7.1. Методические рекомендации студентам
Изучение курса предполагает систематическую самостоятельную работу студентов по использованию учебной и учебно-методической литературы, исторических источников и современных информационных технологий. Студент должен выработать навыки конспектирования лекций и исторических источников в своей рабочей тетради по отечественной истории (возможно конспектирование с использованием компьютера); вести глоссарий (словарь непонятных слов и выражений по тематике дисциплины с их толкованием).
Условия освоения лекционного курса в сложившейся практике элементарны. Нужно не пропускать лекций, иметь навыки конспектирования и как можно более подробно лекции записать. До лекции желательно прочесть материал данной темы по учебнику. В течение трех дней после нее – тщательно вычитать конспект, вставить пропущенные фрагменты, восстановить или удалить непонятные места. Пропущенные лекции восстановить по учебной литературе и конспектам хорошо успевающих однокурсников. Получаемую в дальнейшем дополнительную информацию вставлять на поля или, с соответствующей отметкой на полях, в конец тетради. Перед сдачей зачетов и экзаменов, тестированием следует обязательно полностью прочитать все имеющиеся записи. Заметим, что при подготовке к зачету или экзамену наличие конспекта сбережет массу времени.
Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокое изучение и усвоение материала курса, формирование навыков исследовательской работы путем:
- конспектирования источников и другой учебной и научной литературы;
- проработки учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовки докладов на семинарах и практических занятиях, участия в тематических дискуссиях;
- поиска и обзора научных публикаций и электронных источников информации, подготовки заключения по обзору;
- выполнения контрольных работ, творческих (проектных) заданий;
- написания рефератов (эссе);
- работы с тестами и вопросами для самопроверки.
Самостоятельная работа студента должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (на зачете и экзамене). Промежуточный контроль знаний преподавателем может осуществляться проведением тестирования, заслушиванием докладов, проверкой письменных работ (презентаций и т.п.).
При изучении истории советской России необходимо учитывать особенности этого периода, для которого характерно развитие модернизационных процессов в условиях тоталитарного режима.
Изучение истории предполагает не только чтение учебной и теоретической литературы, но и углубленное исследование многообразных источников. Основным предметом анализа на семинарах является исторический документ, который следует осмыслить. Кроме того, практические занятия предполагают столкновение точек зрения по наиболее важным и болезненным проблемам изучаемого периода, вызывающим дискуссии как профессиональных историков, так и широких слоев общества. Это нацеливает на внимательное прочтение документов, на поиск новых и новых фактических и логических обоснований различных позиций и их оценку.
При подготовке к семинарским занятиям следует использовать подготовленные для студентов планы семинарских занятий и литературу к ним, пользоваться историческими картами, прилагаемых к учебникам для вузов или для школ. Можно воспользоваться методическими материалами к семинарским занятиям, включающими в себя наиболее важные документы по изучаемой проблеме, а также некоторые избранные научные и публицистические статьи. Методические материалы находятся в читальном зале библиотеки ПГГПУ.
Следует обратить внимание, что значительная часть учебного материала должна быть освоена в результате самостоятельной работы по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, а по некоторым темам требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый в курсе материал.
Темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) | Изучение учебного материала по предложенной литературе. |
Культура России XVIII в. | Подготовка подборки фактического материала для коллоквиума. |
Россия на рубеже XVIII-XIX вв. | Изучение учебного материала по предложенной литературе. |
Международное положение и внешняя политика в первой половине XIX в. | Создание мультимедйных презентаций |
Культура России в первой половине XIX в. | Подготовка подборки фактического материала для коллоквиума. |
Общественное движение и духовная жизнь в России в пореформенный период. | Изучение учебного материала по предложенной литературе. |
Внешняя политика во второй половине XIX в. | Изучение учебного материала по предложенной литературе. |
Культура России во второй половине XIX в. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. |
Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже ХХ столетия. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. |
Внешняя политика России 1890 – 1917 гг. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. |
Россия в 1917 г. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. |
Русская культура конца ХIХ – начала ХХ вв. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. Создание мультимедийных презентаций |