Используются счета, на которых отражается наличие и движение материальных ценностей: «Основные средства», «Нематериальные активы», «Материалы», «Заготовление и преобретение материалов», «отклонение в стоимости материалов». Все эти счета являются активными. По дебету отражается остаток соответствующих ресурсов и их поступление, а по кредиту – списание.
64. Способы записи в учетные регистры Запись хоз.операц.в регистры назыв.разноской операц.Разноска производится на основании первич.докум. и корреспонденции счетов.О разноске операций по счетам в учётн.регистры в докум-х обязат.делается отметка в виде значка v.Это делается в целях исключ.повторения регистр.докумен.в учётн.регистрах.Учетная теория и практика выработала спасобы учетной записи,кот.классифицируются по след.признакам:-по характеру записи(униграфические,дигравические),-по систематизации(хронологические,систематические,комбинированные),-по изображению v(в виде формулы),-по числу экземпляров (простые, копировальные),-по способу заполнения (ручные,машинные)Записи в уч регистры должна пров-ся только на основе провер.докумен. в опред-ой послед-ти: иногда в регистрах синтетич отраж.операц.,а затем аналитич. Не редко прим-ся другой порядок:по истечении отчетного периода учетные регистры закрываются путем подведения итогов по каждому счету выведением итогов и вывед.остат-в.
65 Инвентаризация Инвентаризация: её роль и порядок проведения.При ведении учетных записей могут возникнуть расхождения между показателями, отраженными на счетах бух. учета и факт-ким наличием имущества и финансовых обязательств. Расхождение возникает в рез-те:1) естественных изменений в имуществе(усушка, распыление, выветривание); 2) ошибок, допускаемых при приеме и отпуске имущ-ва; 3) ошибок в учете(арифметические, описки в док-тах, неправильная запись); 4) злоупотребление материально-ответст. лицВ целях обеспечения достоверности данных и учета проводят инвентаризацию имущ-ва и обязательств. Инвентаризация – способ проверки достоверности учетных данных путем сверки и документации, подтверждающей фактическое наличие имущества и финансовых обязательст. Она позволяет проверить, все ли хоз. операции оформлены документами и отражены на счетах бух.учета. Выявить отклонение факт-го наличия от учетных данных и принять решение по внесении изменений в данные бух. учета.Цель инвентаризации: 1факт. наличие денежных ср-в и мат. ценностей по ответственным за их сохранность лицам.2 усл-й сохранности денежных и мат. ресурсов.3 уст-е наличия неполноценного и ненужного имущ-ва.4 уст-е недостатков постан-ки первичного учета и внутр. контроля за сохр. имущ-ва.5 уст-е ошибок и злоупотребл. в уч. записях.6 уст-е реальности сумм, отражаемых по статьям баланса.7 уст-е обосчнованности подбора мат-но – отвестсв. лиц и наличие с ними договора о полной мат-й ответствнности.Инвентар-я пров-ся:при смене мат-отв. лиц, собственников(или руководителя); при ликвидации предприятия; перед составлением годовой отчетности; порча,утрата имущ-ва;
66 Виды отчетности
Виды б отч-сти,пор-ок и сроки сост-ия, пред-ия, утв-ияВ зав-сти от разл целевых установок предст-ия бух отч-сти ее можно класс-ть в разрезе след видов:от содерж и источников- бух, статистич, оперативная,по категории пок-лей-внутр и внешн,по объему инф-единичн, сводная, консолидир(головн дочерн орг-ции),по срокам предостав-ния-годовая, промежут(за мес,квартал)Бух отч-сть основ-ся на непосред-но на данных синтетич и аналит бух учета и подтвержд-ся бух док-тами. Стат отч-сть состав-ся не только по данным стат-ого, но и бух и операт учета. Операт отч-сть прим-ся для оценки наиб важных пок-лей в момент соверш опер-ий или сразу после их завер-ия. Единичн отч-сть состав-ся по рез-татам деят-сти отдел самостоят орг-ции. Сводная состав-ся гос органами упр-ия по подведомствен орг-циям. Консол отч-сть объединяет отч-сть двух и более орг-ций, эконмо-ки связ между собой. Внутр отч-сть представ-ся учредителям или собственникам орг-ции в соотв с учред док-тами. Внешн отч-сть представл-ся вышестоящ гос органам управления, банкам.Годовая отч-сть предостав-ся в теч 90 дней по оконч года(до 01,04). Квартал-в теч 30 дней по оконч квартала. В пределах этих сроков конкретн дата предостав отч-сти учрежд-ся орг-цией.Год бух отч-сть утв-ся в соотв с учред док-тами, а подпис-ся все формы рук-лем и главбухом орг-ции. День предостав орг-цией бух отч-сти опред-ся по дате её почтов отправления или дате фактич передачи.Отправить(наручным)-курьером, фильегерьская связь(перед секретн инф в армии) наручно с охранником и автоматами. Все орг-ции представ-ют бух отч-сть в соотв с учред док-тами получ.:1 учредителем(собственником),2вышестоящ органами гос управления,3др органами гос управления(налоговая, банки)В установ адреса отч-сть представ-ся по одному экземпляру бесплатно. В отдел. Случаях орг-ции публикуют отч-сть и итог часть. Публикация пред-ся не позднее 01,06 года следующ. За отчетным.
67. Сущность и значение бух отчетности Бух отч-сть каждой организац.явл заверш.этапом учетного процесса.Бух отчетность-совокупность показат.учета отраж.в форме определ.таблиз и характерез-х движение имущ.организац за отчетный период и фининс.полож. на опреднленную дату.Сущность отчетности состоит в том, что ее показатель является основой оценки деятельности организации и используется для анализа динамики ее развития, составления бизнес-планов на предстоящ.период.Показатели отчетности должны отвечать требованиям: 1. достоверность и точность2.своевременность3.экономичность 4.соответствие.5. сравнимость Бухгалтерская отчетность основывается на данных аналитического и синтетического учета, подтверждается первичными бухгалтерскими документами. Поэтому показат. Отчетности явл. документ аргументирован. гос регулирование бух учета и отчетности осуществляется мин.финансов РБ в соответствие с Законом РБ о бух.учете и отчет. Отчетным годом является с 1.01 по 31.12.Осн.формы и показатели бух. ОтчетностиОсн. формы разраб. и утвержд. МинФином, состав регламентируется законом.Включает типовые формы:1)бух баланс,2)отчет о прибылях и убытках,3)отчет об изменении капитала,4)отчет о движении ден. средств,5)приложение к бух балансу,6)отчет о целевом испол. получ. ср-в,7)пояснит. записка и аудит. заключение о достоверности бух. отч-сти орг-ции(если она подлежит аудиту) Формы бух отч-сти орг-ций, правила составления и инструкции по их заполнению разраб-ся и утвержд. МинФином.1)Бух баланс состоит из 5 разделов:внеоб активы, оборот активы, капитал и резервы,долгоср обяз-ва, краткоср. Обяз-ва.2) отчет о прибылях и убытках содержит пок-ли фин. Рез-тов по видам деят-сти орг-ций, операц. И внереализац. Доходов и расходов, данные по налогам и сборам из прибыли, и инф. о нераспред. Прибыли. 3)….содержит данные о налич. И движ. Фондов, нераспред. Прибыли, ср-в целев. Фин-ния, и инф. О чистых активах орг-ции.4)…представляет данные о ден. потоках в разрезе каналов их поступления и расход-ния(50,51,55,57).5)…объединяет пок-ли, хар-щие движение заемн.источников, состояние расчетов по деб и кредит задолж-сти, амортиз им-ва, движение ср-в финансир-ния долгоср инвестиций и фин вложений.7)… яв-ся одной из состав частей годовой отч-сти, онапишется произвольно, в ней отраж-ся инф не нашедшая отражения в формах отч-сти и доп. Ее. В поясняльн записке отраж-ся инф-ция об утвержд учетной политике орг-ции. Направления содержания поясн записки:1)общ принципы орг-ции пр-ваи управления,2) хар-ка состояния им-ва и производ. Запасов, 3)раскрытие инф об осуществлении природоохр мероприятий,4)состояние расчетн дисциплины, хар-ка деб и кред зад-сти,5)рентаб-сть и оценка фин состояния орг-ции и ее дел акт-сти,6)хар-ка источников формир им-ва, инвестиц деят-сть, хар-ка и стр-ра,8)изменения в учетной политике
68. Оформление результатов инвентаризации.
По поступившим инвентаризационным описям в бухгалтерии составляются сличительные ведомости. О всех выявленных расхождениях материально-ответственные лица дают инвентаризационный комиссии подробные письменные объяснения. Решение инвентаризационной комиссии фиксируют в протоколе, где приводят подробные сведения о причинах и виновниках недостач и потерь и указывают меры для принятия по отношению к виновным лицам. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
Оценка объектов б.у
Оценка – способ денежного выраж-ия объектов учета(активов, обязат-в и хозяйств операций) путем суммирования затрат для отражения их в б.у и отчетности. Величина оценки определяется количеством трудовых, материальных и денежных затрат на изготовл-ие или приобретение учитываемых объектов. Предъявл 2 основных требования: 1) реальность оценки; 2) единство оценки. Реальность – объективное соответствие денежно выражения объектов учета их фактической величине. Реал-ть требует точного исчисления фактической себестоимости всех объектов учета. Единство – единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково в течение всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Правила и пор-к оценки объектов учета устанавливаются законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности». Объекты оценивают по их фактической себестоимости. Основные методические положения оценки имущества: 1) имущ-во, приобретенное за плату, оценивается исходя из фактических затрат на его приобретение; 2) полученное безвозмездно имущество оценивается по рыночной стоимости на дату принятия его к учету; 3)имущество, произведенное в самой организации оценивается по стоимости его изготовления.
В инфляционной экономике возникает объективная необходимость в переоценке объектов учета с целью доведения денежного выражения стоимости объекта до уровня цен на соответствующий момент времени. Поэтому в РБ ежегодно основные средства переоцениваются на 01.01.
Основные средства имеют 3 вида стоимости: первоначальная, восстановительная(после переоценки), остаточная
Формы б.у.
Осн напр-ия разв-ия форм уч-а в совр усл-х.
Форма бух.учета представл.собой порядок сочетания различн.видов в зависим-ти от учетных регистров,а так же последов.и способы учетных записей в них.Основными признаками опред.форму явл.:1)виды и колич.применяемых регистров.взаимосвязь между ними.2)последов-ть с сособы записи в них3)применение средств вычислит.техники.4)связь учетных показателей с отчетностью.
Необходимость перехода от одной формы отчёта к более совершенной обусловл.разв оргинизации.Чем сложнее и разнообразнее выполн. Хоз.операции,тем совершеннее должна быть форма бухг.учета.
В наст.время примен-ся след.формы:-упращенная(основной регистр-книга учёта хоз.опер.),-мемориально-ордерная.(основной регистр мемор.ордер),-журнально-ордерная.(осн.регистр журн.ордер),-автоматизиров.






