План
1. Врожденное и приобретаемое в поведении животных.
2. Индивидуальное и видовое поведение.
3. Структура инстинктивного акта.
4. Характеристика ключевых раздражителей.
5. Роль гормонов в развитии инстинктивного поведения.
6. Психический компонент инстинктивного поведения.
7. Физиологические механизмы развития инстинктивного поведения.
8. Основные методы изучения инстинктов.
Литература: 1, 2, 3, 8.
Дополнительная литература:
Крушинский Л.В. Избр. труды. Т. 1. М., 1991.
Северцов А.С. Введение в теорию эволюции // Изд-во МГУ. М., 1981.
Слоним А.С. Инстинкт. Л., 1967.
Тема 9. Коммуникации животных
План
1. Биологическое сигнальное поле.
2. Язык животных.
3. Органы чувств. Анализаторы.
4. Способы коммуникаций животных.
Литература: 2, 3, 4, 5, 8.
Дополнительная литература:
Наумов Н.П. Биологические (сигнальные) поля и их значение в жизни млекопитающих // Усп. совр. териол. М., 1977.
Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.
Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных. М., 1970.
Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М., 1978.
Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.
Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.
Фабри К.Э. Филогенетические предпосылки человеческих способов общения // Вест. Моск. ун-та. Сер.: Психология. 1977. № 2.
Тема 10. Пластичность поведения. Процесс обучения.
План
1. Классификации форм обучения.
2. Облигатное и факультативное обучение.
3. Основные особенности навыков. Познавательные процессы при формировании навыков.
4. Обучение и общение. Подражание.
5. Дрессировка.
6. Сложные навыки и высшие формы психического отражения.
7. Импринтинг и его роль в формировании разных форм поведения.
8. Опосредованное обучение и его роль в формировании поведения.
9. Экспериментальное изучение имитационного поведения.
10. Обучение животных в естественных условиях.
Литература: 1, 2, 3, 4, 8.
Дополнительная литература:
Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.
Фабри К.Э. О подражании у животных // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 95–99.
Фабри К.Э. Орудийные действия животных // Хрест. по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 100–108.
Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.
Зорина 3. А. Сравнительные исследования некоторых сложных форм обучения у птиц. Сравнительная физиология ВНД человека и животных. Л.: Наука, 1990.
Зорина 3. А., Смирнова А. А. Эволюционные аспекты проблемы обобщения и абстрагирования у птиц (довербальное понятие «число»)//Соврем. концепции эво-люц. генетики. Сб. трудов, поев. памяти акад. Д. К. Беляева. Новосибирск, 2000.
Зорина 3. А., Смирнова А. А., Лазарева О. Ф. Умеют ли вороны «считать»?//Природа. 2001. №2
Зорина 3. А., Калинина Т. С., Маркина Н. В. Способность к обучению у ворон и голубей: формирование системы дифференцировок стимулов по цвету при нарастающем количестве подкрепления//Журн. высш. нерв. деят. 1989. Т. 39. № 4.
Тема 11. Психическая активность животных в онтогенезе.
План
1. Основные периоды онтогенеза позвоночных животных.
2. Сходство и различие онтогенеза зрело- и незрелорождающихся млекопитающих.
3. Сходство и различие онтогенеза птенцовых и выводковых птиц.
4. Сходство и различие онтогенеза птиц и млекопитающих.
Литература: 1, 2, 3, 4, 7.
Дополнительная литература:
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).
Тема 12. Психическая активность животных в онтогенезе. Пренатальный период.
План
1. Пренатальный период.
2. Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения.
3. Морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения.
4. Эмбриональное научение и созревание.
5. Особенности пренательного развития поведения у беспозвоночных, низших позвоночных, птиц и млекопитающих.
6. Пренатальное развитие сенсорных способностей.
7. Эмбриогенез и развитие психического отражения.
Литература: 1, 2, 3, 7, 8.
Дополнительная литература:
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).
Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.
Тема 13. Психическая активность животных в онтогенезе. Постнатальный период
План
1. Особенности постнатального развития животных.
2. Значение заботы о потомстве.
3. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде. Врожденное узнавание.
4. Раннее облигатное и факультативное научение.
5. Реакция следования, запечатление.
6. Общение у низших и высших позвоночных.
7. Исследовательское поведение и ориентация.
Литература: 1, 2, 3, 8.
Дополнительная литература:
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).
Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.