И. Хэгг. Костюм Бирки. Части 1-2

Публикую свежеотредактированный перевод одной из основополагающих статей о костюме Бирки.

Оригинал: Inga Hägg. Die Tracht || Greta Arwidsson (ed.), Birka II:2, Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm 1986. ISBN 91-7402-169-9.

Перевод: Alvitr Smiðkona, КИРиМ «Нагльфар»
Редактура перевода: Ольга Филипенкова (Хельга Энгисдоттир), ОИР «Гости»

Примечание редактора перевода. О терминах. Во избежание недопонимания реконструкторами, для которых делался этот перевод, названия одежд в русском тексте использованы те, которые в реконструкторском сообществе наиболее привычны: «хангерок», а не «сарафан» или «юбка с лямками» (в нем. тексте Trägerrock); «кафтан» (надеваемая поверх хангерка распашная одежда), а не «верхняя туника» (нем. Obertunika); «платье», а не «нижняя туника» (нем. Untertunika).

«Ранняя фаза Бирки» (нем. ÄBS, Ältere Birkastufe) – период с конца VIII по конец IX в.
«Поздняя фаза Бирки» (нем. JBS, Jüngere Birkastufe) – период с конца IX по конец X в.

[Стр. 51.]
Костюм
(стр. в журнале 51–72; илл. 1–9; таблицы 1–7)

  1. Введение

Исследование костюма в этой главе основывается на детальном анализе находок текстиля в Бирке. Тема настоящей статьи ограничивается костюмом, т.к. различные техники изготовления текстиля, представленные в сохранившихся остатках ткани, описаны Агнес Гейер в ряде исследований Бирки (1938; ниже цитируется как Birka III). В последние годы для исследования костюма было получено много нового и важного материала, среди прочего благодаря уникальным находкам из гавани Хедебю, имеющим огромное значение для интерпретации остатков текстиля из Бирки с точки зрения костюмоведения и истории костюма (ср. Hägg 1984 b-c). [ Сноска внизу страницы: В виду имеются как новые, так и старые находки, которые стали сейчас доступны благодаря обработке и публикации. Итоги этих передовых исследований текстиля и костюма подведены в публикациях докладов на симпозиуме исследователей текстиля 1981г. в Ноймюнстере (Textilsymposium Neumünster. Archäologische Textilfunde. 6.5–8.5.1981. Hrsg. Textilmuseum Neumünster). В этой публикации также указано много литературы для дальнейшего чтения.] От сравнения с этим материалом, а также от исторической интерпретации костюма Бирки и его символического значения здесь придется отказаться. Некоторые важные исторические аспекты костюма описаны в других работах (Hägg 1982; 1984a).
Настоящие исследования проведены согласно археологической методике, т.е. текстиль изучался в его археологическом контексте, насколько это возможно. Поскольку при предшествующей обработке текстильных фрагментов не было отмечено точное местоположение находок – что встречается во многих случаях – автор попыталась реконструировать первоначальное расположение фрагментов на основании характерной их окраски из-за коррозии металла, следов износа и отпечатков. Большинство текстильных фрагментов, а именно те, которые при предшествующих исследованиях уже были отделены от металлических элементов костюма, на которых их находили в захоронениях в большинстве случаев, подробно изучены под микроскопом. Текстиль, который прилип к металлическим предметам, нужно было сначала подвергнуть осторожной химической очистке (Hägg 1983; см. тж. Hägg 1969, 1971 и 1974). Технический анализ проводился в археологической исследовательской лаборатории Стокгольмского университета под руководством доцента Б. Аррениус.
В нижеследующих описаниях из соображений последовательности сохранена система классификации текстиля из Бирки, введенная Гейер (Birka III, предисловие и т.д.). Сокращения и их пояснения в терминологии Гейер повторены здесь в таблице 1.

Таблица 1. Обзор классификации текстильных изделий, использованной А. Гейер в Birka III, и соответствующие обозначения

Лен и конопля FH 1–11 Полотно (15-20 нитей/см в обоих системах нитей) Саржа (?) Полотно в мелкую клетку Ткань типа репса FH 1–4, 6, 10–11 FH 5 FH 7 FH 8–9
Шерстяные ткани W 1–45 Группа I: грубая ткань Группа II: тонкая ломаная саржа, четырехремизная трехремизная Группа III: тонкие репсовые и другие двухремизные ткани Группа IV: ткани простого саржевого переплетения W 1–9 W 10–13 W 14–21 W 22–33 W 34–45
Узорные ткани из шерсти и льна М 1–8 Гобеленовая ткань Брошированная* ткань М 1–3 М 4–8
Шелковые ткани S 1–5 Тафта Шелк-сырец полотняного переплетения Тафта с узором Самит (с двойной внутренней основой) Самит (с одинарной внутренней основой) S 1 S 2 S 3 S 4 S 5
Тесьма В 1–28 Брошированная* тесьма Галун (тесьма, сотканная на дощечках, с лансировочным утком из проволоки или металлизированной нити) В 1 В 2–28
Позументные изделия P 1–27 Плетеная кайма Узелковая кайма Петельчатая кайма Узелки из золотой проволоки Различные декоративные узлы из золотой и серебряной канители P 1–8 P 9–11 P 12–15 P 16 P 17–24, 27
Вышивка St 1–33 Стебельчатый шов Петельный шов (Ösenstich) Шов вприкреп (Schlingenstich) St 1–4 St 5–15 St 16–33
Различные изделия из шерстяной пряжи D 1–11 Шнуры Спрэнг Ткань с ворсом D 1–6 D 7–8 D 11

* прим. переводчика: брошировка – технический прием, когда узор образуется работой фасонных утков не по всей ширине ткани от кромки до кромки, а только на ограниченных участках [А.А. Иерусалимская. Словарь текстильных терминов, 2005]

 

2. Характер и объем находок
В захоронениях Бирки найдено около 4800 фрагментов текстиля и других органических материалов, таких как пух, мех и т.д. Их распределение по различным типам приведено в таблице 2. Кроме этих 4800 фрагментов, имеются многочисленные остатки кожи: фрагменты ремней, части ножен, кошельков, сумок и пр.

Таблица 2. Остатки тканей и прочего текстиля в захоронениях Бирки. Справа приведено количество фрагментов в каждой группе (примерно) и процент от общего числа. Под фрагментами автор понимает куски приведенных в таблице материалов, отдельные или сшитые вместе с другими фрагментами.

Материал Обозна-чение Количество фрагментов Процент
Шерсть (полотняного и саржевого переплетения) W 1075 22,4
Лен/конопля (полотно и саржа) FH 800 16,7
Шелковая саржа (самит) S4 750 15,6
Позументные узлы и кайма P 650 13,5
Тесьма на дощечках с серебряным утком sB 600 12,5
Узорные ткани (брошированные и гобеленовые) M 280 5,8
Вышивка золотой и серебряной проволокой St 140 2,9
Нити и спрэнг D 125 2,6
Тесьма на дощечках с золотым утком gB 100 2,1
Пух T 100 2,1
Шкуры T 90 1,9
Шелковая тафта S 1-3 45 0,9
Неопознанный текстиль   70 1,5
Общее количество фрагментов   4800 100,0


Сохранившиеся текстильные фрагменты в целом маленькие: большинство меньше 5 см в поперечнике. Самый крупный фрагмент – кусок шелковой материи с нашитой тесьмой (194х178 мм; Birka III, Taf. 15), второй по величине – кусок шерстяной ткани (137х107 мм; Bj 597, Hägg 1974, 126). Ткани изо льна и конопли сохраняются плохо, и их фрагменты значительно меньше – как правило, не более 1 кв.см. Самый большой фрагмент льняной ткани – гофрированный кусок в овальной фибуле из захоронения Bj 517 (75х36 мм; Birka III, Taf. 1).
Найденные в захоронениях Бирки фрагменты текстиля относятся частью к убранству захоронения (подушки, [Стр. 52.] перины, шкуры, различные ковры), частью к одежде погребенного, частью к остальному имеющему текстильные детали содержимому погребения. К последней группе относятся упомянутые Арбманом (Birka I, 39) остатки ткани в куске трубчатой кости из Bj 88, персидский игольник из Bj 464 (Birka I, Taf. 167:1 a-b; Birka III, 159. На самом деле это реликварий; см. Hägg 1980; 1984а, 213 и сл.) с шерстью и шелком внутри, а также так называемый «колдовской кошель» из Bj 597 (Birka I, Taf. 136:2 a-b; Birka III, Taf. 3:8). Еще один пример – обмотанная льном рукоять ножа из Bj 886, а также сохранившиеся фрагменты полотна на нескольких наконечниках ножен мечей и ножей (Bj 643, 750, 944 и др.).
Остатки текстиля, пуха и шкур, которые с большей или меньшей вероятностью можно рассматривать как убранство захоронения, приведены в таблице 3.

Таблица 3. Найденный в захоронениях текстиль, который, вероятно, относится к убранству захоронения. 1. Подушки или перины: остатки пуха обнаруженные вместе с фрагментами узорных (DM) или шерстяных безузорных тканей (DW). 2. Набивка подушки, перины или подкладки одежды (?): остатки пуха, обнаруженные отдельно. 3. Покрывала или ковры из полотна (FH), узорной ткани (М) или шерстяной безузорной ткани (W).

Захоронения в гробу и шахтовые*

Камерные захоронения

№ захоронения 1 Подушки 2 Пух 3 Ковры 4 Шкуры № захоронения 1 Подушки 2 Пух 3 Ковры 4 Шкуры
60В       T 507     M?  
464   D     510     M  
466 DW       523 DM     T?
479 DW       524 DM      
480     M   542     FH  
485   D     543 DM      
488 DM?       557   D    
511   D     581     FH  
577   D     594   D    
597       T 644     M?  
630       T 660     M  
716     M?   731     W? T
757 DM       735 DM      
824А     W   739     FH  
835     W   750     M, FH  
837     M?   823 DM      
839     M?   825 DM      
844     M   832 DW     T
857     M W   834 DM?      
894А DM       838       T
888 DM?       842 DM      















*Определение типа захоронений по Gräslund 1980, 87.

845     M, FH T
886     M  
943 DM      
949 DM      
950 DW      
952       T?
955 DM     T
956       T
957 DM      
958     W  
960   D    
968       T
973       T?
1081   D FH  
1083     FH  


Как следует из таблицы, остатки перьевых подушек или перин встречаются в наиболее богатых захоронениях относительно часто. Около 15 захоронений содержат наволочки из узорной, разноцветной шерсти или льна (красного, синего, жёлтого, зелёного, белого цвета), в других [Стр. 53.] захоронениях они сшиты из более грубой, безузорной шерстяной ткани. Две из безузорных подушек найдены в захоронениях в гробу или яме (Bj 466 и 479), а две другие – в камерных захоронениях. Только пух, без (сохранившейся?) наволочки от подушки или перины найден в восьми захоронениях; различные ковры из узорной ткани без остатков пуха обнаружены по крайней мере в восьми захоронениях. К убранству могилы относятся также меховые одеяла, на которых и под которыми часто лежал умерший, или которые вероятно – что еще не подтверждено в Бирке однозначно – набивались перьями и служили в качестве перины. Набитые перьями подушки и перины известны также из некоторых находок за пределами Бирки (напр. Hägg 1984 b, прим. 84). Как следует из публикации Г. Арвидссон захоронений Вальсъерде 6, 7 и 8, там имелись пуховые подушки – даже несколько в одном захоронении (Вальсъерде 7 и 8) – и перины (Arwidsson 1942A, 94 и 96 и сл.; 1977, 81–88; 1954, 105 и сл.).
Шарлотта Блиндхейм (Blindheim 1979, 136 и сл., особенно 139) выдвинула теорию, что пух применялся также как утепляющая прокладка в одежде; это утверждение нашло убедительные подтверждения в находках одежды из Хедебю. Однако, в Бирке по последовательности слоев в ряде захоронений можно предположить, что здесь речь идет о набивке подушек и перин.
В захоронениях Вальсъерде ковровая ткань часто используется для маленьких подушек (Arwidsson 1954, 103 и сл.; 1977, 81 и сл.; см. также 1942 A, 96 и сл.), в то время как большие перины, которые служили постелью, состояли из шкур меховой стороной внутрь, с перьевой набивкой внутри (Вальсъерде 7 и 8; [Стр. 54.] Arwidsson 1954, 105; 1977, 87 и сл., и цитируемая здесь литература). В Бьеррингёй в Маммене (вторая половина 10 века) найдена наволочка из гладкой шерстяной ткани полотняного переплетения. Сохранившиеся остатки пуха и перьев показывают, что возможно в этом же захоронении было больше подушек и валиков. Примерно к этому же времени относится захоронение в Hvilehøj в Раннерсе, в котором также найдена пуховая набивка подушки (или подушек?) (Hald 1950, 116 и сл. и цитируемая здесь литература).
Нет четких указаний на то, какие еще текстильные изделия входили в убранство могилы. На металлических предметах – оковках ведер и сундуков, инструментах, оружии – встречаются фрагменты довольно грубой ткани полотняного переплетения (напр. в Bj 542, 750, 850, см. табл. 3). Это явно не привычный христианский саван – все могилы камерные; в Bj 1081 даже найдены десять молоточков Тора. В женских захоронениях часто находятся на верхней стороне фибул остатки грубой ткани полотняного переплетения. Возможно, в этих захоронениях, как и в других, инвентарь накрыт тканью (ср. Müller-Wille 1976, 25, 44; Tidow 1976, 60 и сл.; Arwidsson 1977, 86).
Большинство фрагментов текстиля, однако, относятся к одежде, в которую был одет умерший. Этот костюм не во всех отношениях соответствует манере одеваться, распространенной в то время в Скандинавии. Указание на это нам даёт ибн Фадлан в знаменитом описании похорон предводителя викингов (Birkeland 1954, 21–23; Wikander 1978, 66 и сл. В этом случае специально для погребения готовились даже дорогие предметы одежды). На это указывают и сами находки в захоронениях. Из различных положений подковообразных фибул в некоторых мужских захоронениях Гейер сделала вывод (см. Birka III, 141 и прим. 1), что часто плащ не надевали на умершего, а клали в захоронение отдельно. В таком случае две фибулы в одном захоронении указывают на то, что в погребении находилось два плаща. Если в некоторых случаях и возможны другие толкования, то очевидно, что текстиль в погребении мог иметь другие функции или положение, чем обычно. При сравнении находок одежды из Бирки с современными изображениями костюма также обнаруживаются определённые различия, например, относительно плаща в женском костюме. На изображениях они входят в костюм часто, в то время как в археологическом материале найти какое-либо подтверждение их существования тяжело.
Таким образом, нужно учесть особенности одежды умерших, отличающие ее от обычного традиционного костюма. Различались даже ткани погребальной и повседневной одежды – прежде всего по качеству, – что следует из сравнения текстиля из захоронений и поселений по всей Северной Европе эпохи викингов (Hägg 1984b, 195ff). Наконец, существуют основанные на социальных факторах значительные различия между одеждой обычного населения того времени с одной стороны и одеждой знатных персон, похороненных в богатых захоронениях Бирки, с другой стороны (Hägg 1984 а). Об облике одежды простого населения обсуждаемые здесь костюмы дают лишь ограниченное представление.

 














































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: