Архитектура Московского Кремля(15-1/2 16в)

Это время правления Ивана III. В 1462 г. – венчан на царство. С 1485 г. – именует себя государем всея Руси. XV в. – время объединения русских земель, вызванное необходимостью самообороны. Закрепляя положение единовласца, он в 1472 г. вступил в брак с византийской принцессой Софьей Палеолог. И герб двуглавого орла становится нашим государственным гербом (византийский герб цесарей).

В данной ситуации необходима была демонстрация новой власти московской (могущество властителей). Москва – столица, каменное строительство Кремля. Подчеркивается духовная статусность Москвы – продолжательница христианства (3 Рим). Обновление камнем городской стены, перестраиваются Спасские врата, строительство первых вариантов соборов на соборной площади.

Кирпичные стены кремля на белокаменном цоколе с забутовкой из булыжника и каменного лома на известковом растворе с внутренней стороны имеют глухую аркаду с боевой площадкой вверху. Завершением стен с самого начала являлись двухгорбовые зубцы, «ласточкины скворцы». Высота стен без зубцов от 5 до 17м, толщина – от3до 6м. Каждая башня –крепость внутри разделена сводами и деревянными настилами на ярусы. В башнях имелись амбразуры для орудий, а в стенах – для стрелков. Для лучшего обзора угловые башни были круглыми и многогранными, а промежуточные – прямоугольными. Площадь кремля составляет – 27,5га, протяженность стен с башнями – 2235м. всего в кремле 20 башен – 19 по периметру стен (Арсенальная, Никольская, Сенатская, Спасская, Тайницкая, Водовзводная, Боровицкая и др.) и Кутафья – предмостная.

Грановитая палата(1487-1491)- арх-ры: Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Палата входила в обширный комплекс дворцовых царских палат, возведенных в конце 15в-начале 16в на Соборной площади и служила парадным тронным залом. Ее главный фасад облицован граненным рустом – отсюда произошло и ее название. Здание покрыто 4-скатной высокой крышей. До перестройки после пожара 1682г окна второго этажа были со стрельчатым завершением, парными и меньшего размера. Вход в палату был со стороны южного фасада, к нему вела открытая Красная лестница, украшенная не сохранившимися фигурками золотых львов. Перед входом в просторный интерьер традиционного для Руси одностолпного зала площадью 495м2, перекрытого 4 крестовыми сводами находились Святые сени с резными золоченными порталами. Стены и своды зала были расписаны, а позже обиты тканями, закрывшие обветшалые фрески.

1-ым стоился Успенский собор (1472 г.) – главный кафедральный храм. В этом храме должно было происходить «посажение на стол». Собор возводится на месте старого Успенского собора в XIV в. Зодчие Кривцов и Мышкин. Собор возводится по образу и подобию Успенского во Владимире. В 1474 г. – рухнул.

Фиораванти Болонский берется за Успенский собор. 6-столпный храм с 5 главами. Пространство поделено на равные 12 ячеек. Средикрестие не выделяется, отсутствуют хоры. Нет расширенного пространства под главным куполом. Внутреннее пространство воспринимается единым целым. Все ячейки на 1 высоте – ощущение простора. Все ячейки перекрыты крестовыми сводами и расчленены круглыми столбами (имели базу и капитель). Интерьер равномерно освещен окнами.

Внешний облик: целостность и мощность объема. Слитность частей достигается равновысотными пряслами, они как бы стянуты аркатурным поясом. Колончато-аркатурный пояс, скорее декор – вдавлен в стену. Центральная апсида выступает, а боковые спрятаны за лопатками, как контрфорсом. Апсиды резко занижены и как бы вдавлены в общий объем. Над порталом гирька. Впечатлению устойчивости собора содействуют щелевидные окна и приставленные к стенам лопатки. Позакомаренный храм.

Фиораванти создавал собирательный образ общерусского храма.

Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) – домовая церковь великих князей. Вариант старой перестроенной церкви. Изначально был 3-купольным.

4-столпный храм, имел хоры, аркатурный пояс (декор), который венчает апсиды. Он перекликается с подкупольными арочками. Система ступенчатых подпружных арок (Псков). Дыньки, кокошники, капители у лопаток (Москва). В 1564 г. храм был окружен галереями с 4-мя пределами. Возвели дополнительные купола – 9 куполов.

Церковь Ризположения (1484 – 1488 гг.) – как домовой храм, за Успенским собором, соединена проходами с патриаршим двором.

Лопатки и колонны, украшающие апсиды (приставлены), имеют капитель. Арочки, соединены колоннами – килевидный вариант. Общим карнизом завершаются карнизочки + раннемосковские детали. Знаменует переход к строительству из кирпича. Детали – замена резного камня керамическим вариантом.

Архангельский собор (1505 – 1509 гг.). Алевиз Новый. В отличие от Фиораванти более точно придерживается объемно-пространственной структуры крестово-купольного 5-главого храма. Данный храм обладает меньшим национальным своеобразием, чем у Фиораванти (2-ярусное палаццо, решенное ордерной системой). Стена расчленена пилястрами и карнизами на 2 яруса. Закомары, отрезанные венчающим карнизом и украшенные раковинами, приобретают характер декоративного завершения.

3.2.Мегалитические сооружения эпохи Бронзы

3-2тыс до н э

Происходит накопление богатств; имущественное и социальное расслоение общества; возникновение рабовладельческих формаций, первых классовых государств. К этому времени появляются колесо, письменность. Появление первых арх сооружений мегалитов (соор из больш камней).

а) менгиры;

б) дольмены;

в) кромлехи.

Менгир – вертикально-поставленный камень, которые могли достигать 20 м (min 2-4 м). Как правило, не обработанный. Хотя встречались исключения: их формы могли сближаться с чел фигурой (юг России), рыбой (Армения), зверем (Сибирь). Основная идея – архитектурная доминанта. Менгиры могли служить:

· пограничным камнем

· символом божества

· надгробным камнем над могилой особых представителей племени

· символом важного события племени.

Алиньман – аллея менгиров. Камни близкие по высоте (от 0,6 – 1,5 м). Ограничение пространства – главная арх. идея. Алиньман фиксировал направление движения. Алиньман приводил к большому менгиру – путь. Определенная работа в пространстве, определенное чередование.

Дольмен – погребальное или алтарное сооружение из 2-4 и более вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Найдены несомая и несущая части сооружения, как прообраз стоечно-балочной системы.

Кромлех – камни по кругу. Стоунхендж (Англия). Могло служить светилищем для жертвоприношений; для ритуальных торжеств, связанных с захоронением; для зрелищных состязаний; использовался как календарь.

120 каменных глыб до 7 тонн каждая. Наличие элементов стоечно-балочной системы. В центре лунного кольца находится алтарный (пяточный, указывающий на север) камень.

3.3.Культура и личность. Каким по вашему мнению должен быть современный кул чел?

Интеллектуальное и физическое развитие чел - смысл культуры, ее суть, обеспечивает формирование и развитие личности. Вне этого процесса нет культурного чел.

Каждый чел - есть чел определенной культуры. Каждый имеет свой собственный опыт жизни, характер.

ассимиляция - полное погружение в другую культуру, восприятие ее как родной.

аккультурация - происходит во взрослом возрасте, формирует чел, но от своей культуры он не откажется. Этот процесс никогда не закончится ассимиляцией. Болезненный процесс для чел. Чел скучает,ностальгирует а иногда впадает в депрессию.

Процесс формирования личности - есть процесс освоения соответствующей кул-ры. Освоение кул-ры позволит чел выйти за пределы личного опыта.

3.3.Культура и цивилизация: соотношение понятий. Глобализация современного цивилизационного процесса: содержание, основные тенденции и проблемы.

Культура возникает там и тогда, где и когда возникает индивидуальная мысль, знания, как обобщенный опыт. Культура того времени дала возможность человеку выжить. Помогла познавать мир и самого себя. Открытия человека помогают последующим поколениям двигаться дальше, послужили основой будущих достижений чел. мысли. Познание к-ры путем проб, опытов, ошибок. Ступени перехода к цивилизации:1)умственный труд отделился от физического, становится самостоятельной сферой деят-ти (Древний Египет. жрецы). 2)Появляется письменность – язык основа всего. 3)Появляется наука, ремесла, производство. 4)Создание гос-ва.

Тогда произошел переход от первобытной к-ры к цивилизации.

«Цивилизация»:1)синоним культуры; 2)уровень развития общ-ва; 3)ступень общественного развития, наступающая после эпохи варварства. Наиболее распространенное определение- достижение такого состояния развития общ-ва, когда реализуются оптимальные и наиболее гуманные (для данных исторических условий) способы и формы деятельности человека и общ-ва.

Цивилизация – понятие синтезирующее (включает в себя все многообразие национальных к-р). Имеет региональный (территориальный) хар-р. Временный хар-р.

Культура продолжает жить, пока живет цивилизация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: