Вопрос. Культура средиземноморской Римской Империи в 1-2 веках н.э

Материальная культура Средиземноморской империи Рима 1—II вв. н. э. Столицу Империи и другие большие города украшали великолепные храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, базилики, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — квадригах. До настоящего времени кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея), построенного в 80 г. н. э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, Тобур в Тунисе и т. д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной, чертой городов эпохи I—III вв.' н. э. были каменные мостовые, водопроводы (акведуки), канализация. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на Востоке) или форумом (на Западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи. Особенно роскошны были форумы Рима.

 

К древнейшему форуму времен Республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — Пантеон, построенный Марком Випсанием Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

В Риме, а также во многих больших городах провинций строились роскошные здания терм — общественных бань, в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Септимием Севером и Каракаллой.

 

Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций: это колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы Солнца в Баальбеке(Сирия)и др. Линия этих дорог была выровнена, по бокам были выкопаны канавы для стока воды, через реки и глубокие овраги переброшены мосты, некоторые из них сохранились до нашего времени. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, Стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: «Все дороги ведут в Рим!»

В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.

 

Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу.

В период Империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, императриц, военачальников, поэтов, философов и др.

 

Скульптурные портреты ставились на площадях и улицах, они украшали здания, но особенно часто — надгробия.

Наиболее совершенны скульптуры и рельефы I—II вв. н. э.

Празднества и представления. В дни праздников магистраты, чаще сами императоры, устраивали многодневные зрелища, сопровождавшиеся массовыми раздачами подарков зрителям. Всякий римлянин, входивший в цирк или амфитеатр, получал металлический жетон («тессеру»), по предъявлении которого в особые кассы выдавались некоторая сумма денег или новые одежды, кусок жареного мяса.

 

В эпоху Империи особую популярность получили состязания колесниц в цирке. Запряженные четверками коней колесницы управлялись возницами в туниках различных цветов (белый, красный, синий, зеленый). В каждом заезде принимали участие четыре колесницы, которые должны были семь раз обскакать арену цирка. Победитель получал большую денежную награду. е меньший азарт вызывали кровавое зрелище травли зверей и бои гладиаторов, происходившие в амфитеатрах. В период Империи они получили невиданный прежде размах и популярность и происходили не только в Риме и Италии, но и в городах провинций. Даже смертные казни обставлялись в амфитеатрах как зрелища. Были в Римской империи и театральные представления.

Но наряду с этими зрелищами в Риме и провинциальных городах были распространены публичные чтения и состязания поэтов, писателей, ораторов. Для I и II вв. н. э. характерны и туристические поездки представителей римской и греческой знати, совершавших дальние путешествия с целью ознакомления с достопримечательностями тех или иных стран и городов.

Просвещение и наука в Римской империи в I—II вв. н. э. В Риме и провинциальных городах было организовано обучение детей. Частные учителя обычно у себя дома, а иногда в каком-либо портике или общественном саду собирали группы детей и за плату обучали их чтению, письму и счету. Учащиеся повторяли вслух произносимые учителем буквы и слова. Позднее на навощеной дощечке учитель писал буквы и слова, а ученики списывали их. В начальной школе учились с 7 до 12 лет. Следующим звеном школы была «грамматика», в которой курс обучения продолжался четыре года. С 16 лет ученики переходили в школу «риторики». Это было подобие современной высшей школы.

Центрами научной деятельности в Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Пергам, Родос, Афины, Карфаген, Массилия. В Александрии продолжали -функционировать Музейон и библиотека, в Афинах — философские школы, основанные Платоном (Академия) и Аристотелем (Ликейон). Крупными культурными центрами оставались Пергам и Родос, куда приезжали многие знатные римляне завершать свое образование. Подле Пергама врзник важный научно-медицинский центр — Асклепион.

Центром изучения философии в I—II вв. н. э. продолжали оставаться Афины. Господствующими течениями философской мысли в эпоху ранней Империи были стоицизм и эпикурейство. Широкое распространение среди римской знати получил стоицизм. Среди низших слоев общества большой популярностью пользовались бродячие философы-киники. аиболее видным представителем, философского скептицизма во II в. н. э. был уроженец малоазийского города Самосаты — Лукиан (ок. 120—180 г. н. э.), поселившийся в Афинах.

Античная литература I—II вв. н. э

Прекращение гражданских войн и установление спокойствия в центральных районах Средиземноморья способствовало восстановлению культурной жизни в Риме и Италии. Август и его окружение стремились использовать выдающихся поэтов и писателей для укрепления своего морального авторитета. Выполнял эту деликатную миссию приближенный Августа — Гай Цильний Меценат (ок. 74—8 гг. до н. э.). Его дом в Риме и пригородные поместья сделались центром литературной жизни римского общества.

 

Меценат собирал, поддерживал материально и опекал всех талантливых поэтов своей эпохи. Членами его кружка были Вергилий Марон, Гораций Флакк и др. Историки римской литературы дали времени Августа, в которое творили выдающиеся поэты, название «золотой век латинской поэзии».

В последующем римская поэзия и проза получают широкое распространение. Среди высших слоев римского общества многие, в том числе и императоры I—II вв. н.э., опробовали свои силы на литературном поприще. Однако из многочисленных представителей римской поэзии и прозы лишь немногие сохранились в памяти последующих поколений. Ко времени правления Нерона относится творчество поэта Марка Аннея Лукана. Он написал поэму «Фарсалия, или Поэма о гражданской войне», в которой воспевал Помпея и порицал Юлия Цезаря. Сатириком, обличителем нравов римского общества был и Юний Ювенал (ок. 55—132 гг. н. э.). Он написал 16 сатир, в которых более остро, чем Марциал, рисовал отрицательные стороны жизни римского общества своего времени.

Историческая проза этого времени представлена рядом выдающихся произведений. Например, В эпоху Августа Тит Ливии создал «Историю Рима от основания города» в 142 книгах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: