Рубежные контрольные мероприятия.
Контрольная работа №1 «Оценка радиационного риска»
Цели: 1. Освоить методику оценки радиационного риска после ядерных взрывов для персонала промышленного объекта.
2. выработать навыки выполнения расчетно-графических работ по оценке ущерба чс военного характера.
Контрольная работа №2 «Оценка химического риска»
3адача 1. Оценка риска химической аварии.
Цель: Оценить возможные последствия аварии (разрушения) резервуара с ОХВ для персонала ХОО.
Задача 2. Оценка потенциальной опасности ХОО
Цель: Освоить оценку потенциальной опасности ХОО путем расшифровки индекса опасности.
Задача 3. Оценка риска техногенной ЧС по индивидуальному риску гибели персонала в аварии.
Цель: - определить потенциальную опасность ОЭ по индивидуальному риску гибели персонала в аварии.
Контрольная работа №3: "Оценка взрывопожарного риска".
Задача 1. Оценка риска взрыва.
Цель: Определить возможные последствия взрывов конденсированных и диспергированных взрывчатых веществ.
|
|
Задача 2. Оценка потенциальной опасности объекта, использующего взрывчатые вещества.
Цель. Оценить потенциальную опасность ОЭ по размерам зоны поражения ударной волной.
Задача 3. Оценка пожарного риска.
Цель: Оценить риск возгорания элементов объекта экономики и поражения людей при пожаре разлития горючей жидкости.
Реферат: "Катастрофические природные и техногенные чрезвычайные ситуации на планете в текущем году".
Контрольная летучка (итоговая)
В дисциплине «Управление предприятием в ЧС», можно выделить два раздела:
- управление рисками - «риск менеджмент» (управление предприятием до возникновения ЧС- снижение вероятности возникновения ЧС, минимизация ущерба от ЧС в случае невозможности его полного исключения);
- управление предприятием в чрезвычайных ситуациях (минимизация ущерба от ЧС и исключение возникновения вторичных поражающих факторов).
Эти разделы можно объединить под общим названием – «Управление безопасностью» - т.е. мерами, направленными на достижение приемлемого риска.
Цель управления рисками –минимизация и удержание на таком уровне, который позволит поддерживать гарантийную безопасность населения, экономики, условий безопасного функционирования всей социально-экономической системы во взаимосвязи с окружающим миром.
2. История проблемы управления рисками.
Этапы развития «теории риска».
Когда на смену примитивным станкам, приводимым в движение человеческими мускулами, пришли мощные агрегаты, небрежное обращение с которыми стало грозить работающему серьезной травмой, возникла техника безопасности — свод простых и эффективных эмпирических правил.
|
|
Сегодня оператор имеет дело со сложнейшими промышленными комплексами, и простых эмпирических правил уже недостаточно. Техника безопасности сменяется теорией надежности, которая предсказывает, как долго проработает интересующий узел, но ничего не говорит о том, что лучше предпринять в случае его отказа.
Теория надежности сменяется теорией безопасности, иначе теорией риска способной обнаруживать наиболее рискованные звенья производственных комплексов и подсказывать оптимальные пути их замены,
а также предсказывать как будут развиваться события в случае той или иной аварии, как действовать, чтобы предельно уменьшить последствия.
Сущность инженерного (модельного, экспертного, социологического) метода выявления риска.
Сложные проблемы возникают и при измерении риска. Здесь существуют четыре разных подхода.
Первый — инженерный. Он опирается на статистику поломок и аварий, на вероятностный анализ безопасности (ВАБ): построение и расчет так называемых деревьев отказов и деревьев событий. С помощью первых предсказывают, во что может развиться тот или иной отказ техники, а деревья событий, наоборот, помогают проследить все причины, которые способны вызвать какое-то нежелательное явление. Когда деревья построены, рассчитывается вероятность, реализации каждого из сценариев (каждой ветви), а затем — общая вероятность аварии на объекте.
Второй подход, модельный, — построение моделей воздействия вредных факторов на человека и окружающую среду. Эти модели могут описывать как последствия обычной работы предприятий, так и ущерб от аварий на них.
Первые два подхода основанына расчетах, однако для таких расчетов далеко не всегда хватает надежных исходных данных. И тогда настает очередь
третьего подхода — экспертного: вероятности различных событий, связи между ними и последствия аварий определяют не вычислениями, а опросом опытных экспертов.
Наконец, в рамках четвертого подхода — социологического — исследуется отношение населения к разным видам риска, например, с помощью социологических опросов.
Сущность факторов рисков (значимость, распределение угрозы по времени, контролируемость, добровольность, новизна).
Значимость последствий. При оценке риска важную роль играет то, какие потребности человека будут удовлетворены с помощью данной технологии в случае благоприятного исхода и чем грозит ему неблагоприятный исход.
Распределение угрозы по времени. Люди относятся терпимее к частым мелким авариям, чем к редким катастрофам с большим числом жертв, даже если суммарные потери в первом случае намного больше, чем во втором.
Контролируемость. Человек готов идти на большую степень риска в ситуации, когда он может предпринять какие-то меры для предотвращения негативных последствий, когда многое зависит от его личных действий, а не только от стечения внешних обстоятельств.
Добровольность. Люди могут примириться с риском в тысячу раз большим, если он принят ими добровольно, а не навязан извне.
Новизна. Общество проявляет большую терпимость к старым, хорошо известным технологиям, чем к новым, о которых оно мало что знает.
3. Термины и определения основных понятий.
Файоль Анри (1841-1925) — французский ученый, горный инженер, оказал значительное влияние на формирование классических представлений о менеджменте.
Управление (менеджмент) - процесс планирования, организации, руководства и контроля деятельности организации, направленный на эффективное достижение поставленных перед ней целей.
Управление риском (риск-менеджмент) в широком смысле — искусство и наука обеспечения успешного функционирования объекта вусловиях риска.
|
|
Управление риском (риск-менеджмент) в узком смысле — уменьшение любых случайно возникающих убытков.
Управление рисками (риск-менеджмент) на уровне фирмы — есть управление, направленное на снижение убытков, связанных с экономическими рисками.
Система управления — совокупность объекта управления, субъекта управления, а также прямых и обратных связей между ними.
Контур управления — замкнутая цепь: субъект управления, управляющее воздействие (прямая связь), объект управления, обратная связь, субъект управления.
Звено управления — структурное подразделение или должностное лицо, выполняющее функции управления.
Функция управления — совокупность повторяющихся управленческих действий, объединенных единством содержания.
Система - (systema - гр. "целое, составленное из частей") - целостная совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая определенную структуру и взаимодействующая с окружающей средой в интересах достижения цели.
Организаци я - одна из функций управления.
Теория организации — 1) система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития; 2) раздел теории организации, изучающий организацию как систему, как субъекта хозяйственной деятельности
Иерархическая система — система с многоуровневой структурой, элементы которой расположены по уровням в порядке от высшего к низшему, т. е. в порядке подчинения.
Критерий — 1) признак, на основании которого производится оценка, дается определение или классификация чего-либо; 2) мера оценки.
Метод - (methodos - "путь к чему либо" греч.) - упорядоченная деятельность по достижению определенной цели; - совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.
1)способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием практического или теоретического познания действительности; 3) определенным способом упорядоченная деятельность.
|
|
Методы исследования: индукция - от фактов к обобщению. Формы: обобщающе-описательная; статистическая и абстрактно-аналитическая.
Методика — 1) совокупность методов (приемов) целесообразного проведения какой-либо работы; 2) конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма.3)- правила и средства деятельности, конкретный инструментарий исследования.
Методология — 1) учение о научном методе познания; 2) учение о логической организации какой-либо деятельности. Методология - логически организованная последовательность операций.
Принцип -(principium - начало, основа (лат.))