Концептуальный подход к государственному регулированию городского пассажирского транспорта общественного транспорта

Государственная поддержка логистической системы пассажирского общественного транспорта

Нормативно-правовое обеспечение пассажирской системы общественного транспорта в регионе

Одним из основных условий успешного функционированияРЛСОТ является формирование целостной системы ее государственногорегулирования. Такая система должна иметь следующие характеристики:

1) единство и непротиворечивость исходных принципов синтезируемойРЛСОТ всей совокупности законов и подзаконных актов;

2) возможность в ходе реструктуризации системы общественноготранспорта внесения кардинальных изменений в совокупность региональныхзаконоположений, в прошлом создававшихся в разныесроки и разными коллективами разработчиков с нарушением требованийпреемственности и внутренней непротиворечивости развитияобщественного транспорта, функционирующего на территории региона;

3) минимум изменений в «базисной» (нормативно-технологической)части (документах, уже принятых региональными правительствамии правительством РФ) и максимум - в «надстроечной» (законодательной)части;

4) наиболее полный учет специфических особенностей и условий,в которых функционирует общественный транспорт в конкретном регионе;

5) преодоление расхождений между действующими нормативнымидокументами Правительства РФ и отраслевыми нормативными актами,с одной стороны, и намечаемыми новыми законоположениямисинтезируемой РЛСОТ - с другой. Преодоление такой несогласованности предполагает:

· нахождениенормативно-правовыхрешенийнарегиональномуровне, непротиворечащихфедеральнымзаконамфункционированияобщественноготранспорта;

· формированиенаучнообоснованныхпредложенийсубъектауправленияРЛСОТиместныхоргановвластиобизмененииотдельныхположенийфедеральныхзаконов;

6) согласованное с совершенствованием регионального транспортногозаконодательства изменение организационно-управленческойструктуры общественного транспорта и системы ее государственного регулирования.

На прочной право вой базе должны основываться предоставлениедотаций убыточным предприятиям общественного транспорта, несущимсоциальную нагрузку; решение эксплуатационных и хозяйственныхспоров пассажирских компаний независимо от формы ихсобственности в органах государственного арбитража; обеспечениебезопасности перевозки пассажиров, движения транспортныхсредств и защита окружающей среды в процессе функционированияобщественного транспорта.

Для создания надежного правового поля синтезируемой РЛСОТ необходимо внесение соответствующих изменений в весь пакет региональныхи федеральных законов и нормативных правовых актов,затрагивающих деятельность общественного транспорта.

Главным вопросом должно стать содержание базового закона обобщественном транспорте (с утверждением проекта в ГосударственнойДуме), отражающего концепцию регулирования и комплекс государственныхмер, обеспечивающих экономический рост и подъемуровня качества пассажирского обслуживания без потери управляемостимакрологистической системой со стороны государства (федеральныхи региональных органов власти).

Особую важность имеет разработка и законодательное утверждениекомплекса мер ответственности за нецелевое использованиебюджетных (федеральных и региональных) средств и нарушение законов о деятельности общественного транспорта, что требует внесенияизменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и комплекс нормативных актов уголовно-процессуального права.

Таким образом, синтез РЛСОТ предполагает нормативно-правовыеизменения не только на региональном, но и на федеральномуровне.

 

Концептуальный подход к государственному регулированию городского пассажирского транспорта общественного транспорта

Необходимость проектаФедерального закона «Об основах государственногорегулирования городского пассажирского общественноготранспорта» определяется тем, что:

· на территории Российской Федерации действуют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О лицензированииотдельных видов деятельности», «О безопасности дорожногодвижения», «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерацию) и др.;

• на стадии утверждения находится проект Устава автомобильноготранспорта РФ, регламентирующий взаимоотношения «транспорт- клиент», а также проект Федерального закона «О муниципальномзаказе»;

• должны быть разработаны и приняты документы второго уровня,например правила перевозок пассажиров и багажа, предоставленияуслуг и т.п.

Таким образом, при определении содержания и структуры возможнопроекта Федерального закона «Об основах государственногорегулирования городского пассажирского общественного транспорта)должен быть использован «остаточный» принцип.В действующих,находящихся на стадии утверждения или разрабатываемыхзаконодательных документах отсутствует ряд положений, касающихся, например, таких вопросов, как подцержка городского пассажирскогообщественного транспорта (ГПОТ), распределение полномочийи предметов ведения в области ГПОТ и др. Поэтому, как представляется, в законопроекте речь должна идти не только о принципах и задачах государственного регулирования, но и о поддержке:его нормы должны регламентировать полномочия, предметыведения и т.д.

Алгоритм подготовки первого варианта законопроекта долженбыть составлен с учетом четырех «Жизненных циклов», начальнымиз которых является концепция, и содержать следующиеэтапы:

• сбор и систематизацию материала по правовому регулированиюГПОТ;

• разработку поисковой системы по выполнению проекта федерального закона;

• формирование концепции и структуры проекта закона;

• определение возможностей различных уровней управления по«вертикали» (федеральный, региональный, местный) в вопросахорганизации ГПОТ, его финансирования, контроля, регулирования;

• определение содержания глав и статей законопроекта;

• подготовку первого варианта проект~ его обсуждение и доработку;

• получение заключения у специалистов и доработку законопроектав случае необходимости;

• определение нормативных правовых документов второго уровня(подзаконных актов) и т.д.

При разработке проекта следует учитывать следующие концептуальныеособенности:

• использование комплексного, системного подхода при формированииразделов и статей;

• социальная значимость («льготники») и финансовые возможности при распределении прав и обязанностей участников перевозочного процесса;

• разрозненность, взаимоисключение отдельных положений нормативныхправовых документов, а также их неадекватность реальнымусловиям функционирования ГПОТ;

• различие в возможностях обеспечения населения перевозкамиГПОТ в городах Российской Федерации («продвинутые» или снесовершенной системой транспортного обслуживания населенияи т.п.), наличие транспортных предприятий с различной основойобразования (ранее организованные, вновь образованные)и формой собственности;

• требования снижения государственных дотаций и создания условийдля повышения общественно значимого уровня транспортногообслуживания населения и эффективного использованияподвижного состава;

• экологические, экономические и требования безопасности перевозочногопроцесса ГПОТ.

Государственная поддержка как способ укрепления гарантий истимулирования развития ГПОТ должна осуществляться по различнымнаправлениям. Поэтому распределение предметов веденияорганов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местногосамоуправления должно выполняться именно по указанным направлениям функционирования ГПОТ в предлагаемом авторами законопроекте определяются общиепринципы регулирования (рис. 5.1) и основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного управления по обеспечению прав граждан на обслуживание ГПОТ; разграничиваютсяполномочия и предметы ведения органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области городскогопассажирского транспорта.

Законопроект следует разрабатывать в целях:

 

• создания нормативных правовых основ функционирования рынкауслуг городского пассажирского общественного транспорта и отношений между его участниками;

• создания условий для безопасного осуществления деятельностив области ГПОТ и контроля за их исполнением;

• содействия созданию и внедрению новых видов транспорта итранспортных систем ГПОТ, улучшающих экологию и качествопассажирских перевозок;

• нивелирования межрегиональных различий в уровне транспортногообслуживания населения.

 

 

 


Рис. 5.1. Основа государственного регулирования ГПОТ

В законопроекте должны быть определены функции в областиГПОТ по уровням управления, влияющие на регулирование взаимоотношений всех участников перевозочного процесса, основныеэлементы организации транспортного обслуживания населения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: