Принципы бухгалтерского учета

Основными принципами бухгалтерского учета и финансовой отчетности есть:
1. Принцип непрерывности деятельности. Он означает, что оценка активов и обязательств банка осуществляется исходя из предположение, которые его деятельность будет длиться дальше. Владельцы банка не намерены его ликвидировать, продать или сократить масштабы деятельности. Если же появляются признака, что банк прекратит свою деятельность или сократит масштабы своей деятельности, то это должно раскрываться в финансовой отчетности.

2. Принцип последовательности. Этот принцип требует от банков постоянного (из года в год) применение ими избранной учетной политики, т.е. совокупности принципов, методов и процедур, которые используются банком для составления и представление финансовой отчетности. Изменение учетной политики возможная лишь в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартными) бухгалтерского учета, и должна быть обоснованная та раскрытая в финансовой отчетности.

3. Принцип осмотрительности (осторожности). По данному принципу в бухгалтерском учете применяются методы оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышению оценки активов и доходов банка. Предусмотренные потенциальные убытки должны быть отображены в результатах отчетного периода, а не переноситься на следующие. Реализация этого принципа требует ведения банками специальных счетов сомнительных активов, резервов под обесценивание активов и возможных потерь за сомнительными активами, резервов под риски и платежи.

4. Принцип начисления и соответствие доходов и расходов. Согласно этому принципу для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отображаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств.

5. Принцип полного освещения. Данный принцип означает, что финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных следствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решение, которые принимаются на ее основе.

6. Принцип автономности. По данному принципу каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, отделенное от ее владельцев, в связи с чем личное имущество и обязательства владельцев не должны отображаться в финансовой отчетности предприятия.

7. Принцип существенности означает, что в бухгалтерском учете должны быть отображенные все важные, существенные события, хозяйственные операции. Вместе с тем незначительные, несущественные события и факты не должны отображаться в учете и отчетности.

8. Принцип исторической (фактической) себестоимости. Согласно этому принципу приоритетной есть оценка активов предприятия исходя из фактических расходов на их производство или приобретение.

9. Принцип единого денежного измерителя. Соответственно этому принципу измерения и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице.

10. Превалирование сущности над формой. Этот принцип означает, что операции учитываются соответственно их сущности, а не только исходя из юридической формы.

11. Принцип периодичности. Этот принцип означает возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды с целью составления финансовой отчетности. Чаще всего отчетный период совпадает с календарным годом, а промежуточными отчетными периодами есть поквартальные и/или месячные.

 

Хозяйственные операции, т.е. действия или события, которые вызывают изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале банка, отображаются в бухгалтерском учете методом их сплошного и беспрерывного документирования. Записи в учетных регистрах осуществляются на основании первичных документов, т.е. письменных свидетельств, которые фиксируют, подтверждают осуществление хозяйственной операции и предоставляют юридической силы данным бухгалтерского учета.

Первичные документы составляются в момент проведения каждой хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее истечения. Для контроля и упорядочение обработанных данных на основании первичных документов могут составляться сведенные учетные документы. Ответственность за своевременное и качественное составления документов, передача их для отображения в бухгалтерском учете, за достоверность приведенных в документах данных несут лица, которые составили и подписали эти документы. Банковские документы подписываются лично, а в случае их составления на вычислительных машинах - в виде паролю, электронной цифровой подписи или другим способом авторизации, которая дает возможность идентифицировать подписывателя. В документах запрещаются исправление и подчистка.

8.Элементы метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета и его элементы
Для учета кругооборота капитала применяются различные приемы и способы. Совокупность этих приемов и способов представляет собой метод бухгалтерского учета. Каждый отдельный прием или способ является элементом метода бухгалтерского учета. К ним относятся: бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, отчетность. Бухгалтерский балансявляется способом обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия (по видам, размещению и источникам образования) в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию о финансовом положении предприятия. Бухгалтерский счет –это специальный прием, который позволяет осуществлять группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Например: для учета наличности открывается специальный счет «Касса», для учета материальных ценностей – счет «Материалы», для учета товарных ценностей – счет «Товары» и т.д. Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений. Система двойной записи на счетахосновывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета в одной и той же сумме. Например, из кассы предприятия наличные деньги в сумме 500 руб. сданы на расчетный счет в банке. Для учета движения наличности должен быть открыт счет «Касса», а для учета средств, хранящихся в банке, – «Расчетный счет». Хозяйственную операцию необходимо зарегистрировать по дебету счета «Расчетный счет» и кредиту счета «Касса» в сумме 500 руб., то есть общая сумма по дебету должна уравновешивать общую сумму по кредиту. Документация –это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу операций составляют документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах. Инвентаризация –проверка фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявления расхождений. Она проводится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, а также путем сверки расчетов на основании документов. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета (естественная убыль товаров, ошибки при приемке и отпуске материалов, хищения и пр.). Оценка –это способ выражения имущества предприятия в денежном измерителе путем суммирования фактически произведенных расходов по его приобретению и созданию. Имущество предприятия оценивается и отражается в бухгалтерском учете и отчетности в валюте Российской Федерации – в рублях. Основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учете по полной первоначальной или восстановленной стоимости, а в отчетности – по остаточной стоимости; сырье, материалы – по фактической себестоимости; готовая продукция – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости; товары на предприятиях торговли, снабжения и сбыта отражаются по розничным (продажным) или покупным ценам. Калькуляцияпредставляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Бухгалтерская отчетностьявляется завершающим этапом учетного процесса и представляет собой совокупность показателей учета за определенный период. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, год). Она включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и их использовании, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.
9.Определение и состав объектов бухгалтерского учета. Под объектами бухгалтерского учета понимаются конкретные единицы хозяйственных средств и источников их формирования в стоимостном выражении, а также их динамика (хозяйственные процессы) и статика (наличие на определенную дату), обусловленные хозяйственными процессами. Находящиеся в собственности предприятия хозяйственные средства в бухгалтерском учете отражаются одновременно по каждому отдельно взятому факту экономической жизни в двух проявлениях: в виде состава средств по размещению и их функциональной роли (назначению) и в форме источников их образования. В начале своей деятельности любое предприятие, зарегистрированное и признанное юридическим лицом, формирует источники хозяйственных средств, одни из которых составляют собственные источники, другие — заемные. В целом указанные источники образуют собственный и заемный (привлеченный) капитал. Параллельно происходит процесс размещения (вложения) этих средств в основной и оборотный капитал в соответствии с характером деятельности предприятия, обусловленной его уставом. Принцип двойственности хозяйственных средств будет проявляться и отражаться по всему учетному циклу, он не теряется и в бухгалтерской отчетности. Состав объектов бухгалтерского учета в отдельных отраслях экономики предопределяется спецификой деятельности ее экономических объектов. Например, они не могут быть одинаковыми в машиностроении и розничной торговле. Даже на предприятиях одной отрасли имеются существенные различия в составе объектов бухгалтерского учета (производство минеральных удобрений или резинотехнических изделий, добыча каменного угля, нефти и газа - в добыче полезных ископаемых). Объектами бухгалтерского учета являются: • имущество (хозяйственные средства, функционирующий капитал) организации; • обязательства организации (источники формирования имущества); • хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников его формирования и их результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: