Негативные последствия

Столь широкое распространение эстетики функционализма придало и всеобщий масштаб его недостаткам. Как справедливо заметил Р. Бофилл "Современной архитектуре угрожает копирование, бездумное копирование, которое удовлетворяется воспроизведением, часто довольно плохим, оригинальных произведений. Дешевое жильё, а также "коробки", воздвигнутые посреди пустырей, всего лишь плохо повторяют то, что талантливо превозглашал Корбюзье". Регламентация функционального зонирования при восстановлении и строительстве новых городов приводила к обеднению городской среды, как в центральных, так и в периферийных /" спальных"/ районах, а в крупнейших городах - к их функциональному распаду. Кроме того, свободная застройка, присущая функционализму, приводила к неоправданному росту городских территорий. Ориентация на передовую строительную технику, обеспечивая экономический эффект, не всегда приводила к эстетически содержательной архитектуре, поскольку освоение художественного потенциала новой техники является длительным процессом и доступно не всем архитекторам.

Таким образом, присущая модернизму предельная, граничащая с аскетизмом, экономия выразительных средств, помноженная на диктуемые создававшейся домостроительной промышленностью ограничения, и отнесённая к колоссальному числу повторяющихся в застройке типовых объектов, нанесли качественный ущерб градостроительству и архитектуре рассматриваемого периода модернизма. Кроме того, свободная застройка жилых образований, при всех её гигиенических преимуществах разрушала привычные представления о городской среде, вызывая у новосёлов ностальгию по традиционному городскому пространству.

Эти обстоятельства заставили большинство столичных и крупных городов Европы к концу 70-х гг. отказаться от практики многоэтажной застройки, перейти к плотно-низкой /2- 4 этажа/ с элементами регулярной планировки, и одновременно проводить непрерывную и трудоёмкую работу по "очеловечиванию" ранее возведённых многоэтажных "бетонных джунглей" в целях сохранения их потребительской ценности.

Особенно широко эти работы проводятся в многоэтажных жилых комплексах Берлина и включают в себя усложнение первоначальных примитивных объёмно-планировочных композиций жилых зданий, введение разнообразных колористических решений застройки, введение новых деталей фасадов /входов, балконов и др./, развитие и перепрофилирование массовых общественных зданий, дополнительное озеленение и обводнение территорий селитьбы, насыщение пространства элементами малых форм и пластики.

Развитие второй волны функционализма на его родине, в Европе, сколь, не парадоксально это звучит, отчасти связано с влиянием архитектуры США 1940-1950-х гг

"Интернациональный стиль" в США

В период тоталитаризма и Второй мировой войны в США эмигрировали многие ведущие мастера функционализма /В. Гропиус, Мис ван дер Роэ, М. Брейер и др./, где они не только вели проектно-строительную деятельность, но и возглавили архитектурные школы Гарвардского /В. Гропиус/ и Йельского /Мис ван дер Роэ/ университетов. К концу 1940-х гг. в практику проектирования и строительства уже пришли их многочисленные ученики, что способствовало широкому распространению идей Современного движения. Первым крупнейшим объектом модернизма на американской почве стал комплекс ООН в Нью-Йорке, возведённый в 1947-1952 гг. /арх. У. Гаррисон, Ле Корбюзье, О. Нимейер, И. Гавличек, М. Новицкий и др./.

Согласно принципам модернизма комплекс ООН соответственно функции расчленён на три объёма - здания Секретариата, Генеральной ассамблеи и залов заседаний, лишённые внешнего декора. В ансамбле лидирует здание Секретариата - высотная прямоугольная призма со стеклянными продольными и глухими торцовыми фасадами. Архитектурная тема стеклянного фасада была впервые реализована Ле Корбюзье в 1930- е гг. в зданиях ночлежного дома Армии спасения в Париже и в здании Центросоюза в Москве. Однако идея стеклянного небоскрёба с светопрозрачными стенами по всему периметру наружных ограждений принадлежит другому крупнейшему мастеру Современного движения - Мису ван дер Роэ. Он разрабатывал её с 1919 г., представлял в конкурсных проектах, но реализовал лишь спустя десятилетия в США. Сначала в комплексе из двух стеклянных башенных высотных жилых домов на Лейк Шор Драйв в Чикаго /1951 г./. Согласно принципам модернизма каркас здания в нижнем ярусе обнажен, и здания имеют плоскую крышу. В этом комплексе Мис ван дер Роэ реализует два своих основных творческих постулата: минимум средств и универсальность объёмно-планировочного решения. Первый постулат - в композиции "только кожа и кости" - в чикагском комплексе реализован полностью применением стального каркаса /" кости "/ и стеклянных витражных наружных стен /" кожа"/. Дома имеют лапидарную форму прямоугольных призм. Благодаря присущей несущей каркасной системе планировочной гибкости Мис ван дер Роэ реализует в этих домах и постулат универсальности. В нижних этажах размещает мелкие дешевые квартиры /16 квартир на этаже - 12 - однокомнатных и 4 - двухкомнатных/, на средних - по 8 трехкомнатных, и на верхних - по 6 четырех комнатных. В то же время оба эти постулата не очень совпадают с подлинными функциональными запросами архитектуры жилища: сплошные стеклянные стены не отвечают интимности частной жизни, а геометрический лаконизм объёмной формы здания потребовал отказа от столь присущих жилищу элементов, как балконы, лоджии, эркеры и пр. Вся поверхность фасадов расчерчена прямоугольной сеткой каркаса и обвязок витражей, что дало основание ведущему американскому историку архитектуры Л.Мумфорду назвать комплекс Лейк Шор Драйв Апартментс - "каталожными ящиками для людей".

Более успешным и соответствующим функции оказалось применение тех же постулатов Мисом ван дер Роэ /в соавторстве с Ф. Джонсоном/ в композиции высотного офиса фирмы Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке /1958 г/. В отличие от модернизма 1920-х гг., который теоретически культивировал новые конструктивные формы, а практически их имитировал, выполняя из традиционных материалов, американский модернизм 1950-х опирался на высокоразвитую строительную индустрию. Высокие качества новых материалов и изделий, применяемых в этих объектах, отчасти искупали элементарность общего композиционного решения. Так, например, колористическое богатство фасадов здания фирмы Сигрэм достигнуто применением бронзированного металла фахверка и тонированного стекла наружных стен.

Архитектурная тема высотной стеклянной башни /офиса или отеля/ была активно подхвачена архитекторами и заказчиками и очень быстро распространилась по всему миру - от Лондона до Токио. Сегодня такие стеклянные башни присутствуют в деловых центрах всех крупнейших городов. С образом такой стеклянной башни связано возникновение термина "интернациональный стиль" применительно к функционализму 1950-х гг. С этим же образом связана наивысшая фаза коммерческого успеха данного этапа развития модернизма.

Принципы универсальности и "кожи и костей" Мис ван дер Роэ и его последователи применяли и не только для офисов и многоэтажных домов, но и для сооружений различного назначения. Анализируя присущую современности быструю динамику функций, при которой "моральный износ" планировочных решений происходит существенно быстрее, чем физический износ конструкций зданий, Мис ван дар Роэ пришёл к выводу, что "единственная функция, сохраняющаяся с известной устойчивостью в уникальных сооружениях, это функция изменяемости их назначения в течение всего срока их существования". Соответственно в ряде разнообразных проектов он применяет единую архитектурно-конструктивную систему, гарантирующую универсальность и свободу многократной перепланировки здания в течение всего срока его физического существования. Это система с наружным расположением всех несущих конструкций при полностью свободных от них внутренних пространствах здания. В зависимости от габаритов и величин пролётов зданий Мис ван дер Роэ применяет разные варианты несущих конструкций. В здании архитектурного факультета /Кроун-холл/ Массачузетского технологического института /1955 г/ это поперечные стальные рамы, к которым подвешена плита перекрытия, а к её внешнему контуру в свою очередь подвешен каркас витража наружных стеклянных стен; в проекте театра для Мангейма - /1953 г/ в связи с большой шириной корпуса театра ригели поперечных обнимающих рам - сквозные/ стальные фермы/; в здании Новой национальной галереи в Берлине /1962-1968 гг./ стальные колонны вынесены за грань наружного витража и на них через стальные шаровые шарниры опёрта стальная структура /плита с перекрёстными рёбрами/ с четырёхсторонними консолями.

Все эти стеклянные параллелепипеды автор обычно устанавливает на высокий стилобат /цокольный этаж/, устройство которого необходимо не столь композиционно, сколь функционально. Единое универсальное пространство стеклянной призмы мало приспособлено для конкретных функций различных учреждений. Так, например, в Кроун-холле учебные помещения факультета дизайна размещены в цокольном пространстве, а наземный объём используется преимущественно в качестве проектного зала архитектурного факультета /с легкими выгородками для отдельных учебных групп и выставочного пространства/.

В Новой наниональной галерее в Берлине её основная постоянная экспозиция размещена в цокольном этаже, а универсальное пространство используется только для временных выставок.

Наглядной иллюстрацией метода универсального пространства стал собственный дом арх. Ф. Джонсона /ученика и соавтора многих работ Миса ван дер Роэ/ в Нью-Канаане /1949 г/. Ф. Джонсон запроектировал свой дом в виде одноэтажного каркасного стеклянного "аквариума", который лишён подиума и кажется установленным непосредственно на газоне, что способствует более тесному слиянию интерьера дома с окружающим пространством. В полностью прозрачном параллелепипеде дома есть только небольшое внутреннее ядро с глухими стенами, в котором размещены санитарные помещения. В этом объекте контраст принципа универсальности и принципа интимности жилища доведён до предела.

К наиболее значительным произведениям американского модернизма середины века относится комплекс сооружений компании Дженерал Моторс" в Детройте, построенный в 1951-1955 гг. по проекту Ээро Сааринена. Известный французский теоретик архитектуры Мишель Рагон назвал этот комплекс "промышленным Версалем" и отметил, что "исключительная красота и пластичность этого сооружения так поражает художников, как техническое совершенство поражает инженеров". В комплекс "Дженерал Моторс" входят 25 сооружений, размещённых на территории в 150 га. Э. Сааринен разместил эти сооружения вокруг искуственного прямоугольного озера с зеркалом воды в 9 га. Ансамбль организован протяжёнными прямоугольными корпусами зданий административно-лабораторного назначения, решённых в эстетике Миса ван дер Роэ, - наружный стальной каркас, обнажённый в нижнем ярусе, витражные наружные стены, плоская крыша, контрастирующими с идеальной полусферической формой стального купола покрытия выставочного зала /диаметр купола - 56,7 м./. Вертикальной доминантой ансамбля служит 40-метровая водонапорная башня, три опорных колонны которой и каплевидный резервуар выполнены из нержавеющей стали. В ансамбль комплекса включены фонтаны и стальная скульптура работы Певзнера.

Вкладом американской ветви модернизма стало активное освоение открытых металлических конструкций в композициях фасадов и интерьеров в то время как европейские мастера осваивали формообразующие возможности железобетона.

Угасание интереса к "интернациональному стилю" американского модернизма в мире произошло столь же стремительно, как и его успех: сказывалось влияние элементарности объёмных форм при невозможности привлечения столь же великолепных материалов, как на объектах Миса ван дер Роэ, Ф. Джонсона или Э. Сааринена.

Но и в США успех второй волны модернизма не был особенно длительным. Постепенно уже в конце 1950-х гг. он начал вытесняться неоклассицизмом и структурализмом. Но особенно резкой критике он начал подвергаться к концу 1960-х гг., когда из жизни ушли его выдающиеся мастера и основоположники. Основные обвинения предъявлялись градостроительному принципу "чистого листа"/tabula rasa/ - отказу от учёта в проектировании сложившегося контекста застройки, а также от исторического наследия.

Условной датой "конца модернистской утопии" принято считать 15 июля 1972 г. - день уничтожения взрывом жилого комплекса для бедных в Сан-Луисе. Этот комплекс был возведён в 1951 г. по проекту выдающегося американского архитектора М. Ямасаки по всем канонам /функциональным и эстетическим/ модернизма. Комплекс содержал благоустроенные квартиры, в которые были переселены жители местных трущёб.

Однако непреодолённые социальные конфликты и нарастающая криминализация среди населения комплекса толкнули администрацию штата на радикальное решение проблемы - уничтожение комплекса. Таким образом потерпела крах жизнестроительная утопия прогрессивных архитекторов начала ХХ века - ликвидировать социальную дисгармонию в обществе архитектурными средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: