Понятие социальной установки

Глава 1. Теоретическое обоснование проекта

Социальные установки - один из сильнейших механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Зная о социальных установках конкретного человека, можно предсказать, как бы он повёл себя в определённой ситуации.

Необходимо сразу объяснить различия между двумя внешне схожими терминами: «социальная установка» и «установка».  Их часто путают в силу того, что набор определений, раскрывающий содержание этих двух понятий, действительно схож: "склонность", "направленность", "готовность".

Д.Н. Узнадзе, известный представитель советской психологической школы, ввёл такое понятие установки:

«Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека. По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания»[1].

Установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Что же такое социальная установка?

В современной социальной психологии чаще всего используется определение социальной установки, которое было дано Г. Олпортом (1924):

«… социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определённым образом в отношении объекта, детерминированное её прошлым опытом»[2].

 

Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Она связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение.

С английского – attitude – «состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определённым объектом в определённых условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта». Такое определение дают У.Томас и Ф.Занецкий в 1920[3].

Социальные объекты в данном случае – в широком смысле: институты общества, государства, явления, события, нормы, группы, личности и т.д.

Именно Томас и Занецкий начали исследование социальных установок. Это произошло в 1918 году при рассмотрении ими проблемы адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» они определяли социальную установку (аттитюд) как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», переживание смысла этой ценности. Их основной интерес был сконцентрирован на том, как социальная среда и культура в целом могут определять отношение людей к некоторым социальным объектам, значимым для них. (У. Томасом и Ф. Знанецким была разработана типология личностей в соответствии с характером их адаптации к социальному окружению: 1) мещанский тип (характеризуется устойчивыми, традиционными установками); 2) богемный тип (нестойкие и несвязные установки, но высокая степень приспособляемости); 3) творческий тип, способный к изобретениям и нововведениям в связи с гибкостью и креативностью своих установок. Именно «творческие» личности, по мнению этих авторов, способствуют развитию общественной жизни и культуры). Сама природа социальной системы определяется характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и установки.

У. Томас и Ф. Знанецкий показали, что изменение условий жизни по большей части вело к смене представлений о значимости социальных объектов и их оценки людьми, т.e. к смене социальных установок. В случаях, когда определение ситуации индивидами не совпадало с групповыми (социальными) ценностями, могли возникать и развиваться конфликты, приводящие в свою очередь к дезадаптации людей, а в конечной итоге – к социальной дезинтеграции. В качестве причин, побуждающих к изменению социальных установок, назывались четыре основных желания (потребности) человека: новый опыт, безопасность, признание и господство.

Предполагалось, что аттитюд удовлетворял эти желания человека через изменение отношения к ценностям (определенным социальным объектам) в, соответствие с нормами, принятыми в данном социуме.

Таким образом, изначально «изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации.

В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения.

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида(её так же называют поведенческой).

Социальные установки оказываются взаимосвязанными, взаимозависимыми и нередко противоречивыми компонентами сложной системы. Именно эта система социальных установок выполняет функцию регуляции социального поведения человека в целом, его взаимодействия с социальной средой во всех возможных проявлениях. Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними[4].

Кроме того, выделяют познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции) и оценочную (предопределяет оценки) функции.

Часто выделяются такие важные типы социальных установок как перцептивная установка, стереотипы и предрассудки, представляющие устойчивые и относительно закрытые от влияния нового опыта формы существования социальной установки. Они выполняют защитную функцию, благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения, например, у членов одной семьи, трудового коллектива, социальной или этнической группы. Такая «конформизация» социальных установок индивида под существующие групповые нормы и правила выполняет функцию получения ими социального одобрения от социального окружения. Таким образом, социальная установка защищает самооценку субъекта в группе – он приобретает опыт думать и действовать в соответствии с групповыми нормами и ценностями и воздерживаться от несанкционированных форм поведения[5].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: