Ювелирное производство ингушей в середине века характеризуется высоким уровне мразвития. Известно несколько десятков типов и многочисленных разновидностей только металлических сережек и подвесок, отличающихся изяществом форм и сложностью работ. Были распространены серповидные восьми лопастные подвески из серебра, близкие типологически височным кольцам вятичей. Они служили для широкой меновой торговли. Известными в средне – вековыми центрами ювелирного дела у ингушей являлись Эгикал, Цори, Эрзи, Евлой и др.
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло характеризуется разнообразием (сосуды для хранения зерна, кувшины, чашки, часто украшенные волнистым орнаментом и др.). О ранних истоках кузнечного производства у вайнахов свидетельствуют различные предания. Массово изготовлялись ножницы для стрижки овец, ножи для бытовых нужд – кресала, архаичные очажные цепи, котлы, серпы и другие хозяйственные предметы. Вероятно, оружие в грубом виде выковывали сначала кузнецы для его последующей обработки оружейниками.

Деревообработка играла заметную роль в хозяйственном быту вайнахов (чашки,ложки, ковши, вазы, и т.д.).
Обработка камня входила в сферу производственной деятельности вайнахов.
Строительство бытовых, погребальных и культовых памятников средневековья непосредственно связанно с камнеобработкой. Прокладка арочных проемов, устройство межэтажных перекрытий гребней кровли требовали особого умения придать камню обработкой нужную форму, а вместе с нею и необходимую прочность сооружения.
Кожевенное ремесло
Получило распространение кожевенное ремесло. Обувь представлена сапожками и башмачками из сафьяна, ноговицами и чувяками из шагрени. Обувь из сыромятной кожи с плетенной из ремней подошвой служила охотникам и пастухам в горах.
Изделия из кожи – кисеты, ремни, чехлы для ножей и др. Обработка кожи была распространена повсеместно. С конца 19 в. усилилось проникновение в край фабричной обуви.
Одежда
Традиционная одежда ингушей обще кавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение обще кавказская черкеска с газырями. Теплая одежда – овчинная шуба и бурка. Основной головной убор – папаха конусовидной формы, войлочный шляпы. В 20-е годы 20 в. Появились фуражки. Повседневная женская одежда удлиненное платье – рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Свадебное платье (чокхи) –длинное до земли из шелка, бархата и парчи, шилось по фигуре, рукава узкие до локтя имели продолжение в виде свисающих лопастей, украшалось металлическими застежками в два ряда. На голове – шапочка в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем. Повседневные головные уборы – разно размерные платки и шали. В средних веках знатные женщины носили головной убор "кур-харс" в виде изогнутого рога из войлока или кожи. Он был покрыт дорогими тканями и украшен серебряной округлой бляхой, орнаментирован. У современных ингушей гор. Одежда стала преобладающей, множество мужчин носят шляпы, женщины
продолжают платья широкого покроя.
Традиционная пища ингушей – в основном мясо - молочная и растительная.
Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, молочные продукты и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
У горных ингушей прослеживалось заметное социальное расслоение, шел процесс выделения знати, существовали сильные и слабые фамилия (тейпы), первые из них именовались "эзди тэйп" – благородные и свободные люди, вторые "лай тэйп" – зависимые. Источником образования зависимого сословия первоначально являлось пленение иноплеменников (и соплеменников) чаще с целью выкупа, в дальнейшем происходила ассимиляция захваченных людей и закрепления их со временем на земле. Также в определенную, но трудно устанавливаемую степень зависимости
попадали и слабые фамилии, нуждавшиеся в экономической о военной помощи со стороны сильных. В целом рабство в ингушском обществе не имело большого социального экономического значения. Рабы не является основной рабочей силой.
Главной фигурой горского общества продолжал оставаться свободный общинник, а сама сельская община – основным органом местного самоуправления. Характерная черта внутренней структуры общества – патронимии. В плоскостных районах уровень феодализации был, по-видимому, выше.
Важную роль в общественном быту ингушей играл обычай гостеприимства. Гость вне зависимости от национальности и вероисповедания получал, без какого либо вознаграждения отдых, пищу и ночлег. Хозяин нес полную ответственность за его жизнь и безопасность. Нарушение обычая гостеприимства влекло за собой суровое порицание и даже расценивалось обществом как преступление.
Характерной чертой, бытовавшей среди ингушских традиций, было уважительное отношение к родителям и старшим. Правила этикета включают в себя такие обязательные и сейчас для соблюдения нормы, как старшим по возрасту уступать дорогу, право старших говорить первыми, не перебивать и не вмешиваться в разговор старших и др. Неуважение к родителям и старшим расценивается как порок и в современной Ингушетии также сурово осуждается.
У вайнахов сохранились остатки патриархально – родового строя – фамильно - патронимич. Организация, кровная месть и др. При преобладании малых семей прослеживались и больше семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, имело место брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны для современных ингушей. Существовал цикл до свадебной и свадебной обрядности, мн. Обычаи и обряды были связаны с рождением и воспитанием детей
В период средневековья у ингушей бытовали религии верования в форме тотемизма, анимизма, различных видов магии, семейно – родового культа святынь и покровителей, аграрных и погребальных культов и др. Повсеместно в горах вблизи селений и на труднодоступных вершинах возводились каменные святилища- молельни в честь патронов – покровителей. При раскопках выявлены предметы культового инвентаря и амулеты (металл. Колокольчики, зубы оленя с отверстиями для подвешивания, наконечники стрел, когти медведя, человеческие фигурки из каменных бус). Пантеон вайнахских божеств отличался сложностью и достаточно высоким уровнем развития, в него входили обще племенные боги
(Диела – верховное божество, Сиели – бог грома и молнии, Мятцил –окровитель земледелия, Тушоли – богиня плодородия, Иштар-Диела – бог подземного царства, Молыз-Ерды – бог войны.
Ислам
Ислам проникает из Дагестана, на плоскости он прослеживается раньше, чем в горах. Непосредственно в Ингушетии ислам распространяется из Чечни, в
предгорно-плоскостной зоне - в 16-18вв., в горной – в начале 19 в. Утверждение ислама среди ингушей относится к 1-ой половине 19 в. Есть данные, что последним в 1861 году принял ислам ингушский аул Гвилети, расположенный в верховьях Дарьяла (военно-грузинская дорога). Большая живучесть традиционных верований прослеживалась в горской среде еще в сравнительно недавнем прошлом.
Фольклер
В фольклоре ингушей заметное место занимает нарт-орстхойский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Народные музыкальные инструменты – трехструнная скрипка с дугообразным смычком, барабан, своеобразная балалайка (дехч –пандр), позднее распространилась гармоника, на которой играют преимущественно девушки. Излюбленный танец – парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).






