Вопросы для самоконтроля и тестовые задания для текущего и промежуточного контроля, а также для контроля остаточных знаний обучающихся

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Понятие, предмет, система конституционного права», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Конституционное право является отраслью публичного или частного права?

2. Каково соотношение конституционного права и иных отраслей российского права? Каковы функции конституционного права в российском праве?

3. Охарактеризуйте общественные отношения, составляющие предмет конституционного права как отрасли права. Какие точки зрения на предмет конституционного права существуют? Какой из них вы придерживаетесь?

4. Какие сферы общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, детально, а какие – в общем виде?

5. Как осуществляется дальнейшая регламентация общественных отношений, которые регулируются конституционным правом в общем виде?

6. Найдите в Конституции РФ декларативные нормы, нормы-цели, нормы-принципы; регулятивные, охранительные, управомочивающие нормы; обязывающие, запрещающие нормы; дефинитивные, коллизионные, гарантийные, отсылочные (бланкетные); императивные и диспозитивные нормы.

7. Какова структура конституционного права как отрасли права? Можно ли в структуре конституционного права выделить государственное право?

8. Как соотносятся структура отрасли конституционного права и структура Конституции РФ?

9. В чем особенность конституционно-правовых отношений с точки зрения субъектного состава? Могут ли субъектом конституционного права выступать многонациональный народ, нация, народность?

10. Могут ли конституционно-правовые нормы быть реализованы вне конкретных правоотношений?

11. Назовите объекты конституционно-правовых отношений. Есть ли среди них такие, которые присутствуют только в конституционно-правовых отношениях?

12. Дайте понятие конституционно-правовой ответственности и ее основных признаков. Может ли быть субъектом конституционно-правовой ответственности физическое лицо?

13. Можно ли гражданина привлечь к уголовной, административной или гражданской ответственности только на основании норм Конституции РФ?

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Источники конституционного права» курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие виды источников права упомянуты в Конституции РФ?

2. На каком основании тот или иной правовой акт следует относить к источникам конституционного права?

3. Приведите примеры подзаконных актов, являющихся источниками конституционного права.

4. Какую роль играют внутрифедеральные договоры и соглашения?

5. Можно ли считать источниками права послания Президента РФ?

6. Какие источники конституционного права являются традиционными, а какие – новыми? С чем связано появление новых источников?

7. Приведите пример конституционно-правового обычая.

8. Приведите несколько точек зрения по вопросу о включении судебных решений (правовых позиций судов) в число источников права.

9. Применяются ли в настоящее время в России нормативно-правовые акты Союза ССР?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Основы теории конституционализма», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Всегда ли писаная конституция представляет собой единый акт?

2. Каковы юридические свойства Конституции РФ 1993 г.? Назовите статьи Конституции РФ, в которых закреплены эти свойства.

3. Что значит термин «харизматическая конституция»?

4. Что делает возможным расхождение юридической и фактической конституции?

5. Означает ли стабильность конституции ее неизменность?

6. Какие социальные группы, на ваш взгляд, заинтересованы в установлении режима подлинного конституционализма и готовы его отстаивать?

7. Как соотносятся между собой следующие категории: «действие Конституции Российской Федерации», «применение Конституции Российской Федерации», «реализация Конституции Российской Федерации»?

8. Что такое поправка к Конституции РФ? В каком порядке она принимается?

9. Можно ли считать поправками изменения, внесенные в статью 65 Конституции РФ в связи с изменением наименований и численного состава субъектов РФ?

10. Сколько всего поправок было принято к действующей Конституции РФ?

11. Чем отличается порядок вступления в силу Закона о поправке к Конституции Российской Федерации

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Конституция Российской Федерации 1993 года и ее развитие», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Возможно ли конституционное развитие государства при отсутствии конституции?

2. Какие акты конституционного значения дореволюционной России вам известны?

3. В чем состоит назначение следующих органов: Конституционная комиссия, Конституционное совещание, Конституционное Собрание?

4. Что такое октроирование? Имела ли место эта процедура в российской истории?

5. Какие акты конституционного значения были приняты большевиками и действовали до принятия Конституции РСФСР 1918 года? Какое значение они имели?

6. Чем Конституция РСФСР 1918 года отличалась от всех последующих советских конституций?

7. Что стало решающим фактором для принятия Конституции РСФСР 1925 года?

8. Каковы причины принятия Конституции РСФСР 1937 года?

9. Чем Конституция РСФСР 1937 отличалась от предшествовавшей ей Конституции?

10. Имело ли принятие Конституции РСФСР 1937 года международное значение?

11. Почему Конституцию РСФСР 1978 года называют самой «гибкой» из всех конституций в истории нашей страны?

12. Предусматривает ли порядок приостановления своих отдельных положений действующая Конституция России? А Конституция 1978 года?

13. Совпадают ли даты принятия и вступления в силу Конституции России 1993 года? С чем это связано?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Основы конституционного строя России», «Конституционные основы гражданского общества в России» курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Почему основы конституционного строя принято считать ядром конституционного строя России?

2. Что означают термины «многопартийность» и «политическое многообразие», «идеологическое многообразие»?

3. Назовите основные подходы к определению понятия «гражданское общество».

4. Как соотносятся между собой понятия «гражданское общество» и «общество граждан»? Можно ли считать их тождественными?

5. Существуют ли в современной России гражданское общество?

6. Как вы считаете, является ли местное самоуправление элементом гражданского общества?

7. В чем сущность конституционного принципа свободы предпринимательства и поддержки конкуренции? Какова роль конкуренции?

8. Какую роль играет многообразие форм собственности в развитии экономической основы конституционного строя Российской Федерации?

9. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Что значит «иные формы собственности»? Назовите их.

10. Что означает свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств по территории Российской Федерации?

11. Возможно ли ограничение свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, если да то в каких случаях?

12. Как соотносятся понятия «социальное государство» и «социалистическое государство». Тождественны ли эти понятия, если нет, то в чем их различие?

13.  Является ли Россия социальным государством? Ответ обоснуйте с учетом признаков социального государства.

14. Раскройте понятия «уровень жизни» и «достойный уровень жизни». Какими критериями пользуются для их определения?

15. Что значит понятие «качество жизни»? Как данное понятие соотносится с «уровнем жизни»? Какое из них шире?

16. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Каков ИРЧП у России и какое место занимает Россия среди других стран?

17. Охарактеризуйте современную систему защиты от безработицы. Что можно предпринять для ее усовершенствования?

18. Соответствует ли гарантированный минимальный размер оплаты труда прожиточному минимуму?

19. Как вы думаете, что предполагает свободное развитие человека, гарантированное Конституцией РФ?

20. Чем обусловлено возможное увеличение пенсионного возраста? Как вы к этому относитесь? Предложите альтернативные пути выхода из создавшейся ситуации.

21. Что такое социальный потенциал семьи? Семья одинаково важна и для общества, и для государства?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Понятие, содержание и принципы правового статуса личности», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие термины использует Конституция для обозначения субъектов основных прав, свобод, обязанностей?

2. Глава 2 Конституции Российской Федерации называется «Права и свободы человека и гражданина». Почему, на ваш взгляд, в этом названии разделены права и свободы, человек и гражданин?

3. Что означает принцип равноправия?

4. Равноправие и равенство прав – понятия тождественные?

5. Дайте понятие гендерного равенства. Существуют ли в Российской Федерации механизмы по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами?

6. Перечислите принципы правового положения человека и гражданина.

7. Какой из принципов правового положения человека и гражданина вы считаете наиболее важным и почему?

8. Имеются ли различия между правовым статусом человека и правовым статусом гражданина?

9. Какое место в правовом статусе человека и гражданина занимают права и свободы?

10. Какое место в правовом статусе человека и гражданина занимают обязанности?

11. Какие элементы конституционного статуса определяют взаимоотношения между личностью и государством?

12. Является ли исчерпывающим перечень прав и свобод, закрепленных Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года?

13. Всегда ли правам человека и гражданина корреспондируют обязанности?

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Институт гражданства в Российской Федерации», «Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Что означает принцип единого гражданства Российской Федерации?

2. Могут ли субъекты Российской Федерации устанавливать свое гражданство?

3. В чем смысл терминов «двойное гражданство», «второе гражданство», «множественное гражданство»?

4. Что означает категория «двойное гражданство»? Как вопросы двойного гражданства регламентируется в действующем законодательстве Российской Федерации?

5. Есть ли различия между «признанием гражданства» и «приобретением гражданства»?

6. Каковы особенности приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации у детей?

7. Что понимается под «лишением» гражданства? Допускается ли оно в России?

8. Существует ли в настоящее время комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ?

9. При каких условиях может прекратиться гражданство детей? В каком возрасте необходимо согласие ребенка для приобретения или прекращения им гражданства Российской Федерации.

10. Объясните суть понятий «временно пребывающие иностранные граждане», «временно проживающие иностранные граждане», «постоянно проживающие иностранные граждане». Укажите основания и срок нахождения указанных лиц на территории Российской Федерации.

11. Что такое оптация? Почему оптацию называют основанием приобретения и прекращения гражданства?

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина», «Институт уполномоченного по правам человека в России», «Международная защита прав и свобод человека и гражданина», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Что представляет собой система гарантий конституционных прав и свобод?

2. Обязано ли государство создавать условия для реализации прав и свобод граждан?

3. Влияет ли на степень реализации прав и свобод индивида его правовая активность?

4. Что означает гарантия подсудности?

5. Можно ли ограничить право гражданина на юридическую помощь?

6. Раскройте содержание принципа презумпции невиновности. Это отраслевой или общеправовой принцип?

7. Что означает запрет повторного осуждения за одно и то же преступление?

8. При рассмотрении дела выяснилось, что доказательства получены незаконно. Каковы последствия?

9. Кто имеет право на пересмотр приговора? Какие отраслевые нормы регламентируют механизм реализации этого права?

10. В какой статье Конституции Российской Федерации говорится о гарантии от самообвинения? Что это означает?

11. Можно ли в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечь лицо к юридической ответственности за деяние, которое в момент совершения не считалось правонарушением?

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «. Конституционные основы федеративного устройства Российского государства», «Конституционные основы правового статуса субъектов Российской Федерации»,  курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Сколько уровней территориальной организации государственной власти существует в федерации?

2. Имеют ли субъекты РФ право выхода из состава России? Почему?

3. Можно ли территориальные единицы рассматривать как самостоятельные звенья унитарного государства? А федеративного?

4. Что означает право народа на самоопределение в условиях федерации?

5. Может ли быть в рамках федеративного государства унитаризм?

6. Раскройте понятия «конституционная федерация», «договорная федерация», «смешанная федерация». Приведите примеры.

7. По каким признакам можно отличить федерацию от децентрализованного унитарного государства?

8. Что такое симметричная и асимметричная федерация?

9. Как происходило развитие государственно-территориального устройства России в XX веке?

10. Что означает принцип субсидиарности в федеративном устройстве государства?

11. Каким образом осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами в ее составе?

12. Договоры и соглашения о разграничении компетенции: понятие, порядок заключения и прекращения.

13. Возможно ли принятие в состав Российской Федерации нового субъекта?

14. В каком порядке происходит образование в составе Российской Федерации нового субъекта?

15. Чем определяется правовой статус столицы России?

16. Россия – федерация договорная или конституционная?

17. Как вы оцениваете идею построения России как исключительно территориальной федерации?

18. Как соотносятся законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по их юридической силе?

19. Каковы полномочия России в международных делах?

20. Каково назначение государственных символов Российской Федерации?

21. Какие принципы положены в основу формирования субъектов федерации в России?

22. Какие виды субъектов Российской Федерации вам известны?

23. Чем определяется и что предполагает конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации?

24. Могут ли заключаться договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов, а также между судебными органами и органами прокуратуры?

25. Каковы, на ваш взгляд, перспективы федерализма в России? Предложите свой вариант совершенствования федеративного устройства России.

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Теоретические и правовые основы институтов выборов и референдума», «Избирательная система и системы подсчета результатов голосования», «Участники правоотношений институтов выборов и референдума», «Избирательный процесс, процесс организации и проведения референдума», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Что значит «избирательная система» в узком и широком смысле?

2. В чем преимущества и недостатки различных видов избирательных систем?

3. Какие избирательные цензы вы знаете?

4. Что значит принцип равного избирательного права?

5. Может ли гражданин Российской Федерации, находящийся в следственном изоляторе участвовать в голосовании при проведении выборов? Что необходимо учесть, для правильного ответа на этот вопрос?

6. Как выражают свою волю избиратели с ограниченными возможностями?

7. Какие виды избирательных округов вы знаете?

8. Какие виды избирательных комиссий вы знаете?

9. По какой системе проводились выборы Государственной Думы первого

созыва?

10. Как осуществляется распределения депутатских мест по итогам выборов при пропорциональной системе?

11. Кто назначает референдум РФ?

12. Какие вопросы не могут выноситься на референдум?

13. Можно ли отменить решение, принятое на референдуме?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Конституционная система органов государственной власти в России», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Сформулируйте определения государственного органа и органа государственной власти. Есть ли различия между этими понятиями?

2. Что такое компетенция органа государственной власти?

3. Являются ли органы местного самоуправления органами государственной власти? Почему?

4. Для чего необходим принцип разделения властей?

5. Дайте правовую характеристику государственного учреждения. Можно ли государственные учреждения относить к числу органов государственной власти?

6. В каких статьях Конституции Российской Федерации закреплены основные принципы организации системы органов государственной власти Российской Федерации?

7. Какие критерии лежат в основе классификации органов государственной власти в Российской Федерации?

8. К какой ветви власти принадлежат органы государственной власти, составляющие единую систему государственных органов Российской Федерации?

9. Какова основная особенность органов законодательной власти?

10. Является ли Администрация Президента органом государственной власти?

11. Кто устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации?

12. Дайте определение ресурсам государственной власти.

13. Чем определяется технологическая эффективность государственной власти?

14. От чего зависит социальная эффективность государственной власти?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Президент Российской Федерации», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каковы требования к кандидату в Президенты Российской Федерации?

2. Кто назначает выборы Президента Российской Федерации?

3. Как определяется день голосования на выборах Президента РФ в случае назначения выборов по сроку?

4. Как определяется день голосования на выборах Президента Российской Федерации в случае назначения досрочных выборов?

5. Каков срок полномочий Президента Российской Федерации?

6. Какая избирательная система используется при выборах Президента Российской Федерации?

7. Что такое инаугурация Президента Российской Федерации? В какие сроки она проводится?

8. Кто временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации в случаях, когда он не в состоянии выполнять свои обязанности?

9. Какие виды актов Президента Российской Федерации вам известны? Все ли они носят нормативный характер?

10. Кто и на основании чего принимает решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности?

11. В чем разница между выражениями «прекращение Президентом Российской Федерации своих полномочий» и «прекращение полномочий Президента Российской Федерации»?

12. В чем состоят гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи?

13. Кем и в каком порядке принимается решение о лишении

неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации», «Законодательный процесс», «Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата законодательного (представительного) органа субъекта», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие основные организационно-правовые формы деятельности Совета Федерации вы знаете?

2. Председатель Совета Федерации избирается или назначается? Кто участвует в этом процессе?

3. Назовите организационно-правовые формы деятельности Государственной Думы Федерального Собрания.

4. Кто издает распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы?

5. Для чего создается Совет Государственной Думы?

6. Кто ведет заседания Государственной Думы?

7. Сколько депутатских фракций в Государственной Думе пятого созыва?

8. Для чего создаются комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания?

9. Какие стадии законодательного процесса вы знаете?

10. Каков порядок опубликования и вступления в силу актов Федерального Собрания Российской Федерации? Каким нормативно-правовым актом это регламентируется?

11. Предусмотрен ли роспуск Совета Федерации Федерального Собрания Президентом РФ?

12. Кто входит в состав Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации?

13. Срок полномочий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установлен Конституцией РФ, а чем определяется срок полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации?

14. Что такое Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы? Какую роль играют в организации деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации их регламенты?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации» курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие федеральные органы исполнительной власти вы знаете?

2. Правительство РФ формируется на определенный срок?

3. С чем связана необходимость формирования «нового» Правительства РФ?

4. Кто является главой исполнительной власти в России?

5. Каким образом организована деятельность Правительства РФ?

6. Как часто проводятся заседания Правительства РФ? Кто на них присутствует?

7. Как принимаются решения на заседаниях Правительства РФ? Все ли вопросы выносятся на голосование?

8. Как именуются акты Правительства РФ? Все ли они носят правовой характер? Приведите примеры.

9. Все ли правовые акты Правительства РФ носят нормативный характер? Приведите примеры.

10. Каков порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ?

11. Какие акты Правительства не подлежат опубликованию? В каком порядке они вступают в силу?

12. Какие правительственные и межведомственные координационные и совещательные органы вы знаете?

13. Какие структурные подразделения входят в состав аппарата Правительства РФ?

14. Кто принимает решение об отставке Правительства РФ?

15. Кто может выразить недоверие Правительству РФ? Что это значит? Всегда ли за этим следует отставка Правительства РФ?

16. Чем недоверие Правительству РФ отличается от отказа в доверии Правительству РФ?

17. Допускает ли Конституция России возможность совмещения постов главы государства и председателя Правительства?

18. Назовите государственные органы, которые вправе создавать Правительство России?

19. Вправе ли Президент России приостановить или отменить акты Правительства РФ?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Судебная власть в Российской Федерации», «Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации», «Правоохранительные органы в системе безопасности России: конституционно-правовой аспект», «Конституционно-правовые основы организации и деятельности правоохранительных органов в России», курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Дайте определение судебной власти. Как соотносятся понятия «судебная власть» и «правосудие»? Не тождественны ли эти понятия?

2. Могут ли полномочия по осуществлению правосудия быть делегированы другим органам вне судебной системы.

3. Какими нормативными правовыми актами регламентируется организация и деятельность судебной власти в России?

4. Каким образом граждане участвуют в отправлении правосудия?

5. Предусмотрено ли создание в Российской Федерации специализированных судов?

6. Что собой представляет «административная юстиция» и есть ли она в России?

7. Каковы характеристики организации и деятельности судейского сообщества и его органов?

8. Как развивался институт мировых судей в России?

9. Что такое прокурорский надзор?

10. Создание конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации право или обязанность субъектов РФ?

11. Как осуществляется финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, конституционное (уставное) судопроизводство» курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В каком году в Российской Федерации был учрежден Конституционный Суд как орган судебного конституционного контроля?

2. Охарактеризуйте место Конституционного Суда в системе правоохранительных органов. Есть ли нижестоящие суды?

3. Сколько судей входит в состав Конституционного Суда РФ? Кто их назначает?

4. Ограничен ли срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ?

5. Какие организационные формы конституционного судопроизводства вам известны?

6. Кто вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации?

7. Как именуется решение о толковании Конституции РФ и какую юридическую силу оно имеет?

8. Что значит особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации?

9. Кто вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними?

10. Кто обладает правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод?

11. Каков порядок направления запроса и дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления?

12. Где размещается Конституционный Суд Российской Федерации?

13. В каких случаях Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание?

14. Кто присутствует на закрытом заседании?

15. Можно ли обжаловать решение Конституционного Суда Российской Федерации?

16. Вправе ли Конституционный Суд Российской Федерации пересматривать решения других судов, если они основаны на актах, признанных им неконституционными?

 

С целью повторения, закрепления и контроля знаний, умений и навыков по теме (темам) «Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России» курсантам (слушателям) необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В чем состоит смысл местного самоуправления?

2. Местное самоуправление право или обязанность населения?

3. Входят ли органы местного самоуправления в систему органов государственной власти?

4. Как вы понимаете фразу «решение населением самостоятельно и под свою ответственность вопросов местного значения»?

5. Каковы территориальные основы местного самоуправления по действующему законодательству РФ?

6. Может ли муниципальное образование состоять из нескольких поселений?

7. Может ли граница муниципального образования выходить за пределы границ субъекта РФ?

8. Кто определяет структуру органов местного самоуправления муниципального образования?

9. Перед кем и за что отвечают органы и должностные лица местного самоуправления?

10. Можно ли заменить местное самоуправление государственным управлением?

11. Применим ли к местному самоуправлению принцип разделения властей?

12. Как осуществляется правовое регулирование сферы местного самоуправления: Российской Федерацией, РФ совместно с субъектами или субъектами самостоятельно?

 

ТЕСТЫ:

1. Отрасль конституционного права России – это:

а) система представлений о конституционном праве РФ;

б) система юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

в) систематизированное изложение предмета в учебнике;

г) совокупность законов парламента, указов Президента РФ, других нормативных актов.

 

2. Какова целостная характеристика объекта регулирования конституционного права в РФ? Это:

а) отношения граждан, юридических лиц и органов государства;

б) отношения граждан, политических партий и органов государства;

в) основы экономической, социальной, политической, духовной жизни общества, правового положения человека и гражданина;

г) основы устройства общества и государства, правового положения человека и гражданина;

д) установления взаимосвязей общества, государства, коллектива и личности путем использования государственной власти.

 

3. Конституционно-правовые отношения в РФ - это, в частности, отношения между:

а) гражданами и профсоюзными объединениями;

б) государством и гражданами по поводу приобретения государственной собственности;

в) государством и гражданами по поводу осуществления государственной власти;

г) государственными учреждениями и их должностными лицами.

 

4. Источниками конституционного права в России являются:

а) постановления Пленума Верховного Суда РФ;

б) постановления уставных судов краев, областей;

в) постановления Высшего Арбитражного Суда РФ;

г) указы и распоряжения Президента РФ.

 

5. Федеральные конституционные законы РФ - это:

а) законы по определенным вопросам, перечисленным в Конституции РФ;

б) законы о поправках к Конституции РФ;

в) законы, требующие согласия определенного числа субъектов РФ.

 

6. К числу институтов конституционного права РФ относятся:

а) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ;

б) Институт государства и права Российской академии наук;

в)  институт конституционного контроля;

г) институт мэров городов.

 

7. Наука конституционного права – это:

а) книги, учебники, учебные пособия по вопросам российского конституционного права;

б) сборники законов и иных правовых актов;

в) совокупность положений, выводов, гипотез о действующем конституционном праве, науке о нем, методах ее изучения;

 

г) содержание учебников;

д) учебный курс.

 

8. В каком году была принята Конституция РСФСР, ознаменовавшая этап «развитого социализма»?

а) 1925 году;

б) 1937 году;

в) 1978 году;

г) 1993 году.

 

       9. Высшая юридическая сила Конституции РФ – это:

а) обязанность всех органов государства, общественных объединений, граждан и не граждан, проживающих на территории РФ, соблюдать ее;

б) изменение ее только Конституционным собранием, путем референдума или квалифицированным большинством парламента;

в) соответствие ее решений Конституционного Суда РФ;

г) обязательное соответствие ей всех других правовых актов.

 

10. Пересмотр Конституции РФ связан с:

а) внесением любых изменений в Конституцию РФ;

б) изменениями положений Конституции РФ, устанавливающих основы конституционного строя РФ, правового положения личности, порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ;

в) изменениями положений Конституции РФ, регламентирующих правовой статус высших органов государственной власти, федеративное устройство, местное самоуправление в РФ;

г) невозможен вообще.

 

11. Предложения о пересмотре Конституции РФ и о поправках к ней вносят:

а) пятая и более часть депутатов Государственной Думы РФ или членов Совета Федерации РФ;

б) политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;

в) президенты республик в составе РФ;

г) большие инициативные группы граждан путем сбора необходимого количества подписей.

 

12. Институт конституционного контроля:

а)   государственное учреждение;

б) Конституционный Суд РФ;

в) проверка законности правовых актов Прокуратурой;

г) деятельность Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ;

д) система правовых норм, устанавливающих органы, процедуры и последствия конституционного контроля;

е) Институт государства и права Российской академии наук.

 

13. Конституционный строй РФ – это:

а) наличие в стране Конституции;

б) существование выборного парламента, избираемого главы государства и местного самоуправления;

в) закрепленные в Конституции РФ многообразие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности, социально ориентированная рыночная экономика;

г) форма организации государства, обеспечивающая его подчинение праву.

 

14. В Конституции РФ признается суверенитет:

а) многонационального народа;

б) субъектов РФ;

в) республик в составе РФ;

г) личности.

 

15. Укажите формы собственности, которые предусмотрены Конституцией РФ:

а) собственность на средства производства;

б) личная;

в) частная;

г) иностранных граждан.

 

16. Политическое и идеологическое многообразие в РФ, в частности, означает:

а) Конституция РФ разрешает деятельность любых партий и объединений;

б) разрешается пропаганда любых взглядов;

в) не разрешается деятельность оппозиционных партий;

г) запрещается пропаганда идей социальной и национальной розни.

 

17. Исходя из установленного Конституцией РФ светского характера государства, в России запрещено:

а) создание и деятельность религиозных объединений;

б) участие религиозных объединений в осуществлении государственной власти;

в) преподавание в государственных учебных заведениях религиоведения.

 

18. Гражданство РФ – это:

а) правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законном основании на территории РФ;

б) правовая связь гражданина с государством;

в) единство политико-правовой психологии и идеологии граждан и государства;

г) правовая связь гражданина с государством, сохраняющаяся только на территории этого государства.

 

19. В России лишение гражданства возможно в следующих случаях:

а) в случае совершения государственной измены или шпионажа в пользу иностранного государства;

б) невозможно вообще;

в) возможно в отношении натурализованных граждан в любое время при совершении ими тяжких преступлений.

20. Коллективными правами и свободами являются:

а) право на труд;

б) свобода слова;

в) право на объединение;

г) право избирать.

 

21. Право на сецессию имеют:

а) все субъекты России;

б) ни один из субъектов России;

в) только республики в составе России.

 

22. Органы государственной власти субъектов России действуют на основании:

а) федеральных конституционных и федеральных законов РФ;

б) законов субъектов России;

в) и тех и других.

 

23. К органам государственной власти областей относятся:

а) президент;

б) народный районный суд;

в) мэр;

г) губернатор.

 

24. Распределение полномочий между федерацией и субъектами России закреплено в следующих сферах ведения:

а) исключительной компетенции РФ и исключительной компетенции субъектов РФ;

б) исключительной компетенции РФ, совместной компетенции РФ и субъектов РФ, исключительной компетенции субъектов РФ;

в) исключительной компетенции РФ, конкурирующей компетенции РФ и субъектов РФ, исключительной компетенции субъектов РФ

 

25. Языки национального общения могут использоваться:

а) только в республиках в составе РФ;

б) ни в одном из субъектов;

в) во всех субъектах.

 

26. Границы между субъектами РФ могут изменяться в следующем порядке:

а) по взаимному согласию субъектов;

б) по решению Федерального Собрания РФ;

в) по решению Президента РФ;

г) не могут изменяться вообще.

 

27. Законы могут приниматься органами государственной власти субъектов:

а) только в республиках в составе РФ;

б) только в республиках в составе РФ, в краях и областях;

в) во всех субъектах;

г) в России действуют только федеральные законы.

 

 

28. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России определяется следующим образом:

а) является главой исполнительной власти;

б) не входит ни в одну из ветвей власти;

в) входит в законодательную власть;

г) входит в исполнительную власть, но не возглавляет ее.

 

29. Президент России избирается:

а) по мажоритарной системе абсолютного большинства;

б) по мажоритарной системе относительного большинства;

в) по мажоритарной системе квалифицированного большинства;

г) по пропорциональной системе.

 

30. Функции Президента России состоят в следующем:

а) осуществляет высший надзор за законностью и правопорядком на территории России;

б) принимает решение о соответствии Конституции РФ иного федерального законодательства;

в) определяет основные направления внутренней и внешней политики России;

г) рассматривает споры о праве между гражданами РФ, юридическими и должностными лицами РФ.

 

31. К кандидату в Президенты России предъявляются следующие цензы:

а) ценз оседлости;

б) ценз образования;

в) ценз происхождения гражданства;

г) имущественный ценз.

 

32. Отрешение Президента России от должности возможно в

следующих случаях:

а) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

б) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

в) выражения недоверия Государственной Думой РФ;

г) принятия соответствующего решения многонациональным народом России на референдуме.

 

33. В процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют следующие органы государственной власти:

а) Государственная Дума РФ, Генеральный прокурор РФ, Совет Федерации РФ;

б) Государственная Дума РФ, Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Совет Федерации РФ;

в) Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ;

г) Государственная Дума РФ.

 

34. Исполняющий обязанности Президента РФ обладает следующими полномочиями:

а) всеми полномочиями Президента РФ;

б) всеми, кроме роспуска Государственной Думы РФ, введения военного и чрезвычайного положения, отставки Правительства РФ,

в) всеми, кроме роспуска Государственной Думы РФ, назначения референдума, внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ;

г) всеми, кроме полномочий в области внешней политики.

 

35. Совет Федерации РФ формируется следующим образом:

а) входят по должности высшее должностное лицо субъекта РФ и председатель законодательного органа субъекта РФ;

б) оба представителя избираются населением субъекта РФ;

в) оба представителя назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ;

г) по одному представителю: назначается высшим должностным лицом субъекта РФ и (избирается) законодательным органом субъекта РФ.

 

36. Срок полномочий Совета Федерации РФ ограничивается:

а) сроком полномочий Президента РФ;

б) не установлен вообще;

в) равен сроку полномочий Государственной Думы РФ;

г) равен 5 годам.

 

37. К ведению Совета Федерации РФ относятся следующие полномочия:

а) выдвижение обвинения против Президента РФ;

б) назначение на должность Уполномоченного по правам человека;

в) назначение на должность Генерального прокурора РФ;

г) право амнистии.

 

38. Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ заседают совместно в следующих случаях:

а) для заслушивания посланий Верховного Суда РФ;

б) для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

в) для заслушивания посланий Председателя Правительства РФ.

 

39. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, начиная с:

а) 25 лет;

б) 18 лет;

в) 21 года;

г) 24 лет.

 

40. Неприкосновенность депутатов Государственной Думы распространяется на следующие сроки:

а) на весь срок полномочий;

б) на период сессий;

в) на пять лет;

г) на всю жизнь.

 

41. Чтение законопроекта это:

а) оглашение законопроекта вслух с последующим обсуждением;

б) распространение текста законопроекта среди депутатов, а затем его обсуждение;

в) обсуждение доклада комитета Думы о законопроекте;

г) неоднократное обсуждение, каждый раз завершающееся голосованием.

 

42. В отношении федеральных конституционных законов Президент РФ обладает правом:

а) отлагательного вето;

б) абсолютного вето;

в) право вето отсутствует.

 

43. Федеральный закон РФ может вступать в юридическую силу с момента:

а) официального опубликования;

б) подписания его Президентом РФ;

в) с момента оповещения населения России по телевидению о его принятии.

 

44. Правительство РФ является органом:

а) общей компетенции;

б) межотраслевой компетенции;

в) отраслевой компетенции.

 

45. Президент России не вправе распустить Государственную Думу РФ в следующих случаях:

а) в течение одного года с момента вступления в должность;

б) в последние шесть месяцев своего срока полномочий;

в) не может быть распущена ни при каких обстоятельствах.

 

46. К ведению Государственной Думы РФ относятся полномочия:

а) по введению военного и чрезвычайного положений;

б) по утверждению изменения границ между субъектами РФ;

в) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

г) по помилованию.

 

47. Право законодательной инициативы осуществляется:

а) только в Государственной Думе РФ;

б) только в Совете Федерации РФ;

в) в любой из палат.

48. Федеральные законы РФ принимаются в Государственной Думе:

а) большинством голосов присутствующих депутатов;

б) большинством голосов от общего числа депутатов;

в) двумя третями голосов от общего числа депутатов.

 

49. В систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие органы государственной власти:

а) федеральные комитеты;

б) федеральные службы;

в) Администрация Президента РФ;

г) Президиум Правительства РФ;

д) Прокуратура РФ.

 

50. Отставка Правительства РФ может быть принята Президентом в следующих случаях:

а) в случае повторного отказа в доверии Государственной Думой РФ Правительству РФ в течение 3 месяцев;

б) в случае роспуска Государственной Думы РФ;

в) в случае троекратного отклонения Государственной Думой РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ.

 

51. Судьи Конституционного суда РФ назначаются:

а)  Президентом РФ;

б)  Советом Федерации;

в) Советом Федерации по представлению Президента РФ.

 

 

52. Принцип несменяемости судей означает, что:

а) в отношении судей не установлены основания прекращения их полномочий;

б) судья не может быть назначен на другую должность без своего согласия;

в) невозможно привлечь судью к уголовной и административной ответственности.

 

53. В компетенцию судов общей юрисдикции входят следующие полномочия:

а) разрешение экономических споров;

б) разрешение трудовых споров;

в) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти.

 

54. Прокуроры субъектов РФ назначаются:

а) Президентом РФ по согласованию с главами субъектов РФ;

б) Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ:

в) Генеральным прокурором РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: