В 1-й ПОЛОВИНЕ ХΙХ в.
Основными особенностями развития общественного движения в начале Х1Х в. были:
- во 1-х, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства Николая Ι не привели к спаду общественного движения в русском государстве;
- во 2-х. в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, которые защищали существовавший самодержавный строй России;
В общественном движении первой половины ХΙХ в. началось размежевание трех идейных направлений: РАДИКАЛЬНОГО, ЛИБЕРАЛЬНОГО и КОНСЕРВАТИВНОГО.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение ХΥШ-ХΙХ вв. В то время, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.
|
|
В начале ХΙХ в. выдающийся русский историк Н.М.Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли в русском государстве оказало движение декабристов. Министром народного просвещения С.С.Уваровым была разработана ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ, которая была основана на трех принципах – самодержавие, православие, народность. В ней отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Данная теория признавала самодержавие как единственно возможную форму правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие – основа духовной жизни народа опора самодержавия. Народность – отсутствие социальной розни в России.
Эти идеи развивались журналистами Ф.В.Булгариным, Н.И.Гречем, историком М.П.Погодиным, профессором филологии С.П.Шевыревым.
В 30-40-е гг. ХΙХ в. среди либералов сложились два идейных течения - СЛАВЯНОФИЛЬСТВО и ЗАПАДНИЧЕСТВО.
РАЗВИТИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ.
На рубеже 30-40-х гг. ХΙХ в. среди оппозиционных правительству либералов сложились два идейных течения – славянофильство и западничество.
Идеологами славянофилов являлись И.Кириевский – в области философии и истории, К.Аксаков и Д.Валуев – в истории, Ю.Самарин – в социально-экономической и политической науке, Ф.Чижов – в истории литературы и искусства.
|
|
Основные идеи славянофилов;
- были убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;
- большое значение они придавали крестьянкой общине;
- Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;
- резко отрицательно относились к реформе Петра Ι, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;
- единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие;
- верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, -вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.
Борьба словянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники – носители нового мировоззрения, основанного на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Яркие представители этого течения В.П.Боткин, Г.Н.Грановский, К.Д.Кавелин и др.
Основные идеи западников:
- благодаря реформам Петра Ι Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого – самодержавие и крепостное право;
- необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;
- особая позиция была у радикальных западников: во 1-х, необходимо не только догнать буржуазную Европу, и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во 2-х, наиболее действенным средством для этого являются не только реформы, а революция.
В 40-е гг. сложился кружок петрашевцев. Члены кружка решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В «Проекте об освобождении крестьян» они предлагали прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с землей, которую крестьяне обрабатывали. Радикальная часть заявляла о необходимости восстания крестьян и рабочих. В 1849 г. кружок был разгромлен.