Тема 8. Инстинктивное поведение

План

1. Врожденное и приобретаемое в поведении животных.

2. Индивидуальное и видовое поведение.

3. Структура инстинктивного акта.

4. Характеристика ключевых раздражителей.

5. Роль гормонов в развитии инстинктивного поведения.

6. Психический компонент инстинктивного поведения.

7. Физиологические механизмы развития инстинктивного поведения.

8. Основные методы изучения инстинктов.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Крушинский Л.В. Избр. труды. Т. 1. М., 1991.

Северцов А.С. Введение в теорию эволюции // Изд-во МГУ. М., 1981.

Слоним А.С. Инстинкт. Л., 1967.

 

Тема 9. Коммуникации животных

План

1. Биологическое сигнальное поле.

2. Язык животных.

3. Органы чувств. Анализаторы.

4. Способы коммуникаций животных.

Литература: 2, 3, 4, 5, 8.

Дополнительная литература:

Наумов Н.П. Биологические (сигнальные) поля и их значение в жизни млекопитающих // Усп. совр. териол. М., 1977.

Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.

Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных. М., 1970.

Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М., 1978.

Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.

Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.

Фабри К.Э. Филогенетические предпосылки человеческих способов общения // Вест. Моск. ун-та. Сер.: Психология. 1977. № 2.

Тема 10. Пластичность поведения. Процесс обучения.

План

1. Классификации форм обучения.

2. Облигатное и факультативное обучение.

3. Основные особенности навыков. Познавательные процессы при формировании навыков.

4. Обучение и общение. Подражание.

5. Дрессировка.

6. Сложные навыки и высшие формы психического отражения.

7. Импринтинг и его роль в формировании разных форм поведения.

8. Опосредованное обучение и его роль в формировании поведения.

9. Экспериментальное изучение имитационного поведения.

10. Обучение животных в естественных условиях.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.

Фабри К.Э. О подражании у животных // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 95–99.

Фабри К.Э. Орудийные действия животных // Хрест. по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 100–108.

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.

Зорина 3. А. Сравнительные исследования некоторых сложных форм обучения у птиц. Сравнительная физиология ВНД человека и животных. Л.: Наука, 1990.

Зорина 3. А., Смирнова А. А. Эволюционные аспекты проблемы обобщения и абстрагирования у птиц (довербальное понятие «число»)//Соврем. концепции эво-люц. генетики. Сб. трудов, поев. памяти акад. Д. К. Беляева. Новосибирск, 2000.

Зорина 3. А., Смирнова А. А., Лазарева О. Ф. Умеют ли вороны «считать»?//Природа. 2001. №2

Зорина 3. А., Калинина Т. С., Маркина Н. В. Способность к обучению у ворон и голубей: формирование системы дифференцировок стимулов по цвету при нарастающем количестве подкрепления//Журн. высш. нерв. деят. 1989. Т. 39. № 4.

 

Тема 11. Психическая активность животных в онтогенезе.

План

1. Основные периоды онтогенеза позвоночных животных.

2. Сходство и различие онтогенеза зрело- и незрелорождающихся млекопитающих.

3. Сходство и различие онтогенеза птенцовых и выводковых птиц.

4. Сходство и различие онтогенеза птиц и млекопитающих.

Литература: 1, 2, 3, 4, 7.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Тема 12. Психическая активность животных в онтогенезе. Пренатальный период.

План

1. Пренатальный период.

2. Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения.

3. Морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения.

4. Эмбриональное научение и созревание.

5. Особенности пренательного развития поведения у беспозвоночных, низших позвоночных, птиц и млекопитающих.

6. Пренатальное развитие сенсорных способностей.

7. Эмбриогенез и развитие психического отражения.

Литература: 1, 2, 3, 7, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.

 

Тема 13. Психическая активность животных в онтогенезе. Постнатальный период

План

1. Особенности постнатального развития животных.

2. Значение заботы о потомстве.

3. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде. Врожденное узнавание.

4. Раннее облигатное и факультативное научение.

5. Реакция следования, запечатление.

6. Общение у низших и высших позвоночных.

7. Исследовательское поведение и ориентация.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).

Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: