Международные стандарты финансовой отчетности

Общие понятия о стандартах учета и отчетности. Виды стандартов, их классификация. Место стандартов в системе концепций и нормативных документов.

Международные стандарты финансовой отчетности – это документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые и публикуемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Каждый стандарт имеет несколько типовых частей.

Цель. Эта часть предназначена для краткого изложения учетной проблемы и раскрытия цели выпуска стандарта.

Сфера применения. Здесь определяются границы стандарта, оговариваются условия, при которых он не применяется. Кроме того, дается информация об упразднении ранее действующих стандартов в связи с выходом новых.

Определения. Даются понятия основных терминов, применяемых в тексте стандарта.

Описание сущности. Эта часть стандарта наиболее емкая. Она обычно пред­ставлена несколькими разделами, разнообразными по тематике. Например, изла­гаются принципы решения проблемы, варианты оценок, методы учета, способы отражения в отчетности.

Раскрытие информации. Обязательная часть стандарта. Здесь приводится со­держание информации, которая должна обязательно раскрываться при описании учетной политики предприятия.

Дата вступления в силу. Эта часть краткая. В ней указывается дата введения стандарта в действие.

Иногда стандарт имеет приложения, в которых приводятся сведения об опыте различных стран по данному вопросу,

Наличие типовых разделов позволяет ориентироваться в информации, из­ложенной в стандарте.

Каждый стандарт в системе стандартизации выполняет свою функцию. Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначению и по экономическому содержанию.

Классификация стандартов по их назначению предполагает выделение следующих трех блоков:

- Блок 1 — это стандарты, формирующие международные принципы бухгал­терского учета. Блок содержит следующие Международные стандарты финансовой отчетности (в дальнейшем МСФО) — МСФО 1 «Представление финансовой отчетности. Информация, заложенная в этот стандарт, имеет базовое, основополагающее значение для бухгалтерского учета. В эту же группу можно включить МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки».

Блок 2 - это стандарты, регламентирующие состав и содержание фи­нансовой отчетности. В блок входят стандарты: МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты», МСФО 14 «Сегментная отчетность»; МСФО (IAS) 27 «Консолидированная 

и отдельная финансовая отчетность»»; МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»; МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых организаций»; МСФО (IAS) 27 «Консолидированная 

- и отдельная финансовая отчетность».

Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, либо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.

- Блок 3 - это стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Самая многочисленная группа, которая в свою очередь может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий.

Например, МСФО (IAS) 2 «Запасы»; МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»; МСФО (IAS) 16 «Основные средства»; МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов».

 Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает груп­пировку стандартов по экономическому признаку. Они разрабатываются для разрешения учетных проблем, возникающих в ходе экономических отношений. Как известно, любая производственно-хозяйственная и финансовая деятельность вызывает целый комплекс экономических отношений. Прежде всего, к ним отно­сятся:

Отношения между государством и предприятием. В их основе - взаимо­действие интересов государства, моделирующего развитие экономики и форми­рующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;

Отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регули­руемых спросом и предложением товаров;

Отношения между предприятиями по горизонтали, между предприятиями-партнерами. Основываются на экономическом интересе обеих сторон осуще­ствить выгодную сделку.                         

Четвертая группа - стандарты, направленные на учет операций внутри компаний: по учету деятельности сегментов, по учету операций при слияний компаний.

Пятая группа - стандарты определяющие нормы учета, касающиеся инте­ресов работодателей в строительстве, в банковском деле, в страховых компаниях.

Шестая группа - стандарты, рассматривающие правила ведения учетных операций, выражающие интересы государства и предпринимателей на между­народном уровне: определяющие учет валютных операций, учет деятельности совместных предприятий.

Следует отметить, что деление стандартов на указанные группы условно, однако такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета.

Рассмотрим место стандартов в системе концепций и нормативных документов.

Стандарты учета - главные звенья системы взаимосвязанных концепций и нормативных документов в области учета.

Под концепцией (от лат. conceptio - понимание, система) следует понимать систему взглядов на процессы и явления в обществе. Применительно к бухгалтер­скому учету это означает систему взглядов на цели, задачи учета, приоритетность пользователей, состав и содержание отчетной информации, периодичность фи­нансовой отчетности. Концепцию учета можно подразделить на общие и частные.

Общие концепции учета отражают системы взглядов нескольких страна; частные - систему взглядов одной стран.

Концепции складываются под влиянием основных положений, изложенных в международных стандартах учета и отчетности: принципов учета, учетной политики, отчетности.

В настоящее время в мировой теории и практике учета сложились две основные общие концепции: континентальная (европейская) и американская.

Континентальная (европейская) концепция (модель) учета основана на том» что степень вмешательства государства в учетную практику высока. Она предполагает применение всеми предприятиями государства единого плана счетов, одинаковых процедур отражения операций; эта модель исходит из того, что бухгалтерская отчетность должна ориентироваться на удовлетворение информа­ционных потребностей налоговых и иных государственных органов. В результате практика учета одних стран существенно отличается от практики учета других стран. Эта модель учета лежит в основе организации бухгалтерского учета Германии, Австрии, других стран Европы, а также Японии.

Сущность американской концепции заключается в том, что отчетность сори­ентирована на удовлетворение информационных потребностей инвесторов и кре­диторов предприятия. Задачи налоговой системы решаются отдельно и независи­мо от решения задач финансового учета. Система финансового учета базируется на общепринятых учетных принципах - GAAP (Generally Accented Accounting). Этой модели придерживаются США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Индия, Австралия, ЮАР и др.

Каждая отдельно взятая страна, ориентируясь на ту или иную модель учета, как правило, разрабатывает свою, частную концепцию бухгалтерского учета.

Российская модель учета исторически (с момента возникновения) ориен­тирована на европейскую. Однако в последние годы российский учет все более ориентируется на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, а налоговый учет обособляется в самостоятельное направление. Все это говорит о тенденциях к некоторой американизации бухгалтерского учета.           

Исходя из принятой концепции в отдельных странах формируются законодательные акты по организации и ведению бухгалтерского учета (чаще это наблюдается при континентальной модели).

В России, например, принят Фе­деральный закон «О бухгалтерском учете». Возможны варианты, при которых государство не издает законы в области учета, так как основными органами регулирования учета признаются общественные организации (как предусмотрено при американской модели учета).

Подчиненным звеном считаются внутренние стандарты учета, так как они разрабатываются каждой страной в соответствии с применяемой концепцией и законами.

Между внутренними и международными стандартами существует тесная взаимосвязь. Внутренние стандарты учета могут быть первичными. При разработке международных стандартов учета анализируются внутренние стандарты, изучается сложившаяся практика ведения учета того или иного объекта в различных странах, а затем уже формируются рекомендации по учету, носящие международный характер. В свою очередь, внутренние стандарты учета должны строиться на базе международных стандартов.

Международные стандарты не отвергают национальных требований к веде­нию учета и составлению финансовых отчетов в отдельных странах. Они направлены на устранение существующих трудностей в мировой экономической интеграции. Для подтверждения сказанного ознакомимся с практикой применения международного стандарта учета №29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» в отдельных странах. В Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили компании» работающие в условиях значительных темпов инфляции, обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность, пересчитанную с помощью общего индекса цен.

Нижним звеном в иерархии нормативных документов но учету считаются документы, издаваемые предприятием. Среди этих документов главное значение имеет приказ об учетной политике организации, который юридически закрепляет выбранные методы учета. В конечном итоге учетная информация, зафиксиро­ванная в финансовой отчетности, регламентируется как международными, так и внутренними стандартами и другими документами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: