План:
1. Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Экономическая реформа. Стратегия ускорения социально-экономического развития страны.
2. Реформа политической системы. Гласность. Формирование многопартийности в СССР.
3. Внешняя политика СССР. Новые внешнеполитические принципы.
4. Обострение межнациональных отношений в советском государстве. Парад суверенитетов. Распад СССР и образование СНГ.
В середине 80-х гг. XX в. в результате реализации достижений научно-технического прогресса в развитых странах Запада утвердившееся индустриальное общество постепенно трансформировалось в постиндустриальное. Новейшие достижения науки и техники способствовали быстрому прогрессу западной цивилизации.
СССР в это время вступил в глубокий политический, социально-экономический и культурно-моральный кризис. Возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в Советском Союзе была безнадежно упущена.
Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. В обществе слабела вера в близкое торжество коммунистических идеалов.
|
|
Отсталое, неэффективное социалистическое экономическое хозяйство несло бремя гигантских военных расходов, сумма которых составляла примерно 45% бюджета. В то же время советское руководство предоставляло огромные денежные средства на поддержку коммунистических и прокоммунистических режимов на Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике. В последнее 10-летие своего существования КПСС оказала финансовую помощь более 100 коммунистическим партиям различных стран.
В 80-е годы компартия Франции получила 24 млн. долларов, компартия США- более 21 млн., компартия Финляндии- около 17 млн., компартия Португалии- около 10 млн. долл.
Большинство рабочих, служащих и крестьян осознавали необходимость проведения серьезных перемен в политической, экономической, социальной и культурных областях. Но к началу 80-х гг. советская политическая система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.
Попытки Ю.В. Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисной ситуации.
В условиях монопольного господства в обществе одной коммунистической партии, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены не могли начинаться «снизу». Народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать.
В правящей политической элите нашлись силы, которые реально понимали сложившееся кризисное состояние общества и готовы были стать на путь реформ.
|
|
Переломить эти негативные тенденции в развитии СССР взяло на себя новое руководство партии во главе с М.С. Горбачевым. Ставилась задача вывести страну из застойного состояния, провести кардинальные политические и экономические реформы и тем самым придать новый импульс социализму в СССР на основе ускорения социально-экономического развития общества, активизации человеческого фактора, серьезного реформирования внутренней и внешней политики советского государства.
В марте 1985 г. М.С. Горбачев был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. Он сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени оторвалась от жизни и превратилась в пропаганду успехов. Под руководством Горбачева была пересмотрена Программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля- 6 марта 1986 г.). В Программе говорилось, что основным содержанием современной эпохи является переход от капитализма к социализму и коммунизму, ставил задачи по совершенствованию социализма и постепенному переходу к коммунизму. В отличие от программы КПСС, принятой на XXII съезде партии в 1961 г., новая редакция не предусматривала конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом и окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Коммунизм рассматривался как идеал общественного устройства, а не достижимая цель. Основной задачей политического руководства становится планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны.
Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. взял курс на перестройку советского общества. Отношение к процессу перестройки в нашем обществе неоднозначное: одни видели в нем контрреволюционный переворот и предательство по отношению к Октябрю и социализму;
другие- возможность развития России в русле мировой цивилизации;
третьи- наступление «смутного времени» и гибель огромной страны;
четвертые- возможность возврата на естественноисторический путь развития прерванный в 1917 г.
В то же время традиционной остается точка зрения, объясняющая все беды России всемирным заговором сионистов и империалистов, которые давно вынашивали планы ликвидации супердержавы.
В некоторой части все эти точки зрения нашли отражение в научной и публицистической литературе. Трудность в выборе более объективной точки зрения на перестройку объясняется тем, что в ходе нее постоянно менялись цели и задачи. Причем результаты перестройки во многом не совпадали с первоначальными замыслами ее авторов.
Основное содержание перестройки - социальная революция, в центре которой находились вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений. Перестройка была вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера, тупиковой ситуацией, в которой оказалось советское общество. Как и всякая модернизация в России, переход к ней оказался вынужденной мерой.
Исследователи выделяют 4-е ее периода:
1-й – от марта 1985 по январь 1987 г., который проходил под
лозунгом «больше социализма»;
2-й – 1987 -1988 гг., основным лозунгом которого был девиз
«больше демократии»;
3-й – 1989 -1991 гг., ставший периодом размежеваний и расколов в
лагере перестройки;
4-й – начинается с августовского путча и отстранением М.
Горбачева от власти. Этот период ознаменовался резким изменениям соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок, приходом их к власти началом соединения идейно-политической революции с радикальными антисоциалистическими социально- экономическими и политическими преобразованиями. Четвертый этап завершается октябрьским 1993 г. переворотом, носивший насильственный, кровавый характер.
|
|
Историки Ростовского государственного университета А.В. Венков, С.А. Кислицин, П.Я. Циткилов и др. в учебном курсе «История России от Рюрика до Путина», вышедшем в 2005 г. перестроечный процесс при Горбачеве разделяют на три основных этапа:
1-й – традиционно-авторитарный (1985-1986 гг.);
2-й – социал-демократический (1987-1989 гг.);
3-й – либерал-радикальный (1990-1991 гг.).
На первом этапе перестройки сохранялась командная модель традиционного социал-авторитарного общества. На практике реформирование в те годы свелось к попыткам ужесточения контроля, осуществления номенклатурного обновления кадров и проведения курса на ускорение социально-экономического развития.
С помощью концепции ускорения ставилась задача преодолеть «застой» эпохи Брежнева. Необходимость ускорения социально-экономического развития диктовалась следующими факторами:
во-1-х, - на очереди дня стояли острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранение, производство товаров народного потребления, экологическая);
во-2-х, - угроза слома военно-стратегического паритета со стороны США, которые разрабатывали масштабную программу СОИ – стратегической оборонной инициативы;
в-3-х, - опасность потери экономической независимости страны (главным образом на стратегических направлениях вследствие западных поставок наукоемкой продукции, к тому времени прерванных);
в-4-х, - угроза сползания к экономическому кризису из-за падения темпов развития.
Под ускорением понимались новые темпы роста (преодоление тенденции к падению и переход к наращиванию темпов социально-экономического развития), новое качество роста (за счет повышения производительности труда, интенсивного развития), «крутой поворот» государства к нуждам людей.
Причем ускорение Горбачевым и его командой понималось, прежде всего, как формированное развитие машиностроения во всех отраслях экономики. Но в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения не дали ожидаемых результатов. Ставилась задача максимально загрузить производственные мощности, организовать многосменный режим работы, для повышения качества продукции была введена госприемка, провозглашалась борьба с «нетрудовыми доходами» и с алкоголизмом. Кстати, кампания по преодолению пьянства и алкоголизма усугубила ситуацию в экономике страны, стало расцветать самогоноварение, были вырублены целые виноградные плантации. Все это нанесло серьезный удар по государственному бюджету. Например, в 1986, 1987 и 1988 гг. государственный бюджет страны лишился 10 млрд. руб. ежегодных поступлений. По тому уровню цен это было практически равнозначно 30 млрд. долл. за три года.
|
|
Были провалена жилищная программа «каждой семье отдельную квартиру», которая не была профинансирована.
Таким образом, проводимая Горбачевым политика в 1985-86 гг. свидетельствовала о том, что усилия по «ускорению» развития страны обречены на неудачу. Нужна была новая идеология и стратегия реформ, которая существенно изменила политическую систему в государстве.
На втором этапе перестройки, началу которого положил январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС главными лозунгами момента стали «гласность» и «демократизация». В основу реформационной стратегии была положена идея соединения социализма с демократией. В июне 1987 г. на очередном Пленуме ЦК КПСС была одобрена экономическая реформа, которая предполагала внедрение элементной рыночной экономики и существенное ослабление командных методов управления. Реализация этой концепции преобразований предполагала замену режима монополии КПСС на власть демократически избранными Советами и переходу директивной экономики в социально-ориентированную рыночную. Такая эволюция в политической, социальной и экономической сферах вполне соответствовала социал-демократическим ценностям.
Новый курс на демократический социализм получил закрепление и дальнейшее развитие на XIX Всесоюзной партийной конференции в 1988 г. На этой конференции Горбачев заявил, что основой второго этапа перестройки становятся социал-демократическая направленность. «Мы к 1988 г.,- отмечал Михаил Сергеевич,- осознали, что без рефор-мирования самой системы не сможем обеспечить успешное проведение реформ. С этого момента можно говорить о втором содержательном этапе перестройки. Он базировался уже на других идеологических позициях, в основе которых лежала идея социал-демократии».
Осуществление радикальной экономической реформы на втором этапе перестройки предусматривало:
- расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- предоставление права выбора руководителей;
- отказ от государственной монополии внешней торговли;
- переход от директивного плана на государственный заказ;
- сокращение численности министерств и ведомств и декларирование «партнерских отношений» между ними;
- поддержка кооперативного движения;
- развитие частного сектора в экономике (открыло простор для частной инициативы в 30 видах деятельности);
- признание права и равенства 5-ти форм хозяйствования на селе – совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.
Для проведения реформы издаются нормативные документы как «Закон о государственном предприятии (объединении) в 1987 г., «Закон
о кооперации» в 1988 г., «Закон об индивидуальной трудовой деятельности» в 1988 г.
В различных сферах общественной жизни в 1987-1989 гг. наметились позитивные тенденции. О некотором экономическом росте в эти годы свидетельствует статистика. Например, если в 1986 г. произведенный национальный доход в фактически действовавших ценах составлял 587,4 млрд. руб., то в 1989 г. – 673,7 млрд. руб. Показатели произведенной продукции промышленности составляли соответственно 846 млрд. р. и 928 млрд. р., а продукции сельского хоз-ва – 119,8 млрд. руб. и 128,9 млрд. руб.
Если в 1986 г. ввод в действие общей площади жилых домов был равен 119,8 млн. кв.м., то в 1988 г. – 132,3 млн. кв.м.
Во внутриполитической сфере широкое развитие получили гласность и демократизация. Была отменена 6 ст. Конституции «О руководящей и направляющей роли КПСС». Начался процесс становления в СССР многопартийной системы, возрождается народовластие в лице демократически избранных советов. В КПСС возникли различные идейные течения, платформы, внеуставные партийные клубы, альтернативными стали выборы на руководящие должности. Наряду с неформальными движениями т.н. «народные фронты» (Союдис, Рух и др.), появились и первые оппозиционные партии: Демократический союз (1988 г.), Демократическая партия Советского Союза (1989 г.) и др.
В марте 1989 г. были проведены выборы депутатов по новому избирательному закону. На альтернативной основе был сформирован 1-й Съезд народных депутатов и профессионально работающий парламент – Верховный Совет, председателем Президиума которого был избран Горбачев.
На данном этапе перестройки произошло некоторое ослабление международной напряженности. Были подписаны соглашения с США по ограничению наступательных ядерных ракет, выведены войска из Афганистана, нормализованы отношения с рядом стран Запада.
Однако во второй половине 1989 г. в государстве стала нарастать напряженность. Руководство страны столкнулось с кризисом доверия, который вскоре перерос в кризис реформационного процесса. Прои-зошел обвал в экономике. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась экономическая война по поводу
товарного запаса. По стране прокатились забастовки рабочих, в авангарде которых шли шахтеры.
Почему же на втором этапе перестройка, имея некоторые позитивные тенденции, оказалась в кризисе. Свертывание перестройки как эволюционного реформирования объясняется следующими причинами:
во-1-х, - узость и недостаточность организованного общественного слоя, поддерживающего социал-демократический характер реформирования;
во-2-х, - ошибки руководства страны во главе с Горбачевым в социально-экономическом и политическом реформировании.
Во второй половине 1989 – начале 1990 г. в стране объективно складывался влиятельный социальный слой, сориентированный не на социал-демократический путь развития страны, а на либеральный характер преобразований. К этому социальному слою следует отнести: многих представителей республиканских элит, значительную часть хозяйственной и партийной бюрократии, растущий класс российских предпринимателей, а так же массовых обывателей, поверивших в скорое утверждение в нашей стране западных жизненных стандартов.
Социал-демократическое реформирование было свернуто в 1990 г. из-за серьезных просчетов руководства страны. Непоследовательная экономическая политика Горбачева и его команды, падение цен на топливно-энергетические ресурсы привели к росту дефицита бюджета страны. Накопилось значительное количество наличной денежной массы, не имевшей товарного покрытия. Поэтому к началу 1989 г. бюджетный дефицит по сравнению с 1985 г. вырос в 5 раз с 20 до 100 млрд. руб. В 1991 г. сумма бюджетного дефицита составила огромную величину – 30% валового внутреннего продукта.
Нерешительность в принятии важных хозяйственных мер по лик-видации нерыночной системы ценообразования, создании рыночной инфраструктуры – разветвленной системы товарно-сырьевых бирж, центров оптовой торговли, коммерческих банков и др. на фоне распада социалистического экономического сообщества – СЭВ вело к обострению товарного дефицита. Все это в значительной степени подталкивало децентрализацию и усиливало сепаратистские тенденции.
Серьезные колебания и просчеты были допущены Горбачевым и его соратниками в национально-государственном строительстве. У него не хватило воли в разрешении карабахского конфликта, наказать его виновников, провести разоружение незаконных вооруженных формирований. Но главной просчет в национально-государственной политике заключался в нежелании власти своевременно решать вопросы по обновлению советской федерации, по обретению республиками хозяйственной самостоятельности в рамках общего экономического пространства.
Достаточной воли и последовательности не проявил Горбачев в политическом реформировании общества. Весной 1989 г. он продолжал резко осуждать саму идею политического плюрализма и многопартийности, относя ее к «политическим спекуляциям», а так же запаздывал с проведением демократизации КПСС, авторитет которой в обществе стал резко падать.
В 1990 г. начинается новый этап перестройки, означавший ее крах как эволюционного реформирования и свидетельствовавший о ее перерождении в либеральный радикализм. Это принципиальным образом меняло характер преобразовательных процессов и выдвигало на первый план иных лидеров, делавших ставку на радикальные меры, слом существовавшего строя и союзной государственности.
Позиции радикалов укрепляло общественное мнение, мощный пролиберальный поворот в настроении масс. Заложником этих настроений стал Горбачев. Путем постоянных уступок он дрейфовал в сторону радикал-либерализма, беря на вооружение лозунги политиков-либералов, называемых в то время демократами. Это сближение противоречило во многом исходным позициям Горбачева-реформатора. Став пособником российского радикал-либерализма, он перестал быть реформатором. В этом и состояла его трагедия. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов Горбачев был избран Президентом СССР. Но принятие института президентства без всеобщих выборов не усилило, а ослабило его позиции. Поэтому он не смог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен расшатанной и дискридитировавшей себя партийно-государственной вертикали. Горбачев ограничил свои реальные возможности как по защите Конституции союзного государства, по пресечению сепаратистских тенденций, так и по осуществлению плана рыночных реформ, подготовленного академиком Абалкиным и получившим одобрение в октябре 1990 г. со стороны Верховного Совета СССР.
Известный общественный деятель А.Д. Сахаров говорил Горбачеву: «Вы пришли к этой вершине (президентству) без выборов… вы можете стать объектом давления, шантажа со стороны тех, в чьих руках информация... Если Вы не выбраны народом – никто Вас не сможет оградить». Слабость президентской власти не позволила Горбачеву остановить нарастание в 1991 г. политической и экономической нестабильности в обществе, вызванной усилением сепаратистских тенденций со стороны республик, прежде всего со стороны России, которая в начале 1991 г. отказалась платить долги в общесоюзный бюджет. Ситуацию еще больше дестабилизировала «война законов», развернутая республиками против союзного центра.
Неоправданные уступки совершает Горбачев в вопросах национально-государственного строительства. 20 августа 1991 г. он предлагает руководителям союзных республик проект нового Союзного договора в обход высшей представительной власти страны. Этот проект фактически разрушил федеративную основу государства, превращая его в полуконфедеративное образование с не вполне четкими функциями. При этом неопределенным становился статус 6 республик – Армении, Грузии, Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии, которые не собирались его подписывать. Своим бездействием и своей «полукомпромиссностью» в путчевский (выступление ГКЧП 19-21 августа 1991 г.) и послепутчевский периоды М.С. Горбачев способствовал победе в стране радикального либерализма.
Серьезные ошибки были допущены М.С.Горбачевым в вопросах кадровой политики. Многие руководители и ответственные работники союзных ведомств и министерств были назначены с подачи Б.Ельцина, возглавлявшие российское руководство, а Горбачевым эти решения лишь визировались. Ряд должностных лиц союзного ранга, являвшимися профессионалами своего дела, по инициативе российского руководства и с согласия Горбачева были освобождены от руководства под предлогом «сотрудничества с путчистами».
Ельцин форсирует процесс переподчинения союзных властных структур российскими правительственными органами. В частности, в октябре 1991 г. было принято решение об упразднении внутренних войск МВД СССР, которые переходили к российскому МВД. В ноябре этого года Ельцин издает указы о национализации объектов общесоюзной собственности, как Гохран, Госзнак, имущества союзного министерства юстиции. Причём эти шаги российской властью были предприняты в одностороннем порядке.
Причастен М.Горбачев и к прекращению деятельности высшего законодательного института власти – Съезда народных депутатов СССР, полномочия которого передавались неконституционному Госсовету и новому Верховному Совету, который был сформирован не на паритетной основе.
Горбачёв и многие республиканские лидеры повинны в развале СССР, который произошёл не только по субъективным, но и объективным причинам. К последним необходимо отнести:
- общественный кризис, вызванный неудачами экономических и финансово-государственных преобразований в СССР;
- нарастание великорусского сепаратизма и сепаратистских тенденций в национальных республиках;
- страны Запада и США крайне были заинтересованы в развале СССР и ослаблении нашей государственности.
Трагедия М.Горбачёва как политической личности заключалась в том, что главное дело его жизни – перестройка как созидательное реформирование не увенчалась успехом, а оказалась трансформированной в либерал-радикальный, разрушительный процесс, приведший к слому общественного строя и союзной государственности.
Внешняя политика СССР. Новые внешнеполитические принципы.
Сразу же последовали практические шаги для решения внешнеполитических вопросов. В 1985 г. осенью в Женеве состоялись советско-американские переговоры, в документах которых констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей».
Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.
Руководством СССР было принято несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека (в частности по проблеме выезда и въезда граждан в СССР).
В 1986-1987 гг. состоялись встречи М. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. Итогом этих встреч стало принятие соглашения (в 1987 гг.), предусматривающего уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. экономического сотрудничества. СССР был принят в Международный валютный фонд.
Немаловажное значение придавалось установлению контактов с государствами Северной Европы – Швецией, Норвегией и Финляндией, с которыми была достигнута договоренность о совместном с ними освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.
В 80-е гг. происходит нарастание кризисных явлений в политической и экономической жизни в странах восточной Европы. Главным лозунгом антитоталитарных движений в этих странах стало восстановление демократических свобод и борьба за права человека.
Развал социалистической системы привел к роспуску Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Были выведены советские войска из социалистических государств Европы. 3 октября 1990 г. с согласия СССР произошло объединение ГДР и ФРГ в единое германское государство. Отношение к этим процессам в нашем обществе было, да и порой остается неоднозначным.
Большое внимание руководство СССР уделяло отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, с Японией, Южной Кореей и Китаем. В1989 г. Горбачев посетил Китай. В результате были разрешены многие спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.
В феврале 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. Таким образом, перестройка международных отношений способствовала окончанию «холодной войны».
Кризис межнациональных отношений в СССР.
Непоследовательность политического руководства страны в вопросах национальной политики привела к обострению межнациональных противоречий. В условиях перестройки и гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты.
Например, в 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, на должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Открытые выступления произошли в республиках Прибалтики, на Украине и Белоруссии. Созданные народные фронты выдвигали требования к властям обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортации населения из прибалтийских государств, Украины, Белоруссии и других районов страны.
В 1988 г. возник военный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Карабаха. Следующими очагами межнациональных конфликтов стала Фергана (между узбеками и турками-месхетинцами), Новый Узень (Казахстан). Итогом этих конфликтов стало появление в стране огромного количества беженцев.
В апреле 1989 г. произошли массовые демонстрации в Тбилиси, основные требования участников сводились к проведению демократических реформ и предоставления независимости Грузии.
Для подъема широких национальных движений в стране сложились предпосылки:
- отсутствовали реальные права и полномочия у союзных республик;
- сложился разрыв уровней экономического развития республик;
- республиканские парламенты стремились закрепить свое положение.
В 1988-1990 гг. в национальных республиках стали создаваться народные фронты, движения, партии, которые пришли к власти и принимали декларации о государственном суверенитете.
12 июня 1990 г. съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, первым президентом которой стал Б. Ельцин.
Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании СССР.
IV съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения», в котором отмечалось, что основой обновленного союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.
Руководством страны был разработан новый Союзный Договор. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с руководителями 9 союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.
Подписание договора было намечено на 20 августа 1991 г. Данный проект союзного договора был поддержан 9-ю республиками, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и республик Прибалтики.
В августе 1991 г. была предпринята попытка совершить государственный переворот. Во главе с вице-президентом Г. Янаевым был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП), который фактически отстранил президента М. Горбачева от власти, находившегося в южной резиденции Форос.
21 декабря 1991 г. одиннадцать республик, ранее подписавших декларацию о намерениях войти в обновленный союз, объявили о роспуске СССР.
На встрече в Беловежье руководители Б. Ельцин (Россия), Л. Кравчук (Украина) и В. Шушкевич (Белоруссия) приняли решение о денонсации союзного договора 1922 г. СССР перестал существовать. На территории бывшего союзного государства возникло Содружество независимых государств (СНГ). Президент М. Горбачев ушел в отставку. Таким образом, перестройка в СССР переросла в антикоммунисти-ческую революцию, разрушившую Союз Социалистических республик.