Раздел 3. Краткосрочные обязательства

Раздел 2. Оборотные активы.

1. Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

2. Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

3. Финансовые вложения краткосрочные: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

4. Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Раздел 1. Собственный капитал.

·Уставной капитал.

·Добавочный капитал.

·Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами.

·Нераспределенная прибыль.

Раздел 2. Долгосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

2. Отложенные налоговые обязательства.

3. Резервы под условные обязательства

Раздел 3. Краткосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

2. Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

3. Доходы будущих периодов:

4. Резервы предстоящих расходов и платежей.

 

· Финансовая отчетность (бухгалтерская) — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:
• бухгалтерского баланса (ф. 1);
• отчета о прибылях и убытках (ф. 2);
• отчета об изменениях капитала (ф. З);
• отчета о движении денежных средств (ф.4);
• приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);
• пояснительной записки;
• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от форм собственности обязаны представлять годовую и квартальную бухгалтерскую финансовую отчетность.

Бухгалтерская отчетность представляет собой таблицы, заполняемые по данным синтетического и аналитического учета на основании остатков по счетам и субсчетам учета, выделенных в Главной книге по состоянию на отчетную дату. В бухгалтерском учете составление отчетности является завершающим этапом.

 

· Организация бух\уч на предприятии в тетради

Огранизация бух\уч – это система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной информации о хоз.деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества.

Основными слагаемыми системы организации б\уч явл.:

·Первичный учет и документооборот

·Инвентаризация

·План счетов б\уч

·Формы б\уч

·Формы организации учетно-вычислительных работ

·Объем и содержание отчетности

·Организация материальной ответственности

·Учетная политика организации

Общими принципами орг-ии б\уч явл.:

· Гос.регулирование б\уч (правительство РФ, Минфин РФ и другие ведомства определяют общие принципы орг-и и ведении б\уч, состав. Содержание, сроки и адресаты, представление б\уч, хоз.субъектов, обязанности, права и ответственность по ведению б\уч)

· Сочетание гос.регулирование б\уч с предоставлением прав предприятию в орг-и и ведении б\уч

· Обеспечении аналитичности данных б\уч позволяющие выявить резервы повышения эфективности производства

· Постоянное совершенствование учетного процесса методами и техники б\уч в рамках требований реформирования Российской системы б\уч в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности

· Применение общих принципов управления вкл.принципы программно-целевого управления и совершенствование программного обеспечения б\уч.

Стадии учетного процесса:

Весь учетный процесс можно разделить на несколько стадий:

Все стадии учетного процесса взаимосвязанны и представляют собой процесс документирования уч.операций от составления первичного документа до составления фин.отчетности.

На первой стадии ведут текущие наблюдения, производят измерение и регистрацию хоз.операций, т.е.количественное суммовое измерение каждой хоз.операции отражается в первичном документе.

На второй стадии проводится систематизация и группировка учетной информации содержащейся в первичных документах, т.е.каждая хоз.операция разносится на соответствующие б\счета.

На обеих стадиях реализуются контрольные функции аппарата бухгалтерии, т.е.проводится предварительный, текущий и последовательный контроль качества информации на основе переодически проводимых инвентаризаций имущества и обязательств.

Третья стадия учетного процесса заключается в состовлении установленных форм фин.отчетноти на основе данных б\уч.

Фин.отчетность формируется в соответствии с требованием взаимосвязи показателей сметных форм всвязи с детализацией (расшифровкой) статей б\баланса.

Четвертой стадией учетного процесса явл.использование учетной и отчетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

· План счетов бух\уч финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических (счета на которых объекты б\уч учитываются в обобщенном виде, т.е. денежном измерители. К ним относятся: Основные средства, материалы, уставной капитал, расчеты с бюджетом по налогам и сборас, и др.) и аналитических счетов (на них формируются детальные подробные сведения по видам имущества в структуре осн.средств, задолжность по оплате труда по каждому работнику – по сч 70 «рассчеты с персоналом по оплате труда», задолжность по каждому виду налогов – по сч 68 «расчеты с бюджетом по налогам и сборам»), необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Счет бухгалтерского учета представляет собой способ группировки текущего контроля и отражения в обобщенном виде однородных объектов учета и их движение.

Счета открываются для каждого вида хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов и их результатов.

Движение каждого объекта учета происходит либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения. Движение материалов характеризуется их поступлением или выбытием; изменение долга перед поставщиком состоит из его увеличения или уменьшения.

Для раздельного учета увеличений и уменьшений счет делится на две части.

Левая часть условно называется дебет, правая – кредит.

По внешнему виду счет представляет собой таблицу в виде карточки, свободного листа. Стороны дебета и кредита в этих таблицах могут быть расположены друг против друга и в шахматном порядке (дебет – по горизонтали, кредит – по вертикали).

План счетов – система счетов бухгалтерского учета, используемая для текущего учета и контроля. С их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее обобщения и накопления.

Основной принцип образования отдельного счета – это однородность учитываемых объектов.

«Сальдо» (остаток) – термин, которым пользуются для обозначения остатков на счетах.

Оборотами являются суммы записей по дебету и кредиту соответствующих счетов. В сумму оборота не входит начальное сальдо, которое перенесено в счет из начального баланса. Зная начальный остаток и оборот по счету, путем их соизмерения можно определить конечный остаток по счету.

Запись на счетах начинают с указания начального сальдо, на активных счетах сальдо только дебетовое. По активному счету сальдо отражаются по дебетовой стороне счета на начало и на конец периода операции, вызывающие увеличение остатка, по кредитовой стороне счета – лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.

У активного счета увеличение и все сальдо записываются по дебету, а уменьшение – по кредиту.

При записи в активных счетах могут возникнуть только две ситуации:

– сумма начального сальдо и сумма по дебету счета должна быть больше суммы, показываемой по кредиту, в этом случае остается конечное сальдо;

– сумма начального сальдо и сумма оборота по дебету должна равняться сумме по кредиту счета, в этом случае конечного сальдо не будет.

На пассивных счетах сальдо только кредитовое. По пассивному счету отражаются по кредитовой стороне начальное и конечное сальдо и операции, увеличивающие остаток, по дебетовой стороне – операции, уменьшающие остаток. У пассивного счета увеличение и сальдо записываются по кредиту, а уменьшение – по дебету.

При записях в пассивных счетах могут быть только две ситуации:

– сумма начального сальдо и сумма оборота по кредиту должна быть больше суммы, показываемой по дебету, в этом случае мы имеем конечное сальдо;

– сумма начального сальдо и сумма оборота по кредиту равны суммам оборота по дебету, остатка не будет.

Имеются также счета, которые сочетают в себе признаки как пассивных, так и активных счетов. Такие счета называются активно-пассивные. Они бывают двух видов:

– с односторонним сальдо (дебет или кредит);

– с двухсторонним сальдо (развернутое дебетовое и кредитовое одновременно).

Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении. В эту группу входят арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, и материалы, принятые в переработку, и т. д.

Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. По ним ведутся односторонние записи: либо только по дебету – увеличение, либо только по кредиту – уменьшение.

Забалансовые счета в балансе не указываются, так как они уже отражены в балансе предприятия, которому принадлежат средства и источники их образования, отраженные на данных счетах.

Что отражается на забалансовых счетах? Многие предприятия часто пользуются имуществом, которое не принадлежит им на правах собственности: полученным в аренду, принятым на ответственное хранение и т. п. Кроме того, предприятия могут сдавать основные средства в аренду или получать гарантии от банка. Именно эти операции отражаются на забалансовых счетах бухгалтерского учета.

Как показывает практика проведения аудиторских проверок, бухгалтеры большинства предприятий не уделяют должного внимания оформлению операций на этих счетах. И, как следствие, недостоверность бухгалтерского учета в целом. Ведь хозяйственные операции, отражаемые на забалансовых счетах, в той или иной степени оказывают влияние на балансовый учет.

С 1 января 2001 г. предприятия могут вести учет по новому Плану счетов. В новом Плане счетов перечень забалансовых счетов изменился.

 

· Стадии хоз.дея-ти предприятия и типы хоз.операции и их влияние на динамику баланса


Хозяйственные операции, как объект бухгалтерского учета, состоят из процессов:

·приобретения (снабжения) материалов, средств производства, рабочей силы;

·производства;

·реализации.

В процессе приобретения (снабжения) объектом бухгалтерского учета являются денежные средства, используемые на образование производственных запасов (материалов, оборудования, топлива и т.д.), на оплату расходов по доставке, погрузке и хранению приобретенных ресурсов, расчеты с поставщиками, транспортными и другими организациями.

·Процесс производства является основной стадией кругооборота средств, при котором (путем воздействия рабочей силы и средств производства на сырье) создается готовый продукт. В процессе производства объектами бухгалтерского учета являются: израсходованные средства и предметы труда, амортизация, рабочая сила (необходимый труд в форме заработной платы), стоимость выполнения работ, готовой продукции и услуг.

·Заключительной фазой кругооборота средств является процесс реализации, то есть продажа готовых изделий, товаров, передача выполненных работ заказчикам. На этой стадии средства, созданные в процессе производства, вновь принимают денежную форму, что создает возможность возобновления кругооборота средств в новом качестве.

В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа:

·Первый тип хоз.операций операции вызывают изменения в составе и размещении средств и отражаются в активе баланса без изменения пассива.

В таких операциях в основном участвуют активные счета или же хозяйственные операции связаны с дебиторской задолженностью. Например, отпущены материалы в производство.(ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 10 «Материалы»), Данная операция вызвала изменения в активе баланса, но не повлияла на итог актива баланса — он не изменился.

·Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса. В таких операциях участвуют в основном пассивные счета. Например, увеличен резервный капитал за счет прибыли. (ДЕБЕТ 99 «Прибыли и убытки» КРЕДИТ 82 «Резервный капитал»), Данная операция, вызвав изменения в пассиве, не повлияла на итог пассива баланса — он не изменился.

·Третий тип хозяйственных операций вызывает одновременное увеличение актива и пассива баланса. В таких операциях участвуют активные и пассивные счета. Например, получен краткосрочный кредит на сумму 15000. (ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»), в этом случае увеличится задолженность предприятия за кредит на 15000 р., а на расчетном счете сумма увеличится до 41000 р. Общий итог актива и пассива баланса увеличился, но итоговое равенство не изменилось.

· Четвертый тип хозяйственных операций вызывает одновременное уменьшение актива и пассива баланса. В таких операциях участвуют активные и пассивные счета. Например, выплачена из кассы заработная плата в размере 4000 р. (ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» КРЕДИТ 50 «Касса»), в этом случае в кассе останется 2000 р., а сумма задолженности перед работниками по заработной плате уменьшится до 1000 р. Общий итог актива и пассива баланса уменьшился, но итоговое равенство сохранилось.

На основании приведенных примеров можно сделать следующие выводы:

·любую хозяйственную операцию можно отнести к одному из четырех рассмотренных типов;

·каждая хозяйственная операция, вызывая определенные изменения в балансе, не изменяет равенства актива и пассива баланса.

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: