Сущность, виды и функции заработной платы, принципы ее организации

 

Заработная плата имеет правовой и экономический аспекты. Юридическое понятие заработной платы дано в статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь. В соответствии с данной статьей “ заработная плата - это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время”.

Поскольку заработная плата выплачивается в основном в денежной форме, изменение цен на товары широкого потребления и услуги, ставок налогов может изменить ее реальное содержание. В связи с этим различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная (или денежная) заработная плата – это количество денег, полученных работником за выполненную работу. Реальная заработная плата определяется тем количеством товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

В условиях рыночной экономики заработная плата выполняет стимулирующую, воспроизводственную и регулирующую функции.

Стимулирующее назначение заработной платы состоит в том, чтобы создать материальную заинтересованность в индивидуальных и коллективных результатах труда, повышении эффективности производства товаров и услуг, улучшении качественных показателей работы.

Воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи.

Регулирующее назначение заработной платы заключается в ее воздействии на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование персонала, численности работников и уровень их занятости.

4.6 Государственное регулирование оплаты труда.

Механизм регулирования заработной платы в условиях рыночных отношений должен основываться на сочетании государственного и договорного регулирования. Система регулирования оплаты труда представлена на рисунке

 

 


Одной из основных задач государственного регулирования является установление минимальной заработной платы, тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов. Договорное регулирование заработной платы включает применение общего, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.

Согласно ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК РБ), минимальная заработная плата (месячная и часовая) - это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Законом Республики Беларусь № 124-3 от 17.07.2002 "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и её применения.

Размер минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.

В состав минимальной заработной платы входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты. Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 124-3 от 17.07.2002 размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Минимальная заработная плата рассчитывается за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Согласно ст.112 ТК РБ полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ст. 88 ТК РБ при сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из:

  1. уровня занятости и производительности труда;
  2. потребностей работника в материальных благах и услугах;
  3. экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
  4. сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
  5. соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем – минимальным потребительским бюджетом).

Черта абсолютной бедности в Беларуси определяется бюджетом прожиточного минимума, который представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательных платежей и взносов. Малообеспеченными считаются те, у кого доход ниже размера прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц. По данным ООН, к ним в Беларуси относится порядка 6,1% населения.

C 1 августа 2013 года бюджет прожиточного минимума составляет 1 026 290 рублей.

На 1 августа 2013 года процентное соотношение минимальной заработной платы к текущему размеру бюджета прожиточного составляет 135,9%

Натурально–вещественная структура минимального потребительского бюджета формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин. Потребительская корзина - набор товаров и услуг, жизненно необходимых для человека: питание, одежда и обувь, белье, предметы культурно–бытового назначения, предметы санитарии, гигиены, лекарства, оплата жилья, коммунальные услуги, бытовые услуги, транспорт.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июля 2013 г. № 659 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2013 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа по 31 октября 2013 г.:

в среднем на душу населения – 1 026 290 рублей;

для трудоспособного населения – 1 132 380 рублей;

для пенсионеров – 849 900 рублей;

для детей-студентов – 1 024 990 рублей;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 1 142 580 рублей;

для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 1 157 940 рублей;

для детей в возрасте до 3 лет – 877 220 рублей.

 

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2013 г. по статьям расходов:

продукты питания – 56,7 %;

жилищно-коммунальные услуги – 8,0 %;

предметы гардероба – 20,5 %;

бытовые и транспортные услуги – 5,5 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 4,8 %;

взносы и платежи – 2,0 %;

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,5 %.

 

Тарифная ставка первого разряда – базовая величина, являющаяся основанием установления величины заработной платы для работников, согласно присвоенным им разрядам. Тарифная ставка первого разряда в организации устанавливается нанимателем и подлежит согласованию с профсоюзом. В случае, если организация является бюджетной либо привлекает государственные дотации, для нее действует данная величина, устанавливаемая на правительственном уровне(260 000 руб. с 01.04.2013).

Законодательство обязывает организации руководствоваться республиканскими тарифами при формировании размеров заработных плат. Данный механизм обеспечивает минимальный гарантированный доход работникам определенной квалификации, то есть является механизмом социальной защиты.





double arrow
Сейчас читают про: