Формирование Постмодернизма

Постмодернизм представляет собой широкое общественное течение, распространившееся в различных областях культуры, - философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.

Мировоззренческой базой постмодернизма стало глубокое разочарование в идеологии исторического прогресса, сформулированной французскими просветителями XVIII в. и основанной на идее рационального переустройства общества и человека. Философы постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида) утверждают, что обещанное просветителями ХVIII в. осуществление общественной утопии обернулось кошмарами революций и тоталитаризма потому, что ориентировало человечество и личность на незыблемую иерархию ценностей, на некий духовный центр, нравственный абсолют. Философия постмодернизма исходит из установки, что именно ориентация на абсолют постоянно воспроизводит тоталитарные структуры и тоталитарное сознание.

Альтернативой ему может быть только плюрализм. В связи с этим постмодернизм трактуется в общем, виде как плюрализм и ориентация на фрагмент вместо целого. Естественно, что в каждом из искусств постмодернизм ориентирован на средства выражения, присущие данному виду искусства.

В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров. Объединившей их базой стало резкое отрицание Современного движения в качестве художественной системы, и в качестве творческой идеологии, претендующей на жизнестроительную общественно - преобразующую роль архитектуры.

Наиболее жёсткой критике постмодернисты подвергли такие основополагающие принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.

При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища, в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён "осреднённым жителем", потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учёл в типовом проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.

Такой подход не учитывал объективную психологическую потребность человека в разнообразии внешних впечатлений и неизбежно порождал эстетически и эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной характеристикой которой стала угнетающая монотонность.

Зарождение постмодернизма именно в архитектуре США произошло не случайно. В отличии от европейского зодчества архитектура США не знала 10-20-летнего "антракта историзма". Наоборот, благодаря эмиграции в США в годы тоталиризма основателей и ведущих мастеров модернизма его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея - "интернационального стиля" в 1950-е гг. Естественно, что в Америке накопилась и наибольшая "эмоциональная усталость" от искусства модернизма, приведшая (временно) к его "эмоциональной девальвации". Поэтому протест здесь стал особенно резким, способствуя формированию идеологии, а затем и практики архитектурного постмодернизма - единственного из значительных направлений зодчества ХХ в., зародившегося не в Европе

Принцип "декорированного сарая"

Впервые общая отрицательная оценка архитектуры модернизма и обоснование новой концепции развития зодчества после модернизма была представлена в монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Р. Вентури в 1966 г. "Сложность и противоречия в архитектуре". Некоторые искусствоведы сравнивают общественный и профессиональный эффект этой публикации с успехом, выпавшим в 1923 г. на книгу Ле Корбюзье "Об архитектуре".

Для Р. Вентури архитектура не только корбюзианская "машина для жилья", но и средство духовной коммуникации. Ему "нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на всё богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству". В своей архитектурной практике он поэтизирует обыденность, придавая ей многозначность, сколь скромным не был бы проектируемый объект. В этих случаях он исходит из принципа "декорированного сарая": на объём здания, имеющего чисто функционально-конструктивную основу, он даёт "декоративные накладки" любого архитектурного стиля. При этом он прибегает к парадоксам, как средству обострения эмоционального восприятия: нарочитым нарушениям пропорций, расположения или дерзким сочетаниям канонизированных исторических архитектурных форм.

Соответственно основные принципы архитектуры постмодернизма сформировались, как антитеза модернизму.

В градостроительстве постмодернизм исповедует отказ от свободной и отдаёт предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе застройки, а также тщательному, учёту особенностей существующей конкретной городской среды ("контекста").

В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение (зачастую эклектическое) исторических архитектурных систем и декора всех видов (декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и пр.), обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш. Соответственно возрождаемым историческим формам восстанавливаются принципы исторического построения композиции - симметрия, пропорциональность, перспектива.

Архитектурная разработка поверхности стен диаметрально противоположна у мастеров функционализма и постмодерна. У первых, например, стена многоэтажного дома с проёмами членится по высоте совершенно одинаково и завершается парапетом плоской крыши, а торцевая стена (обычно глухая) - хранит девственную чистоту и однородность фактуры. У вторых - разнообразие форм и размеров проёмов не только по протяжённости, но и по высоте стены, завершаемой обычно разнообразными (треугольными, лучковыми, трапециевидными) фронтонами или щипцами. Очень разнообразна разработка поверхности глухих участков стен, на которых сочетают различные фактуры, цвет, рельеф и пр.

В трудах теоретиков и практиков постмодернизма (Р. Вентури, М. Кюло, Л. Крие, А. Росси, А. Грюмбако) сформулированы его следующие постулаты:
- "подражания" историческим памятникам и "образцам";
- "ссылки" на широко известный памятник архитектуры в общей композиции или ее деталях;
- работа в "стилях" (историко-архитектурных);
- "обратной археологии" - приведение нового объекта в соответствии со старой строительной техникой;
- "повседневности реализма и античности", осуществляемой путём известного "принижения" или упрощения применяемых классических форм.

Ориентация на эти постулаты способствовала углублению архитектурного образования и мастерства (изучение архитектурного наследия, совершенствование архитектурной графики и пр.).

Одной их наиболее привлекательных черт, постмодернизма стал отход от образа потребителя как "усреднённого горожанина", который покорно, бессловесно и благодарно принимает научно изготовленную, дозированную и гигиеническую "архитектурную пищу", а его привлечение к заинтересованному вниманию, а иногда и к сотворчеству.

Программная для постмодернизма перестановка акцентов с функциональных, социальных и технических проблем архитектурного проектирования на эстетические очень ярко сформулирована Ф. Джонсоном: "мне не нравится вся эта шумиха насчёт экономии энергии, эта усиливающаяся тенденция рассматривать экономию энергии, как главное условие конструирования, как, например, в домах с встроенными коллекторами солнечной энергии. По-моему, это предлог для того, что бы уйти от художественных форм. То же самое с машинной архитектурой: нажать кнопку и заставить компьютер создавать архитектурные проекты - это нас не спасает. Всё это, конечно, нужно. Совершенно очевидно, что мы должны разумно расходовать энергию - но всё это далеко от архитектуры".

Характерно, что терпимость к эклектичному смешению стилевых форм стала типичной в последующей эволюции постмодерна







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: