Лекция № 15. Перестройка в СССР

План:

 

1. Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Экономическая реформа. Стратегия ускорения социально-экономического развития страны.

2. Реформа политической системы. Гласность. Формирование многопартийности в СССР.

3. Внешняя политика СССР. Новые внешнеполитические принципы.

4. Обострение межнациональных отношений в советском государстве. Парад суверенитетов. Распад СССР и образование СНГ.

 

В середине 80-х гг. XX в. в результате реализации достижений научно-технического прогресса в развитых странах Запада утвердившееся индустриальное общество постепенно трансформировалось в постиндустриальное. Новейшие достижения науки и техники способствовали быстрому прогрессу западной цивилизации.

СССР в это время вступил в глубокий политический, социально-экономический и культурно-моральный кризис. Возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в Советском Союзе была безнадежно упущена.

Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. В обществе слабела вера в близкое торжество коммунистических идеалов.

Отсталое, неэффективное социалистическое экономическое хозяйство несло бремя гигантских военных расходов, сумма которых составляла примерно 45% бюджета. В то же время советское руководство предоставляло огромные денежные средства на поддержку коммунистических и прокоммунистических режимов на Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике. В последнее 10-летие своего существования КПСС оказала финансовую помощь более 100 коммунистическим партиям различных стран.

В 80-е годы компартия Франции получила 24 млн. долларов, компартия США- более 21 млн., компартия Финляндии- около 17 млн., компартия Португалии- около 10 млн. долл.

Большинство рабочих, служащих и крестьян осознавали необходимость проведения серьезных перемен в политической, экономической, социальной и культурных областях. Но к началу 80-х гг. советская политическая система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.

Попытки Ю.В. Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисной ситуации.

В условиях монопольного господства в обществе одной коммунистической партии, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены не могли начинаться «снизу». Народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать.

В правящей политической элите нашлись силы, которые реально понимали сложившееся кризисное состояние общества и готовы были стать на путь реформ.

Переломить эти негативные тенденции в развитии СССР взяло на себя новое руководство партии во главе с М.С. Горбачевым. Ставилась задача вывести страну из застойного состояния, провести кардинальные политические и экономические реформы и тем самым придать новый импульс социализму в СССР на основе ускорения социально-экономического развития общества, активизации человеческого фактора, серьезного реформирования внутренней и внешней политики советского государства.

В марте 1985 г. М.С. Горбачев был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. Он сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени оторвалась от жизни и превратилась в пропаганду успехов. Под руководством Горбачева была пересмотрена Программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля- 6 марта 1986 г.). В Программе говорилось, что основным содержанием современной эпохи является переход от капитализма к социализму и коммунизму, ставил задачи по совершенствованию социализма и постепенному переходу к коммунизму. В отличие от программы КПСС, принятой на XXII съезде партии в 1961 г., новая редакция не предусматривала конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом и окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Коммунизм рассматривался как идеал общественного устройства, а не достижимая цель. Основной задачей политического руководства становится планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны.

Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. взял курс на перестройку советского общества. Отношение к процессу перестройки в нашем обществе неоднозначное: одни видели в нем контрреволюционный переворот и предательство по отношению к Октябрю и социализму;

другие- возможность развития России в русле мировой цивилизации;

третьи- наступление «смутного времени» и гибель огромной страны;

четвертые- возможность возврата на естественноисторический путь развития прерванный в 1917 г.

В то же время традиционной остается точка зрения, объясняющая все беды России всемирным заговором сионистов и империалистов, которые давно вынашивали планы ликвидации супердержавы.

В некоторой части все эти точки зрения нашли отражение в научной и публицистической литературе. Трудность в выборе более объективной точки зрения на перестройку объясняется тем, что в ходе нее постоянно менялись цели и задачи. Причем результаты перестройки во многом не совпадали с первоначальными замыслами ее авторов.

Основное содержание перестройки - социальная революция, в центре которой находились вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений. Перестройка была вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера, тупиковой ситуацией, в которой оказалось советское общество. Как и всякая модернизация в России, переход к ней оказался вынужденной мерой.

Исследователи выделяют 4-е ее периода:

1-й – от марта 1985 по январь 1987 г., который проходил под           

    лозунгом «больше социализма»;

2-й – 1987 -1988 гг., основным лозунгом которого был девиз

    «больше демократии»;

3-й – 1989 -1991 гг., ставший периодом размежеваний и расколов в

    лагере перестройки;

4-й – начинается с августовского путча и отстранением М.            

    Горбачева от власти. Этот период ознаменовался резким      изменениям соотношения сил в пользу радикальных                реформаторских группировок, приходом их к власти началом соединения идейно-политической революции с радикальными антисоциалистическими социально- экономическими и политическими преобразованиями. Четвертый этап завершается октябрьским 1993 г. переворотом, носивший насильственный, кровавый характер.

Историки Ростовского государственного университета А.В. Венков, С.А. Кислицин, П.Я. Циткилов и др. в учебном курсе «История России от Рюрика до Путина», вышедшем в 2005 г. перестроечный процесс при Горбачеве разделяют на три основных этапа:

1-й – традиционно-авторитарный (1985-1986 гг.);

2-й – социал-демократический (1987-1989 гг.);

3-й – либерал-радикальный (1990-1991 гг.).

 

На первом этапе перестройки сохранялась командная модель традиционного социал-авторитарного общества. На практике реформирование в те годы свелось к попыткам ужесточения контроля, осуществления номенклатурного обновления кадров и проведения курса на ускорение социально-экономического развития.

С помощью концепции ускорения ставилась задача преодолеть «застой» эпохи Брежнева. Необходимость ускорения социально-экономического развития диктовалась следующими факторами:

во-1-х, - на очереди дня стояли острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранение, производство товаров народного потребления, экологическая);

во-2-х, - угроза слома военно-стратегического паритета со стороны США, которые разрабатывали масштабную программу СОИ – стратегической оборонной инициативы;

в-3-х, - опасность потери экономической независимости страны (главным образом на стратегических направлениях вследствие западных поставок наукоемкой продукции, к тому времени прерванных);

в-4-х, - угроза сползания к экономическому кризису из-за падения темпов развития.

Под ускорением понимались новые темпы роста (преодоление тенденции к падению и переход к наращиванию темпов социально-экономического развития), новое качество роста (за счет повышения производительности труда, интенсивного развития), «крутой поворот» государства к нуждам людей.

Причем ускорение Горбачевым и его командой понималось, прежде всего, как формированное развитие машиностроения во всех отраслях экономики. Но в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения не дали ожидаемых результатов. Ставилась задача максимально загрузить производственные мощности, организовать многосменный режим работы, для повышения качества продукции была введена госприемка, провозглашалась борьба с «нетрудовыми доходами» и с алкоголизмом. Кстати, кампания по преодолению пьянства и алкоголизма усугубила ситуацию в экономике страны, стало расцветать самогоноварение, были вырублены целые виноградные плантации. Все это нанесло серьезный удар по государственному бюджету. Например, в 1986, 1987 и 1988 гг. государственный бюджет страны лишился 10 млрд. руб. ежегодных поступлений. По тому уровню цен это было практически равнозначно 30 млрд. долл. за три года.

Были провалена жилищная программа «каждой семье отдельную квартиру», которая не была профинансирована.

Таким образом, проводимая Горбачевым политика в 1985-86 гг. свидетельствовала о том, что усилия по «ускорению» развития страны обречены на неудачу. Нужна была новая идеология и стратегия реформ, которая существенно изменила политическую систему в государстве.

На втором этапе перестройки, началу которого положил январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС главными лозунгами момента стали «гласность» и «демократизация». В основу реформационной стратегии была положена идея соединения социализма с демократией. В июне 1987 г. на очередном Пленуме ЦК КПСС была одобрена экономическая реформа, которая предполагала внедрение элементной рыночной экономики и существенное ослабление командных методов управления. Реализация этой концепции преобразований предполагала замену режима монополии КПСС на власть демократически избранными Советами и переходу директивной экономики в социально-ориентированную рыночную. Такая эволюция в политической, социальной и экономической сферах вполне соответствовала социал-демократическим ценностям.

Новый курс на демократический социализм получил закрепление и дальнейшее развитие на XIX Всесоюзной партийной конференции в 1988 г. На этой конференции Горбачев заявил, что основой второго этапа перестройки становятся социал-демократическая направленность. «Мы к 1988 г.,- отмечал Михаил Сергеевич,- осознали, что без рефор-мирования самой системы не сможем обеспечить успешное проведение реформ. С этого момента можно говорить о втором содержательном этапе перестройки. Он базировался уже на других идеологических позициях, в основе которых лежала идея социал-демократии».

Осуществление радикальной экономической реформы на втором этапе перестройки предусматривало:

- расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

- предоставление права выбора руководителей;

- отказ от государственной монополии внешней торговли;

- переход от директивного плана на государственный заказ;

- сокращение численности министерств и ведомств и декларирование «партнерских отношений» между ними;

- поддержка кооперативного движения;

- развитие частного сектора в экономике (открыло простор для частной инициативы в 30 видах деятельности);

- признание права и равенства 5-ти форм хозяйствования на селе – совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Для проведения реформы издаются нормативные документы как «Закон о государственном предприятии (объединении) в 1987 г., «Закон

о кооперации» в 1988 г., «Закон об индивидуальной трудовой деятельности» в 1988 г.

В различных сферах общественной жизни в 1987-1989 гг. наметились позитивные тенденции. О некотором экономическом росте в эти годы свидетельствует статистика. Например, если в 1986 г. произведенный национальный доход в фактически действовавших ценах составлял 587,4 млрд. руб., то в 1989 г. – 673,7 млрд. руб. Показатели произведенной продукции промышленности составляли соответственно 846 млрд. р. и 928 млрд. р., а продукции сельского хоз-ва – 119,8 млрд. руб. и 128,9 млрд. руб.              

Если в 1986 г. ввод в действие общей площади жилых домов был равен 119,8 млн. кв.м., то в 1988 г. – 132,3 млн. кв.м.

Во внутриполитической сфере широкое развитие получили гласность и демократизация. Была отменена 6 ст. Конституции «О руководящей и направляющей роли КПСС». Начался процесс становления в СССР многопартийной системы, возрождается народовластие в лице демократически избранных советов. В КПСС возникли различные идейные течения, платформы, внеуставные партийные клубы, альтернативными стали выборы на руководящие должности. Наряду с неформальными движениями т.н. «народные фронты» (Союдис, Рух и др.), появились и первые оппозиционные партии: Демократический союз (1988 г.), Демократическая партия Советского Союза (1989 г.) и др.

В марте 1989 г. были проведены выборы депутатов по новому избирательному закону. На альтернативной основе был сформирован 1-й Съезд народных депутатов и профессионально работающий парламент – Верховный Совет, председателем Президиума которого был избран Горбачев.

На данном этапе перестройки произошло некоторое ослабление международной напряженности. Были подписаны соглашения с США по ограничению наступательных ядерных ракет, выведены войска из Афганистана, нормализованы отношения с рядом стран Запада.

Однако во второй половине 1989 г. в государстве стала нарастать напряженность. Руководство страны столкнулось с кризисом доверия, который вскоре перерос в кризис реформационного процесса. Прои-зошел обвал в экономике. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась экономическая война по поводу

товарного запаса. По стране прокатились забастовки рабочих, в авангарде которых шли шахтеры.

Почему же на втором этапе перестройка, имея некоторые позитивные тенденции, оказалась в кризисе. Свертывание перестройки как эволюционного реформирования объясняется следующими причинами:

во-1-х, - узость и недостаточность организованного общественного    слоя, поддерживающего социал-демократический характер реформирования;

во-2-х, - ошибки руководства страны во главе с Горбачевым в социально-экономическом и политическом реформировании.

Во второй половине 1989 – начале 1990 г. в стране объективно складывался влиятельный социальный слой, сориентированный не на социал-демократический путь развития страны, а на либеральный характер преобразований. К этому социальному слою следует отнести: многих представителей республиканских элит, значительную часть хозяйственной и партийной бюрократии, растущий класс российских предпринимателей, а так же массовых обывателей, поверивших в скорое утверждение в нашей стране западных жизненных стандартов.

Социал-демократическое реформирование было свернуто в 1990 г. из-за серьезных просчетов руководства страны. Непоследовательная экономическая политика Горбачева и его команды, падение цен на топливно-энергетические ресурсы привели к росту дефицита бюджета страны. Накопилось значительное количество наличной денежной массы, не имевшей товарного покрытия. Поэтому к началу 1989 г. бюджетный дефицит по сравнению с 1985 г. вырос в 5 раз с 20 до 100 млрд. руб. В 1991 г. сумма бюджетного дефицита составила огромную величину – 30% валового внутреннего продукта.

Нерешительность в принятии важных хозяйственных мер по лик-видации нерыночной системы ценообразования, создании рыночной инфраструктуры – разветвленной системы товарно-сырьевых бирж, центров оптовой торговли, коммерческих банков и др. на фоне распада социалистического экономического сообщества – СЭВ вело к обострению товарного дефицита. Все это в значительной степени подталкивало децентрализацию и усиливало сепаратистские тенденции.

Серьезные колебания и просчеты были допущены Горбачевым и его соратниками в национально-государственном строительстве. У него не хватило воли в разрешении карабахского конфликта, наказать его виновников, провести разоружение незаконных вооруженных формирований. Но главной просчет в национально-государственной политике заключался в нежелании власти своевременно решать вопросы по обновлению советской федерации, по обретению республиками хозяйственной самостоятельности в рамках общего экономического пространства.

Достаточной воли и последовательности не проявил Горбачев в политическом реформировании общества. Весной 1989 г. он продолжал резко осуждать саму идею политического плюрализма и многопартийности, относя ее к «политическим спекуляциям», а так же запаздывал с проведением демократизации КПСС, авторитет которой в обществе стал резко падать.

В 1990 г. начинается новый этап перестройки, означавший ее крах как эволюционного реформирования и свидетельствовавший о ее перерождении в либеральный радикализм. Это принципиальным образом меняло характер преобразовательных процессов и выдвигало на первый план иных лидеров, делавших ставку на радикальные меры, слом существовавшего строя и союзной государственности.   

Позиции радикалов укрепляло общественное мнение, мощный пролиберальный поворот в настроении масс. Заложником этих настроений стал Горбачев. Путем постоянных уступок он дрейфовал в сторону радикал-либерализма, беря на вооружение лозунги политиков-либералов, называемых в то время демократами. Это сближение противоречило во многом исходным позициям Горбачева-реформатора. Став пособником российского радикал-либерализма, он перестал быть реформатором. В этом и состояла его трагедия. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов Горбачев был избран Президентом СССР. Но принятие института президентства без всеобщих выборов не усилило, а ослабило его позиции. Поэтому он не смог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен расшатанной и дискридитировавшей себя партийно-государственной вертикали. Горбачев ограничил свои реальные возможности как по защите Конституции союзного государства, по пресечению сепаратистских тенденций, так и по осуществлению плана рыночных реформ, подготовленного академиком Абалкиным и получившим одобрение в октябре 1990 г. со стороны Верховного Совета СССР.

Известный общественный деятель А.Д. Сахаров говорил Горбачеву: «Вы пришли к этой вершине (президентству) без выборов… вы можете стать объектом давления, шантажа со стороны тех, в чьих руках информация... Если Вы не выбраны народом – никто Вас не сможет оградить». Слабость президентской власти не позволила Горбачеву остановить нарастание в 1991 г. политической и экономической нестабильности в обществе, вызванной усилением сепаратистских тенденций со стороны республик, прежде всего со стороны России, которая в начале 1991 г. отказалась платить долги в общесоюзный бюджет. Ситуацию еще больше дестабилизировала «война законов», развернутая республиками против союзного центра.

Неоправданные уступки совершает Горбачев в вопросах национально-государственного строительства. 20 августа 1991 г. он предлагает руководителям союзных республик проект нового Союзного договора в обход высшей представительной власти страны. Этот проект фактически разрушил федеративную основу государства, превращая его в полуконфедеративное образование с не вполне четкими функциями. При этом неопределенным становился статус 6 республик – Армении, Грузии, Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии, которые не собирались его подписывать. Своим бездействием и своей «полукомпромиссностью» в путчевский (выступление ГКЧП 19-21 августа 1991 г.) и послепутчевский периоды М.С. Горбачев способствовал победе в стране радикального либерализма.

Серьезные ошибки были допущены М.С.Горбачевым в вопросах кадровой политики. Многие руководители и ответственные работники союзных ведомств и министерств были назначены с подачи Б.Ельцина, возглавлявшие российское руководство, а Горбачевым эти решения лишь визировались. Ряд должностных лиц союзного ранга, являвшимися профессионалами своего дела, по инициативе российского руководства и с согласия Горбачева были освобождены от руководства под предлогом «сотрудничества с путчистами».

Ельцин форсирует процесс переподчинения союзных властных структур российскими правительственными органами. В частности, в октябре 1991 г. было принято решение об упразднении внутренних войск МВД СССР, которые переходили к российскому МВД. В ноябре этого года Ельцин издает указы о национализации объектов общесоюзной собственности, как Гохран, Госзнак, имущества союзного министерства юстиции. Причём эти шаги российской властью были предприняты в одностороннем порядке.

    Причастен М.Горбачев и к прекращению деятельности высшего законодательного института власти – Съезда народных депутатов СССР, полномочия которого передавались неконституционному Госсовету и новому Верховному Совету, который был сформирован не на паритетной основе.

    Горбачёв и многие республиканские лидеры повинны в развале СССР, который произошёл не только по субъективным, но и объективным причинам. К последним необходимо отнести:

- общественный кризис, вызванный неудачами экономических и финансово-государственных преобразований в СССР;

- нарастание великорусского сепаратизма и сепаратистских тенденций в национальных республиках;

- страны Запада и США крайне были заинтересованы в развале СССР и ослаблении нашей государственности.

 

       

Трагедия М.Горбачёва как политической личности заключалась в том, что главное дело его жизни – перестройка как созидательное реформирование не увенчалась успехом, а оказалась трансформированной в либерал-радикальный, разрушительный процесс, приведший к слому общественного строя и союзной государственности.

 

    Внешняя политика СССР. Новые внешнеполитические принципы.

 

  Сразу же последовали практические шаги для решения внешнеполитических вопросов. В 1985 г. осенью в Женеве состоялись советско-американские переговоры, в документах которых констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей».

Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Руководством СССР было принято несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека (в частности по проблеме выезда и въезда граждан в СССР).

В 1986-1987 гг. состоялись встречи М. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. Итогом этих встреч стало принятие соглашения (в 1987 гг.), предусматривающего уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. экономического сотрудничества. СССР был принят в Международный валютный фонд.

Немаловажное значение придавалось установлению контактов с государствами Северной Европы – Швецией, Норвегией и Финляндией, с которыми была достигнута договоренность о совместном с ними освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

В 80-е гг. происходит нарастание кризисных явлений в политической и экономической жизни в странах восточной Европы. Главным лозунгом антитоталитарных движений в этих странах стало восстановление демократических свобод и борьба за права человека.

Развал социалистической системы привел к роспуску Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Были выведены советские войска из социалистических государств Европы. 3 октября 1990 г. с согласия СССР произошло объединение ГДР и ФРГ в единое германское государство. Отношение к этим процессам в нашем обществе было, да и порой остается неоднозначным.

Большое внимание руководство СССР уделяло отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, с Японией, Южной Кореей и Китаем. В1989 г. Горбачев посетил Китай. В результате были разрешены многие спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.

В феврале 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. Таким образом, перестройка международных отношений способствовала окончанию «холодной войны».

Кризис межнациональных отношений в СССР.

Непоследовательность политического руководства страны в вопросах национальной политики привела к обострению межнациональных противоречий. В условиях перестройки и гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты.

Например, в 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, на должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Открытые выступления произошли в республиках Прибалтики, на Украине и Белоруссии. Созданные народные фронты выдвигали требования к властям обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортации населения из прибалтийских государств, Украины, Белоруссии и других районов страны.

В 1988 г. возник военный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Карабаха. Следующими очагами межнациональных конфликтов стала Фергана (между узбеками и турками-месхетинцами), Новый Узень (Казахстан). Итогом этих конфликтов стало появление в стране огромного количества беженцев.

В апреле 1989 г. произошли массовые демонстрации в Тбилиси, основные требования участников сводились к проведению демократических реформ и предоставления независимости Грузии.

Для подъема широких национальных движений в стране сложились предпосылки:

- отсутствовали реальные права и полномочия у союзных республик;

- сложился разрыв уровней экономического развития республик;

- республиканские парламенты стремились закрепить свое положение.

В 1988-1990 гг. в национальных республиках стали создаваться народные фронты, движения, партии, которые пришли к власти и принимали декларации о государственном суверенитете.

12 июня 1990 г. съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, первым президентом которой стал Б. Ельцин.

Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании СССР.

IV съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения», в котором отмечалось, что основой обновленного союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.

Руководством страны был разработан новый Союзный Договор. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с руководителями 9 союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

Подписание договора было намечено на 20 августа 1991 г. Данный проект союзного договора был поддержан 9-ю республиками, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и республик Прибалтики.

В августе 1991 г. была предпринята попытка совершить государственный переворот. Во главе с вице-президентом Г. Янаевым был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП), который фактически отстранил президента М. Горбачева от власти, находившегося в южной резиденции Форос.

21 декабря 1991 г. одиннадцать республик, ранее подписавших декларацию о намерениях войти в обновленный союз, объявили о роспуске СССР.

На встрече в Беловежье руководители Б. Ельцин (Россия), Л. Кравчук (Украина) и В. Шушкевич (Белоруссия) приняли решение о денонсации союзного договора 1922 г. СССР перестал существовать. На территории бывшего союзного государства возникло Содружество независимых государств (СНГ). Президент М. Горбачев ушел в отставку. Таким образом, перестройка в СССР переросла в антикоммунисти-ческую революцию, разрушившую Союз Социалистических республик.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: