XIX- начало XX вв. Обскурация

VIII – век. Толчок.

На рунических памятниках и в трудах арабских историков впервые фиксируется этноним – кипчак, что знаменует собой начало нового народа. Необходимо иметь в виду, что термин “кипчак” достаточно условен, и в дальнейшем этот народ был известен под разными именами: шары, куманы, половцы, куны, ногайцы, татары, узбеки, казахи (см. статью “Этнический возраст казахов”). Некоторые из этих имен впоследствии перешли на современные народы, и поэтому автор считает необходимым в этой статье использовать термин кипчак, что облегчает понимание целостности истории этого народа.

Сам Л.Гумилев считал кипчаков древним народом – потомками европеоидных динлинов. Также он полагал, что именно в силу внешности кипчаки были в русских летописях прозваны половцами, т. е. светлыми, цвета “спелой соломы”. Но согласиться с Л.Гумилевым мешают данные советской археологии, которые, хотя и говорят о наличии европеоидного компонента среди кипчаков, но указывают, что в массе своей они были все-таки монголоидами. Европеоидным народом были предшественники кипчаков – печенеги, но, как известно, они никаких кличек, связанных с расовым обликом, от русских летописцев не получали. Потому больше доверия вызывает версия, предложенная С.Кляшторным, что название “половцы” было буквальным русским переводом тюркского слова “шары” (“сары”) - одного из самоназваний кипчаков.

IX-XI – вв. Подъем.

Кипчаки, первоначально входившие в Кимакский каганат, обретают самостоятельность и довольно быстро покоряют всю западную часть Великой степи до Сырдарьи на юге и до Дуная на Западе. Несмотря на свою относительную малочисленность, кипчаки становятся грозной силой, которую признают и с которой стремятся договориться земледельческие государства. Традиционная историография многих зарубежных стран до сих пор с предубеждением относится к роли кипчаков в истории, по привычке считая их варварами, способными лишь на грабежи и убийства. Современные российские историки просто с упоением цитируют древние летописи, которые описывают половцев исключительно черными красками. При этом в расчет не берется тот факт, что авторами этих летописей были православные монахи, и это обстоятельство, естественно, отражалось в их идеологической настроенности. Не случайно летописцы так почтительно относятся к половецким ханам, перешедшим в православие, именуя их по имени-отчеству: Юрий Кончакович, Данила Кобякович, хотя их отцов называли не иначе как “погаными кощеями” и “шелудивыми псами”. А русские князья сами еще были во многом язычниками и придавали не очень большое значение религиозным пристрастиям своих верных союзников. Потому половецких принцесс в княжеских теремах было больше, чем остальных иностранок вместе взятых. И если нам известно, каким влиянием обладала в ортодоксально-мусульманском Хорезме мать шаха Мухаммеда степнячка Тюркан-хатун, то наверняка значительную роль половчанки играли и в более либеральном древнерусском обществе. Не стоит забывать и о том, что именно кипчаки помогли грузинам отбить нападение сельджуков, избавили Византию от печенежской угрозы и защищали Русь при вторжениях венгров и поляков.

XII-XIII вв. Перегрев.

В Дешт-и Кипчаке начинается бесконечная междоусобная война. Число пассионариев увеличивается, и они начинают мешать друг другу. В научных и художественных произведениях по истории Руси половцы зачастую изображаются как организованная и монолитная масса, но это не всегда соответствует истине, поскольку внутренних распрей среди кипчаков было не меньше (если не больше), чем среди русских. Именно поэтому многие кипчаки, теснимые своими сородичами, бегут из родных степей в Хорезм, на Кавказ, на Русь и в другие страны, становясь мамелюками, гулямами и берендеями. Вследствие подобного положения дел кипчаки достаточно легко были побеждены монголами. Гаир-хан, Котян-хан, Бачман-батыр сражались с пришельцами отважно, но организованного сопротивления оказать не смогли. Монгольское завоевание, как это часто бывало в истории после завоеваний, повлекло за собой возникновение единого государства. Появляется Кипчакская (средневековые историки сочли необходимым отметить, что число переселившихся в Дешт-и Кипчак монголов не превышало нескольких тысяч, и они просто растворились в кипчакской среде) империя или так называемая Золотая Орда, которая становится одной из тогдашних сверхдержав. Кипчакский язык приобретает международный статус и, например, в “Повести о хождении за три моря” он используется так же естественно, как в романе “Война и мир” используется французский язык.

XIV-XV вв. Надлом.

Вследствие внутренних междоусобиц и мощных ударов извне степная империя распадается на множество улусов, среди которых появляется Ногайская Орда, Сибирское ханство, Узбекское ханство, Казахское ханство (см. статью “К вопросу об основании Казахского ханства”). Эти кипчакские государства еще достаточно сильны, хотя в мировом рейтинге конкурентоспособности скатываются уже во второй эшелон.

XVI-XVIII вв. Инерция.

Кипчакские государства переходят к обороне и гибнут одно за другим. Казахское ханство держится дольше других, но его история – это история заката. Если все начинается с таких действительно могущественных царей, как Урус-хан или Касым-хан, то заканчивается вся суверенная история на Аблай-хане и Абулхаир-хане, которые больше походили на атаманов разбойничьих шаек, нежели на глав государств. Вместе с тем, как это и характерно, по Л.Гумилеву, для инерционной фазы этногенеза, приходит время кипчакской “эпохи возрождения”, выразившейся в расцвете поэзии жырау. В XVIII в. казахские ханы, понимая абсолютную бесперспективность дальнейшего самостоятельного существования, добровольно входят в состав Российской империи.

XIX- начало XX вв. Обскурация.

Всякий, кто подробно изучал историю Казахстана XIX века, знает, что для характеристики этого времени термин “обскурация” подходит как нельзя лучше. Российские чиновники едва не сходили с ума в попытках обуздать барымту и установить порядок в степи. Доносами и кляузами кипчаков друг на друга до сих пор набиты многие российские архивы. Подлинно глубокая и красивая поэзия жырау сменяется примитивным рифмоплетством акынов. Кипчаки зачастую сами убивают последних пассионариев, а “Алаш-Орда” - подлинный цвет нации – получает мизерную поддержку среди народа. Заканчивается это все неизбежной трагедией. Остатки кипчаков гибнут в период коллективизации…

Такой в общих чертах является история кипчакского, или староказахского, народа, если кому-то так больше нравится. Современный же казахский этнос является совершенно новой этнической системой – ребенком в сравнении с другими народами, а не зрелым мужчиной, как предполагал Гумилев, и не дряхлым старцем, как думает В.Ермолаев. Именно поэтому у этого этноса еще нет собственной культурной традиции, и он вынужден заимствовать что-то у предков, что-то у соседних народов. Конечно, юный возраст не гарантирует долгой жизни, ведь существование этноса, как и человека, может прерваться в любой момент.

Возможно, кто-то принципиально возразит против использования идей Л.Гумилева в изучении истории, кто-то, может быть, будет недоволен недостаточно буквальным следованием теории. Не хочется спорить ни с теми, ни с другими, поскольку ясно, что игнорировать Л.Гумилева нельзя, так же как и делать из него икону.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: