляющей массе оно состояло из деклассированных городских элементов. Октавиан провел ряд мер по укреплению рабовладения. При нем был издан закон, по которому в случае насильственной смерти господина все рабы, находившиеся с ним под одной кровлей, предавались казни. Август ограничил отпуск рабов на волю и запретил зачисление отпущенников в высшие сословия. Правление Августа ознаменовалось крупными военными реформами. Римская армия теперь была постоянной. Ее легионы не распускались после походов, как легионы периода республики. Армия имела устойчивые организационные формы, иерархию командного состава, систему воспитания и обучения и была постоянной регулярной армией. В этот период наемными были лишь вспомогательные войска. Параллельно с окончательным оформлением регулярной армии шло создание постоянного флота. Хотя в эпоху империи не было ни одного морского сражения, интересы безопасности внутренних морских путей требовали содержания на Средиземном море нескольких эскадр. Была создана так называемая преторианская гвардия. Эта была привилегированная часть войска: преторианцы служили 16 лет (легионеры - 20) и получали в год 20 тыс. сестерциев жалованья (легионеры - 12 тыс.); набирались они исключительно из италиков. Внешняя политика Августа также отличалась осторожностью. Император, всюду стремившийся восстановить старое, и здесь хотел только укрепить расшатанные границы римской державы и поднять престиж римского имени, упавший за время гражданских войн. Август предпочитал распространять римское влияние не столько путем войн, сколько путем дипломатических переговоров. Так удалось поставить в зависимость от Рима Армению и Боспорское царство. В Парфянском царстве происходила борьба из-за престолонаследия, и каждая из борющихся партий обращалась к Риму за поддержкой. Пользуясь этим, Август добился от парфян выдачи всех римских трофеев и пленных. Однако центр тяжести внешней политики Августа лежал на Дунае и на Рейне, так как именно здесь границы империи являлись особенно ненадежными. Германцы неоднократно переправлялись через Рейн и опустошали Галлию. Проникновение римлян в глубь Германии при Августе вначале осуществлялось довольно успешно, но затем началось восстание германских племен. В 14 г. н. э. Август умирает. Он не обладал сверхчеловеческой энергией Цезаря, широтой его кругозора и его изумительной одаренностью. Однако Август оказался умным и трезвым политиком, расчетливым и осторожным. Он был хорошим организатором, умевшим подбирать себе одаренных помощников. В целом утвердившийся при Августе политический строй обеспечил Римской державе два столетия мира и процветания и оказал глубокое воздействие на последующую историю европейской цивилизации.

Доминат Диоклетиана В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия — период домината. Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре — орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики и ведомство финансовое. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.. Многое принадлежит здесь странам греческого мира: земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе; здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты «почетных граждан» и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города. В III веке н. э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части — Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу. В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части. Административная реформа Диоклетиана — сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен «солдатских императоров», предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя — цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи.

14) Раннехристианская церковь и римское общество и государство в I – III вв. н.э.: взаимоотношения, причины противостояния. Взаимоотношения христианства с римским государством в первые три века выразились в основном в гонениях.Проповедь христианской веры была очень успешной, по крайней мере, в пределах огромной Римской державы. В самом Риме была очень большая еврейская община, поэтому и Церковь христианская, которая обычно появлялась там, где существовала еврейская община, очень рано появилась и в Риме. Но затем скоро выяснилось, что и иудеи, и язычники видят в христианстве «угрозу своим национальным традициям». Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. К ним применялись одинаковые законы. В дальнейшем правительство различало религии покоренных народов: «дозволенные и недозволенные». Для римлян критерием истинности религии являлась ее давность, в силу чего христианство воспринималось как ересь, выделившуюся из иудаизма. «Новая религия», к тому же не национальная, не могла быть одобрена римскими гражданами.Христианство признавалось недозволенным. Его быстрое распространение считали опасным для национальной веры – язычества, потому что «в отличие от либеральных доктрин новейших времен, Рим не рассматривал религию, как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом».Языческое общество, в особенности простой народ, считали христиан безбожниками за их уклонение от языческих увеселений и зрелищ. Более злонамеренные язычники стали приписывать христианам самые гнусные преступления, вплоть до обвинений их в том, что они умерщвляют младенцев, питаясь их телом и кровью. Их считали людьми самой позорной жизни и человеконенавистниками. «Ненависть к христианству объясняется совершенно естественной ненавистью толпы ко всему духовно значимому, ко всему из ряда вон выходящему». Языческий мир к моменту появления христианской Церкви был в состоянии кризиса и разложения, это был духовно угасающий мир, в то время как Церковь была полна духовного горения, самой сильной жизненной энергии. «Естественно, что первые христиане резко выделялись на фоне языческого общества, и сами бывали вынуждены рвать связи, которые их с этим обществом соединяли».Обычно власти обвиняли христиан в нарушении закона об оскорблении царского достоинства: «если христианин считает религию Олимпа ложной религией, а именно, богам Олимпа поклоняется император, значит, христианин считает императора демонопоклонником. Кроме того, христиане имели дерзость не верить в божественность императорской генеалогии (Цезарь производил свой род прямо от Венеры)». Непризнание императора богом, отказ в принесении ему жертв и поклонении его изображению породили подозрение к христианам в измене.«Христианами становились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем принимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и эторассматривалось как большая политическая опасность». Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков, которые под покровом религиозных стремлений замышляют ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение трех веков.До имп. Нерона (55-68) преследования были частные и случайные. Первое настоящее гонение началось при нем. Нерон сжег более половины Рима, обвинив при этом христиан в поджоге. А так как о «христианах сложилось уже мнение как о людях самой позорной жизни и человеконенавистниках, то народ без труда поверил такой клевете, и как правительство, так и народ начали преследовать христиан».Три века – с середины первого века христианской эры и до середины ее четвертого века – христианство было гонимо Империей. Но страшные гонения не смогли сломить христианскую Церковь, потому что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). Кровь мучеников действительно стала семенем Церкви.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: