Перечень вопросов для выполнения контрольной работы №1. ГЭМ 3 курс, 1-й семестр

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Контрольная работа выполняется компьютерным набором или в ученической тетради синей или фиолетовой пастой. На обложке контрольной работы пишется наименование учебного заведения, номер контрольной работы, предмет, номер группы, специальность, фамилия и инициалы студента и шифр.

На первой странице работы записывается номер контрольной работы и номера вопросов. Затем последовательно переписывается текст первого вопроса и излагается на него ответ, далее текст второго вопроса и ответ на него и т.д.

Писать необходимо чётким почерком, все зарисовки и схемы выполнять карандашом с соответствующими надписями.

Для пометок преподавателя на каждой странице оставляются поля 3-4 см. Все страницы должны быть пронумерованы.

Ответы на вопросы задания должны показать умение студента анализировать и обобщать изучаемый материал, вскрывать сущность рассматриваемого вопроса. Излагать мысль нужно своими словами, ясно и чётко, не прибегая к выдержкам из учебных пособий.

Ответы можно иллюстрировать схемами, зарисовками, диаграммами.

В текстовой и графической части контрольной работы необходимо соблюдать единую и горную терминологию, обозначения и размеры в соответствии с действующими ГОСТами. Сокращения допускаются только общепринятые и горнотехнические.

Контрольную работу студент должен выполнить и сдать для проверки в колледж в установленный учебным графиком срок.

После получения прорецензированной работы, студент должен выполнить указания рецензента, исправить все отмеченные ошибки и повторить недостаточно усвоенный материал. Замечания и пометки рецензента стирать запрещается.

Контрольная работа должна предъявляться при сдаче экзаменов.

Контрольная работа содержит пять вопросов, номера которых определяются по таблице вариантов из списка студентов группы.

Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается без оценки.

Таблица вариантов контрольной работы

Вариант Номера вопросов и задач Вариант Номера вопросов и задач
01 1 17 34 53 64 11 2 20 37 63 74
02 3 19 34 54 65 12 7 27 35 53 75
03 8 27 35 55 66 13 9 21 49 54 76
04 10 30 37 56 67 14 13 24 42 55 77
05 5 22 37 57 68 15 14 25 50 56 78
06 11 25 51 58 69 16 17 29 44 57 79
07 12 24 44 59 70 17 11 22 41 58 80
08 16 29 38 60 71 18 4 18 39 59 81
09 14 30 45 61 72 19 10 33 36 60 86
10 4 18 38 62 73 20 5 31 43 61 84


Перечень вопросов для выполнения контрольной работы №1. ГЭМ 3 курс, 1-й семестр.

1. Что такое подготовка шахтного поля? Описать термин и варианты его применения.

2. В чем сущность панельной схемы подготовки шахтного поля? Условия применения?

3. В чем разница между этажным и панельным способом подготовки шахтного поля.

4. Укажите преимущества и недостатки прямого и обратного порядка отработки шахтного поля по простиранию.

5. В чем суть отработки выемочного поля по простиранию обособленными выемочными участками? Преимущества и недостатки.

6. Отобразите графически и опишите текстом схему вскрытия двух пологих пластов вертикальными стволами и этажными гезенками. Покажите стрелками транспортировку угля с самого верхнего этажа и с самого нижнего этажа до ствола шахты.

7. В чем различия вскрытия этажными квершлагами пологих и крутопадающих пластов?

8. Отобразите графически схему вскрытия трех пологих пластов этажными квершлагами и опишите схему проветривания самого верхнего этажа и самого нижнего этажа шахтного поля.

9. Когда применяется (по вариантам) вскрытие: штольней, наклонными / вертикальными / слепыми стволами?

10. В чем заключаются: пластовый, полевой и пластово-полевой способы подготовки пластов?

11. Отобразите графически схемы и расскажите об индивидуальном и групповом способах подготовки крутых пластов.

12. Каково назначение группировки пластов? Отобразите графически схему группировки с описанием преимуществ и недостатков. Условия применения.

13. Производительность шахты и срок её службы.

14. Место заложения шахтных стволов. Схемы заложения стволов. Преимущество и недостатки схем.

15. Какие факторы учитываются при подсчете запасов шахтного поля?

16. Каково взаимное расположение подъемного и вентиляционного стволов шахт? Как определяется наиболее выгодное положение подъемного ствола?

17. Каково содержание управления кровлей полным обрушением? Когда оно применяется?

18. В чем разница между управлением кровлей частичной закладки и частичным обрушением? Условия применения?

19. В чем сущность гипотез давления в очистных забоях?

20. Требования, предъявляемые к системам разработки. Факторы, влияющие на выбор системы разработки.

21. Виды специальных крепей и условия их применения.

22. Что называется управлением кровлей? Способы управления кровлей, их сущность и условия применения.

23. Чем отличается сплошная система разработки от столбовой?

24. Какие преимущества и недостатки системы разработки лава-этаж перед сплошными системами разработки с разделением этажа на подэтажи?

25. Чем вызвано применение сплошных и столбовых систем разработки с двухсторонними бермсберговыми полями? Сравните их между собой.

26. Изобразите столбовую систему разработки на пологом падении пластов с доставкой угля на передний бремсберг при обратном порядке отработки этажа по простиранию. В чем разница, если эту же систему применять при прямом порядке отработки этажа?

27. Каковы особенности столбовых систем разработки на крутом падении?

28. Чем отличается сплошная система разработки лава-этаж на крутом падении от такого же варианта сплошной системы на пологом падении?

29. Отобразите графически и опишите столбовую систему разра­ботку при панельной подготовке шахтного поля.

30. Вычертите и опишите столбовую систему разработки при этажной подготовке шахтного поля.

31. Какие системы разработки будете применять на крутом падении пласта в условиях, позволяющих при­менять сплошные системы разработки, если систему лава-этаж применять нецелесообразно из-за большой высоты этажа?

32. Какими способами поддерживается подэтажный штрек при сплошной системе разработке на пологом падении?

33. Чем объясняется, что нижняя лава опережает верхнюю при сплошной системе разработке на поло­гом падении, а при столбовых системах наоборот - верхняя лава опережает нижнюю?

34. Чем отличается столбовая система на крутом падении от столбовой системы на пологом падении?

35. Что представляет в принципе система разработки "парные штреки"? Чем вызвано ее применение?

36. В чем заключается расчет соотношения подгото­вительных и очистных работ при системах разработки? Что этим достигается?

37. Какова сущность работ при различных видах закладки?

38. Преимущества и недостатки закладки вырабо­танного пространства.

39. Как влияет угол падения пласта на расположение подготовительных и нарезных выработок в направлении мощности пласта и падения пласта при наклонных слоях?

40. Что представляет собой предварительная крепь при наклонных слоях в нисходящем и восходящем порядке?

41. В чем состоит нарезка горизонтальных слоев, преимущества и недостатки?

42. Чем вызывается применение поперечно-наклонных слоев в восходящем порядке, вместо других систем разработки, которые можно было применять в данных условиях?

43. Чем отличаются подготовительные и нарезные работы, а также способы возведения и поддержания выработок в закладке при поперечно-наклонных слоях с закладкой в восходящем порядке и отработке на­клонных слоев короткими полосами с закладкой?

44. Чем выгоднее система разработки короткие по­лосы с закладкой по сравнению со столбами по простиранию при отработке крутых пластов?

45. В чем заключается нарезка щитового столба разработки? Дайте схему нарезки.

46. Какие щитовые перекрытия и при каких условиях применяются в настоящее время?

47. Отобразите графически очистной забой при выемке угля узкозахватными комбайнами с индивидуальной крепью на пластах. Опишите производственные процессы, порядок их выполнения, возможность их совмещения. Достоинства, недостатки, условия их применения.

48. Отобразите графически схему очистного забоя при выемке угля комплексом оградительно-поддерживающего типа. Опишите производственные процессы, их совмещение. Достоинства, недостатки, условия применения.

49. Отобразите графически схему очистного забоя при выемке угля комплексом поддерживающе-оградительного типа. Опишите производственные процессы, их совмещение. Достоинства, недостатки, условия применения.

50. Отобразите графически схему очистного забоя при выемке угля комплексом поддерживающего типа. Опишите производственные процессы, их совмещение. Достоинства, недостатки, условия применения.

51. Отобразите графически схему очистного забоя при выемке угля стругом. Опишите производственные процессы, их совмещение. Достоинства, недостатки, условия применения.

52. Отобразите графически схему очистного забоя при выемке угля гидравлическим способом в коротких забоях на наклонных пластах. Опишите производственные процессы, их совмещение. Достоинства, недостатки, условия применения.

53. Опишите схему монтажа-демонтажа оградительно-поддерживающего комплекса, покажите на схеме размещение оборудования, и его назначение.

54. Опишите особенности разработки наклонных пластов, изобразите призабойную и специальную крепи, оборудование забоя.

55. Опишите особенности крепи сопряжений очистного забоя с подготовительными выработками при оборудовании лавы механизированным комплексом.

56. Чем объясняются горные удары и где они обычно происходят? Какие меры безопасности применяют при очистных работах для предотвращения горных ударов?

57. Чем объясняются внезапные выбросы угля и газа? Какие меры безопасности применяются при отработке свиты пластов, состоящей из опасных и неопасных по выбросам пластов.

58. Укажите меры безопасности при вскрытии пластов опасных по внезапным выбросам угля и газа.

59. Что особенного в разработке сближенных пластов в области порядка их подготовки и отработки?

60. Рудничный воздух. Состав рудничной атмосферы. Опишите отличие рудничного воздуха от атмосферного.

61. Свойства, источники образования и допустимые концентрации углекислого газа в шахте.

62. Как контролируется состав рудничного воздуха? Способы и средства контроля рудничной атмосферы.

63. Свойства окиси углерода, сероводорода, сернистого газа, окислов азота, их вредность, действие на человека, причины образования ПДК.

64. Способы обнаружения вредных и ядовитых примесей в рудничной атмосфере ПДК.

65. Свойства метана. Виды выделения метана. ПДК по зонам его контроля.

66. Образование и формы сохранения метана в горных породах. Газоносность пластов, газообильность шахт.

67. Деление шахт на категории по метанообильности.

68. Газовый режим. ПДК.

69. Меры против образования взрывоопасных концентраций метана, воспламенения метана.

70. Управление газовыделением, способы управления (проветривание, дегазация пластов, выработанного пространства, гидроотжим, гидроразрыв, изменение систем разработки, управление кровлей).

71. Меры борьбы с внезапными выбросами, суфлярными выделениями.

72. Контроль за содержанием метана в шахте. Виды контроля. Отбор проб. ПДК.

73. Автоматические стационарные средства контроля газа в шахте.

74. Оптическая схема прибора ШИ-10 (ШИ-11). Отобразите графически и дайте описание.

75. Воздушная схема прибора ШИ-10 (ШИ-11). Отобразите графически и дайте описание.

76. Описать порядок замера метана шахтным интерферометром. ПДК.

77. Описать порядок замера углекислого газа шахтным интерферометром. ПДК.

78. Какими факторами определяется профессиональная вредность рудничной пыли?

79. Взрывчатые свойства угольной пыли. ПДК.

80. Факторы, влияющие на взрывчатые свойства угольной пыли.

81. Мероприятия по комплексному обеспыливанию шахтного воздуха.

82. Пылевой контроль на шахте. ПДК.

83. Мероприятия по предупреждению и локализации взрывов угольной пыли.

84. Как устанавливается опасность пластов по угольной пыли?

85. Охарактеризуйте основные меры безопасности при разработке пластов, опасных по внезапным выбросам угля и газа.

86. Стационарная газовая защита шахт.

Список группы по вариантам контрольной работы:

1 Алейник Степан Андреевич
2 Алыев Байрам Гусейн оглы
3 Афризунов Эльдар Эльбрусович
4 Бережных Ярослав Игоревич
5 Бесько Артем Владимирович
6 Кафтя Игорь Константинович
7 Кучер Руслан Александрович
8 Махмудов Заур Тарлан оглы
9 Меньшаков Дмитрий Николаевич
10 Новохатский Артём Сергеевич
11 Паламарчук Иван Романович
12 Пантюх Денис Сергеевич
13 Ракитин Владимир Геннадьевич
14 Салихов Вадим Азатович
15 Семин Алексей Геннадьевич
16 Сибиряков Алексей Сергеевич
17 Сулимов Юрий Евгеньевич
18 Сухарников Михаил Борисович
19 Ускова Оксана Владимировна
20 Яценко Андрей Анатольевич

Литература

Основная:

1. Васючков Ю.Ф. Горное дело [Текст]: Учебник для горных техникумов. /Ю.Ф.Васючков. – М.: Недра, 1990. – 512с.

2. Заплавский Г.А. Технология подготовительных и очистных работ [Текст]: Учебник для горных техникумов. / Г.А. Заплавский, В.А.Лесных. – М.: Недра 1989. – 423с.

3. Ткачёв В.А. Проведение и крепление горных выработок [Текст]: Учебное пособие для студентов СПО. /В.А.Ткачёв, Е.В. Кочетов. – Волгоград: Издательский Дом «Ин-Фолио», 2009. – 304с.

Дополнительная:

4. Килячков А.П. Горное дело [Текст]: Учебник для горных техникумов. /А.П. Килячков, А.В.Брайцев. – М.: Недра, 1989. – 422с.

5. Пучков Л.А. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых [Текст]: Учебник для ВУЗов. – М.: МГГУ, 2008. – 562с.

6. Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03). / А.И.Субботин и др. – М.: Госгортехнадзор России, 2004. – 269с.

7. Петров А.И. Проходчик горных выработок [Текст]: справочник. / А.И. Петров Г.Г. Штумпф, П.В. Егоров. – М.: Недра, 1991. – 646с.

8. Кораблёв А.А. Горнорабочий очистного забоя [Текст]: Учебное пособие для рабочих. / А.А. Кораблёв, И.А. Цетнарский, А.А. Чурилов. – М.: Недра, 1989. – 520с.

9. Руководство по проектированию вентиляции угольных шахт. – Макеевка, МакНИИ, 1989. – 319с.

10. Ушаков К.З. Рудничная вентиляция [Текст]: Справочник. / К.З.Ушаков, В.А. Бойко, И.В. Сергеев и др. – 2-е издание переработанное и дополненное. - М. Недра, 1988. – 440с.

11. Клорикьян С.Х. Машины и оборудование для шахт и рудников [Текст]: Справочник. / С.Х. Клорикьян, В.В. Старинчиков, М.А Сребный и др. – М.: МГГУ, 1994. – 471с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: