Примерный перечень составляющих затрат на качество

· Затраты на предупредительные мероприятия

- Управление качеством

ü Затраты на планирование системы качества

ü Затраты на преобразование ожиданий потребителя, технических характеристиках материала, процесса, продукта

- Управление процессом

ü Затраты на установление средств управления процессом

ü Затраты на изучение возможности процесса

ü Затраты на осуществление технической поддержки производственного персонала

- Планирование качества другими подразделениями

- Контрольное и измерительное оборудование

ü Затраты связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольно-измерительного оборудования

ü Затраты связанные с обслуживанием и поверкой оборудования

- Обеспечение качества поставок

ü Затраты на оценку потенциальных поставщиков перед заключением контрактов

ü Затраты связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов

ü Затраты на тех поддержку поставщиков направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.

- Аудит системы качества

ü Затраты на проведение внутренних аудитов

ü Затраты на проведение аудитов уполномоченным органом

- Обучение вопросам качества

ü Затраты на разработку, развитие, функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества

-     Затраты не учтенные где-либо еще.

· Затраты на контроль

- Проверки и испытания

ü Оплата труда инспекторов при плановых проверках производственных операций

ü Повторные проверки отбракованных элементов

- Проверки и испытания поставляемых материалов

ü Затраты на лабораторные испытания выполняемые для оценки качества поставляемых материалов.

ü Затраты связанные с работой инспекторов проводящих оценку на предприятии поставщика

- Материалы для тестирования и проверок

ü Стоимость материалов используемых при контроле

ü Стоимость образцов которые подвергаются разрушающему контролю

- Прием продукции заказчиков

ü Затраты на запуск и тестирования готовой продукции на производстве, для сдачи ее заказчику перед поставкой

- Проверка сырья и запасных частей

ü Затраты на контроль сырья и материалов связанные с изменением технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или не уверенностью вызванными другими причинами.

- Аудит продукта

ü Затраты на проведение аудита качества технологических операций

ü Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами.

· Внутренние затраты на дефект

- Отходы

ü Материалы не отвечающие требованиям тех документации и затраты на их утилизацию и вывоз

- Переделки и ремонт

ü Затраты возникшие при восстановлении изделий до соответствия требования по качеству по средствам либо переделки либо ремонта либо того и другого

ü Затраты на повторное тестирование и инспекции после ремонта или переделок

- Анализ потерь

ü Затраты на определение причин, возникших несоответствий и требования по качеству

- Взаимные уступки (затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают тех. требованиям)

- Снижение сорта (затраты возникшие вследствие снижения продажной цены продукции, которая не отвечает первоначальным требованиям качества)

- Отходы и переделки возникшие по вине поставщика (затраты понесенные в том случае когда после получения от поставщика обнаружилось что поставленные материалы оказались не годными)

· Внешние затраты на дефект

- Продукция не принятая потребителем

ü Затраты на выявление причин отказа отказчика принять продукцию

ü Затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции

- Гарантийные обязательства

ü Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течении гарантийного периода

ü Затраты вовлеченные в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя

- Отзыв и модернизация продукции (затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеются подозрения или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления)

- Жалобы

ü Затраты привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя

ü Затраты на исследования причин возникновения жалоб потребителей

ü Затраты на юридические споры и выплаты компенсации

Можно избежать затраты на:

1. Не использованные материалы

2. На доработку и переделку несоответствий

3. Задержки, излишнее производственное время, вызванные дефектным продуктом

4. Дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента несоответствия

5.  риски по гарантийным обязательствам

Неизбежные затраты - которые еще необходимы как страховка даже если уровень дефектности очень низкий. Они используются для поддержания уже достигнутого уровня качества,  при котором обеспечивается сохранение низкого уровня дефекта.

Они могут включать в себя:

1. Функционирование и аудит СМК

2. Обслуживание и поверка измерительного оборудования

3. Оценка поставщиков

4. Обучение вопросам качества

5. Минимальный уровень проверок и контроля

 

 

 затраты на качество

 

 

 


                           Общие затраты

 

 

 


        Потери внутр. и внешн.                    эконом равновесие

 

 

        Затраты на контроль

 

         Затраты на предупр мероприятия

 

Много дефектов                 достигнутый уровень     нет дефектов

 

В области машиностроения затраты на качество распределяется следующим образом:

-   Затраты на дефект 70 % от общих затрат на качество.

-   Затраты на контроль 25%

-   Затраты на предупредительные мероприятия 5 %

Причем затраты на количество составляют 10 % от оборота предприятия.

Предположим, что в связи увеличением затрат на предупредительные мероприятии удалось снизит общие затраты на количество до 6 % оборота.

Тогда затраты на количество выглядят следующим образом:

Затраты на дефект 50 % от новой велечины общих затрат. (50/60)/100=30% от первоначальной стоимости.

 

Затраты на контроль 25 %. (25*60)/100=15%

Затраты на пред. Мероп. 25 %. (25*60)*100=15% 

Итого: 100%                           итого (60%)

 

 

В результате расчетов было определено то, что затраты на количество состоит лишь 60 % от них первоначальной величины., т.е. экономия 40 %.

 

Как идентифицировать затраты на качество:

1. Определить перечень элементов затрат на качество, которое относится к деятельности предприятия, и сгруппировать их.

2. назвать эти элементы таким образом, чтобы из смысл был ясен компании

3. назначить кодовые символы для каждого элемента затрат.

 

Требования к затратам по качеству должны быть установлены самой организацией для собственного внутрененого пользования. При этом необходимо учитывать, что собранная информация должна быть достаточно для проведения последующего анализа.

Система учета и анализа затрат на качество, которая не согласована с существующими внутри организации особенностями имеет очень мало шансов на успех.

    После того, как установлена система классификации и кодирования затрат на качество, необходимо выявить источники данных затрат.

 

Затраты на контроль

Основными затратами на контроль составляет оплата труда персонала, занятого контролям и испытаниями.

 

Оставшиеся затраты в основном связаны со стоимостью использованных материалов, закупками и со стоимостью технического обслуживания. Поэтому затраты могут быть определены на прямую.

 

Внутренние затраты на дефект

 

Определение элементов затрат этой группы немного сложнее.

Однако без сомнения могут определены следующие:

-   накладные расходы

-   стоимость материалов (напрасная работа, а также для переделок и доделок)

-   оплата труда связанная с иправлениями

-   оплата труда связанная с повторными измерениями и контролем

-   оплата сверхурочных работ для наверстывания потерянного времени

-   недополученная прибыль, связанная с? сорта продукции

 

Более трудно выявить объемы заработной платы и накладные расходы связанные с:

-   анализом причин возникновения несоотвествия

-   работой над возвращенным продуктом

-   подготовка производства к исправлениям

Так как каждый вовлеченный сотрудник навряд ли?своего рабочего дня решает проблемы, связанные только лишь со внутренними потерями, оценка потерь должна быть произведена с учетом реально затраченных на эту деятельность времени и по результирующим показателям.

 

Внешние затраты на дефект.

 

    Часть внешних затрат на дефект связаны с тем, что продукт был возвращен потребителем либо сразу, либо во время гарантийного периода.

Если продукт был возвращен, то затраты, связанные с неисправимым браком или переделками определяется таким же образом как и в? внутренние потери. Однако существует и др. затраты, которые не так просто определить.

К ним относится:

-   оплата труда, накладные расходы и прочие издержки, связанные с исследованием недовольств и жалоб потребителей

-   издержки, вызванные разбирательствами, в т.ч. и судебными, а также выплаты компенсаций.

 

Затраты на предупредительные мероприятия.

 

Затраты на предупредительные мероприятия в основном включают зароботную плату и накладные расходы. Однако степень точности их определеления в большой степени зависит от точности установления времени, затраченным каждым сотрудников в отдельности.

 

Классификация затрат на качество и распределение их по элементам должны стать частью повседневной работы внутри организации.

С этой целью для всего персонала должно быть хорошо известны различные элементы затрат и соответствующие им коды.

 

Отвественность за сбор информации по качеству.

Для учета и анализа затрат на качество должно быть разработан НД, включающий основные положения по измерению затрат.

В каждой деятельности должно быть отражены цель, область действия, отвественность, а также способ реализации.

 

Распределение деятельности и ответственности может быть следующие

 

Деятельность Ответственность

1. Определение категорий затрат на качество Экономический отдел, отдел обеспечения качества

2. Сбор данных о затратах Экон. отдел

3. Распределение данных по категориям    Экон. отдел

4. Предоставление данных о затратах на качество в отдел обеспечения качества    Экон. отдел

5. Анализ затрат     Отдел обеспечения качества.

6.Исследования причин   Отдел обеспечивания качества

7.Разработка рекомендации по снижению затрат. Отдел обеспечивания качества.

8.Составление отчета по затратам на качество    Отдел обеспечивания качества.

9.Координация деятельности по управлению затратами внутри всего предприятия.     Отдел обеспечивания качества

10.Наблюдения за выполнения разработанных рекомендаций Отдел обеспечения качества

Базы затрат на качества:

 

При анализе затрат на качество их абсолютные величины необходимо соотносить с какой либо другой характеристикой деятельности в которая чувствительно к изменению производства. Базы измерений. Объем проданной продукции, причем под проданной продукции считается та которая оплачена.

 

В эту категорию также можно отнести объем производства а также объемы поставленной продукции.

Решение а том к какой базе относить затраты на качество принимает руководство предприятия. При этом необходимо быть уверенным, что полученные результаты в действительности отражают реальную и объективную картину затрат на качество.

Добавленная стоимость – это стоимость добавленная обработкой к стоимости материалов и полуфабрикатов из расходованных в процессе производства.

 

1. Используя добавленную стоимость в качестве базы измерения автоматически учитываются изменение объема производства по сколько эта база соответствует произведенному количеству продукции.

2. Учитывает инфляционные тенденции, по сколько если соимость материалов повышается, то повышается цена конечного продукта.

3. Результаты не зависят от неравномерности продажи продукции.

 

Трудоемкость – может быть представлена как величина оплаты труда непосредственно затраченного на производства продукции.

 

Но эта база измерений может быть использовано только для коротких промежутков времени. По сколько она может изменятся в следствии автоматизации процессов. Улучшении технологий а также сменой обслуживающего персонала.

Трудоемкость не может быть использовано в случаи когда не учитывается эффект инфляции.

А также необходимо сравнивать величины в их стоимостном выражении.

 

В различные периоды времени на себестоимость могут оказывать влияния следующие факторы:

1. Амортизации процессов

2. Внедрение новых технологий

3. Применение альтернативных материалов

4. Смены обслуживающего персонала

 

Составление отчеты по затратам на качество.

 

Проведение анализа затрат на качество и составление отчета могут оказать помощи руководителям различных уровней представив им объективную картину в отношении качества.

Анализ затрат на качество это сильный инструмент управления который используется для измерения достигнутого качества и обнаружение проблем.

 

1. Читающий отсчет должен получить следующую информацию, которая позволит сравнить текущий уровень достижения с уровнем прошлого периода, т.е. выявить тенденции.

2. Сравнить текущий уровень с поставленными целями.

3. Выявить наиболее значительные области затрат.

4. Выбрать области для улучшения.

5. Оценить эффективность программ по улучшению качества.

Отчет высшему руководству может быть представлен в виде таблице и сопровождаться графиком в котором отражены категории затрат на качество а также общие затраты на качество. Кроме такого может быть представлена экономия в результате усиления предупредительной деятельности. Выраженной формулой.

(снижение затрат на качество – увеличение затрат на предупредительные мер/объем продаж)

 

Затраты на качество должны быть снижены в значиельной степени за счет того, что будут выявлены специфические причины потерь и предложены программы корректирующие воздействий. Все рекомендации по улучшению должны содержать данные о стоимости применения предложенных программ. Корректирующие воздействия должны преследовать следующую цель: с наименьшими затратами получить наилучший результат.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: