Учет процесса снабжения. Расчет отклонений фактической себестоимости материалов от учетных цен.
Процесс снабжения – совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. В процессе снабжения на предприятие поступают основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, оплачиваются счета поставщиков, кроме того, оплате подлежат расходы, связанные с приобретением имущества.
Оптовые цены на товарно-материальные ценности вместе с транспортно-заготовительными расходами составляют фактическую заготовительную себестоимость предметов труда.
Структура себестоимости заготовленных предметов труда зависит от порядка ценообразования.
Отклонение рассчитывается:
kотклонения = Сн(16) + ОбД(16) / Сн(10) + ОбД(10)
Σ отклонения = kотклонения × Расход материалов
Расход материалов по формулам LIFO(последний пришел –первый ушел), FIFO(первый ушел – первый ушел).
Учет процесса производства. Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
|
|
Процесс производства представляет собой совокупность технологических операций по изготовлению продукции, оказанию услуг. Для этого используются средства и предметы труда, рабочая сила.
Для учета затрат на производство используются счета:
- 20 «Основное производство»;
- 23 «Вспомогательное производство»;
- 24 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования»;
- 25 «ОПР»;
- 26 «ОХР»;
- 28 «Брак в производстве»;
- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- 97 «Расходы будущих периодов».
Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов необходимо:
1) выбрать объект, на который распределяются затраты (н: видам продукции и др.)
2) выбрать базу распределения затрат – показатель, с использованием которого производится распределение затрат
3) рассчитать ставку (коэффициент) распределения
4) распределить косвенные расходы по объектам согласно ставки распределения.
Базу распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов организации устанавливают самостоятельно и закрепляют ее в учетной политике.
В качестве базы распределения может использоваться, например:
Основная заработная плата производственных рабочих – используется, когда заработная плата занимает большой удельный вес в общепроизводственных расходах.
Сумма затрат на производство продукции – расходы распределяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих
|
|
Стоимость основных материалов – применяются ставки распределения расходов в процентах от стоимости использованных основных материалов.
Инвентаризация. Отражение в учете результатов инвентаризации
Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств. Инвентаризация проводится путём пересчёта, измерения, взвешивания материальных ценностей, в производстве, на торговых площадях, в кассе.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации в годовом бухгалтерском отчете.Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия средств с данными бухгалтерского учёта регулируются следующим образом:
- излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества
- недостача ценностей в пределах норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя организации на затраты или на расходы на продажу.
- недостача ценностей сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц.
1. Оприходованы излишки, выявленные при инвентаризации:Д(01, 10, 41, 43,50) К 91/1
2. В результате инвентаризации получена недостача: Д 94 К (01, 10, 41, 43, 50)
3. Списана недостача в пределах норм естественной убыли: Д (20, 23, 25, 26, 29, 44) К 94
4. Начислен НДС на сумму недостачи активов сверх норм естественной убыли: Д94 К68
5. Списана сумма недостачи на виновное лицо по учётным ценам включая НДС: Д73 К94
6. Списана на виновное лицо разница между рыночной и учетной стоимостью недостающих ценностей: Д 73 К98
7. Возмещена сумма недостачи виновным лицом по рыночным ценам: Д 50, 70 К 73
8. Отнесена сумма доходов будущих периодов на прочие доходы отчетного периода при погашении сумы недостачи виновным лицом: Д98 К91
9. Списана недостача на финансовые результаты, виновники которой по решению суда не установлены: Д91 К94
Способы исправления ошибок
Согласно п. 5 ст. 9 Закона № 129-ФЗ исправления в первичные учетные до-кументы могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйствен-ных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, кото-рые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. Запре-щается вносить исправления в кассовые и банковские документы. Для ис-правления ошибочных записей в первичных учетных документах и учетных регистрах применяется три классических способа.
3.1. Корректурный способ заключается в следующем. Допущенную ошибку следует зачеркнуть одной чертой (так чтобы можно было прочитать непра-вильную запись) и написать сверху правильный текст или сумму. Затем пра-вильный текст или сумму повторяют на полях документа или внизу и заве-ряют подписью лица, внесшего исправление, по согласованию с участниками хозяйственной операции и с указанием даты внесения исправлений.
3.2. Способ дополнительной проводки применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке или учетных регистрах указана сумма операции меньше, той что является фактической. Для исправления такой ошибки со-ставляются дополнительные бухгалтерские проводки на разность между пра-вильной и заниженной суммами операции.
3.3. Способ «красное сторно» применяется когда в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов. При этом неправильная старая запись аннулируется путем ее повторения красным цветом и совершается новая правильная запись, но уже обычными чернилами. В практике встречаются три вида ошибок, которые должны быть исправлены путем сторнирования.
|
|
3.3.1. Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны необоснованно, так как хозяйственная операция не имела места. Такая ошибка может быть исправлена одной «красной» проводкой и записью в учетные регистры, кото-рые «погасят» неправильные записи.
3.3.2. Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны на основе первич-ного документа и соответствуют сумме операций. Сумма ошибочно отнесена не на тот счет. Для исправления составляются две проводки. В первой про-водке красным цветом повторяется неправильная корреспонденция. Во вто-рой проводке дается правильная корреспонденция.
3.3.3. Когда проводка составлена правильно, но сумма операции завышена. В этих случаях делается запись красными чернилами на сумму завышения.