Что нужно сделать, чтобы узнать?

Технология индивидуализации

Обучения и развития

«План-дело-анализ»

Конспект познавательной деятельности «Сюрприз для мамы» в подготовительной группе

Тема недели «Моя семья»

 

Составила: воспитатель

Подготовительной группы «Радуга»

МБДОУ детского сада № 74

Разаренова Ирина Владимировна

 

Содержание и формы работы в структуре группового сбора:

 

1. Начало группового сбора .(1 мин.)

· Привлечение внимания детей «Мелодия Поля Мориа»

· Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

 

 

Реализуемая детьми компетенция:

· Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;

· Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).

 

2. Приветствие .(1-2 мин.)

Вопросы к детям:

· Все ли нашли для себя местечко?

· Все ли удобно устроились?

· Какое у вас сегодня настроение?

· Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?

· Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

Реализуемая детьми компетенция:

· Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

 

3. Пальчиковая Игра «Это кто у нас?» (1-2 мин.)

Реализуемая детьми компетенция:

· Право на участие (неучастие) в общем деле;

· Право предложить и организовать свою игру.

 

4. Обмен новостями. (3мин.)

Вопросы к детям:

· Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?

· Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? ( Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано.)

(Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей. Не делает различий между хорошими и плохими новостями. Новость-это свершившийся факт, который изменить нельзя.

Реализуемая детьми компетенция:

· Право быть услышанным;

· Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.

 

5. Планирование. Выбор темы. (2-3 мин.)

Речь воспитателя:

· Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. В нашей семье скоро праздник. У моей мамы скоро день рождения. А я не знаю -чем ее порадовать… Думаю, без вашей помощи мне сегодня не обойтись…..

· Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Моя семья»:

· Давайте ВСПОМНИМ, что мы знаем о семье? Что это такое?

· Кто стоит на страже семьи? Охраняет ее интересы? Является добытчиком? (папа)

· Кто дарит нам любовь и тепло? Кто пожалеет и накормит вкусно? Кого называют «хранительницей очага»? (мама)

· Что нужно делать всем членам семьи, чтобы мама всегда была здорова и счастлива? (ответы детей: дарить любовь, помогать, не огорчать…)

(Все высказывания детей были записаны печатными буквами младшим воспитателем в первую графу таблицы «Что мы знаем?».В скобочках записывается имя ребенка, высказавшего свое мнение)

Что мы знаем?

«Семья-это родители и Я» (Сережа)

«Семья- это 7-Я» (Максим)

«В семье нам тепло и комфортно». (Алиса)

И т.д.

· Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме?

(Вопросы детей также записываются ассистентом (мл.воспитателем)).

Что мы хотим узнать?

 

«Бабушка и дедушка –это тоже семья?» (Феган)

«Все ли люди на земле имеют семью?» (Кирилл)

«А животные тоже живут в семье?» (Матвей О.)

 

Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.

· Как ты думаешь, можно ли узнать ответ на твой вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?

· Как вы думаете, где ещё вы можете найти ответы на свои вопросы?

То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, в течение дня, посмотрев фильм; поиграв в с/р игру «Семья» (например, ответ на последний вопрос).

(Ответы воспитанников аналогично записываются).

Что нужно сделать, чтобы узнать?

«Спросить у родителей» ()

«Попросить рассказать воспитателя» ()

«Посмотреть в энциклопедии» ()

«Посмотреть в телевизоре какую-то программу, где про автобусы» ()

«Найти в интернете, у меня мама всегда там смотрит». ()

Реализуемая детьми компетенция:

· Право и возможность участвовать в выборе темы дня;

· Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющем деятельность для всей группы;

· Право и возможность проявлять избирательность в интересах.

(Заполненный бланк «Модель трёх вопросов» вывешивается в приёмной с целью непосредственного включения родителей в образовательную работу группы по теме «Моя семья»).

 

6. Планирование действий на текущий день. (4-5 мин.)

· Вспоминаем рассказ З. Воскресенской «Секрет»

· Ситуация(фантазируем и представляем, что мы одна семья, и у нашей мамы день рождения)

· «Мозговой штурм» (эксперты(2-3 человека, выбранные экспертами за активное участие в беседе. Отмечаются значками) и дети, выдвигающие свои предложения)

· Выбор экспертами наиболее приемлемых видов поздравлений, которые мы можем изготовить в группе)

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сядь.

· Презентация центров активности.

- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества (искусства) я приготовила для вас картинки для вырезывания на тему «Моя семья», шаблоны для рисования, цветные карандаши, а главное алгоритм работы для создания коллажа в подарок маме.

В этом же центре можно слепить и украсить праздничный торт для мамы.(соленное тесто, изготовленное заранее, либо пластилин на усмотрение педагога).

В центре книги вас ждут энциклопедии для мальчиков и девочек, новые книги с рассказами, картинки с изображением мам, и их профессий. Мы можем посмотреть, прочитать и рассказать своим родителям и друзьям.

Также вас ждут центры игры, конструирования (замок для мамы).

В центре экспериментирования (шары, мешок, доска, лента)-для изготовления матраса.

В Центре логопедическом- буквенные конструкторы, буквы в различных исполнениях(бумажные, игрушечные)- для составления предложения для мамочки.

В этом центре наборы творческие с бусинами (для изготовления бус для мамы).

В Театральном центе- ребята могут проиграть маленькую сценку пародию про маму.

Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет сегодня.(Дети определяются с выбором центра и на планшет, на котором изображены центры, вешают брелочки с выбором центров).

(Всё это позволит каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности).

 

Реализуемые детьми компетенции:

· Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.

 

7. Проговаривание плана. (1-2 мин.)

· Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу?Что будешь делать потом?»);

· Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);

· Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).

Реализуемые детьми компетенции:

· Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;

· Право принять (или не принять) помощь взрослого

· Право обращения к различным источникам знаний или опыта.

 

8. Реализация плана.

Речь воспитателя:

· - Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов.

· Реализуемая детьми компетенция:

· Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;

· Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;

· Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);

· Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;

· Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;

· Право переключиться на другой вид деятельности;

· Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.

 

 

9. Анализ деятельности.

 

За 10-15минут до окончания работы раздается сигнал (наш девиз «Радуга»), дети наводят порядок в центрах и собираются на месте группового сбора. Если у каждой группы уже работа закончена- то работа презентуется всем детям и гостям, если работа не закончена- предлагаем закончить позже, в течение дня.

С помощью атрибута (сердечко)- каждая рабочая группа подводит итог своей деятельности. При подведении итогов- говорит только тот ребенок- у которого в руках атрибут-сердечко.

 

Вопросы детям:

· Кто хочет рассказать о своей работе?

· Какие трудности ты встретил(а)?

· Что тебе удалось сделать сегодня?

· Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?

· Как ты предполагаешь завершить работу?

· Какие материалы можно ещё использовать?

· Планируешь ли ты продолжить начатую работу?

· Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?

Реализуемая детьми компетенция:

· Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;

· Право самостоятельно оценить достигнутый результат;

· Право оценить успешность сотрудничества;

· Право определения применения полученного результата.

 

 

Принципы работы:

Принцип открытости:

Ребёнок имеет право:

· Участвовать или не участвовать в общем деле;

· Представить или не представлять результаты своего дела;

· Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.

Принцип диалогичности:

· Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;

· Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.

 

Принцип рефлексивности:

· Развитие детской инициативы и творческих способностей;

· Осознание ребёнком своих действий;

· Самооценка результата;

· Саморегуляция поведения.

 

Используемая литература:

 

1. Утро радостных встреч: [метод.пособие]/ Лидия Свирская.- М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.- 240 с.

2. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Л.В.Свирская.- М.: Обруч, 2011.- 240 с.

3. Шаблон конспекта в интернет-ресурсах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: