Современные системы управления на основе качества

1. Генезис концепции управления всеобщим качеством

2. Сущность и содержание TQM

3. Нормативно-методическое обеспечение системы качества

4. Внедрение TQM

 

1. Все современные предприятия работают в условиях сложной динамично изменяющейся внешней среды. К внешней среде относятся все силы и факторы, которые оказывает влияние на организацию. Их классифицируют по разным признакам, например, по признаку постоянства этих факторов. Простая стабильная среда – простая среда, когда факторов немного, но эти факторы меняются не очень резко и относительно устойчивые. Простая нестабильная среда – факторов не очень много, но они колеблются в разных направлениях. Сложная стабильная среда – много разных факторов, но они не резко колеблются. Сложная нестабильная среда – множество факторов, которые постоянно и резко изменяются.

Глобализация экономики – когда производство больше расширяется и переходит за национальные границы. Потребители становятся более «привередливыми». С другой стороны требования потребителей меняются, то есть производство должно быть гибким.

Качество в настоящее время становится всё более определяющим фактором в деятельности предприятия. Удовлетворение ожидаемых потребителей является основополагающим моментом в производстве. Для этого должна быть создана определённая система управления качеством.

В современной литературе выделяют ряд концепция менеджмента:

1) Система качества

2) Система менеджмента

3) Всеобщее управление качеством

4) Обеспечение качества

5) Управление качеством

6) Статистический контроль качества и так далее

То есть в ходе управления процессом изготовления качества продукции в истории развития производства применялись различные концепции системы качества.

 

2. TQM – сложная методология, содержащая свою философию, концепцию и инструментарий. Главная идея философия этой системы заключается в том, что предприятие должно одновременно работать сразу по 3 составляющим качества продукции:

1) Сама продукции (её технические характеристика)

2) Организация производства

3) Персонал

Согласно системы TQM качество определяется удовлетворённостью клиента. Основу TQM заложили американские учёные Шехарт и Деменг. Основная идея концепции Шехарта заключается в улучшении качества за счёт уменьшения изменчивости процесса. Шехарт впервые предложил ввести контроль качества на основе контрольных карт. Собирая статистический материал, он анализировал причины, которые обеспечивают качество, и ввёл понятие «цикл непрерывных технологических изменений» на основании статистического контроля качества. Цикл включает:

· Планирование

· Выполнение

· Контроль

· Действие

Деменг разработал программу, которая базируется на следующих принципах, которые позволяют правильно организовать производство по выпуску высококачественной продукции:

ü Постоянное совершенствование товаров и услуг

ü Применение новой философии, отказ от низкого качества во всём

ü Отказ от массового контроля

ü Отказ от партнёрских отношений, основанных только на цене, установление долгосрочных партнёрских отношений, ограничение количества поставщиков

ü Постоянное совершенствование системы производства и обслуживания

ü Использование на предприятии современного обучения

ü Внедрение современных методов руководства

ü Способствование тому, чтобы сотрудники высказывались открыто

ü Устранение барьеров между подразделениями предприятия

ü Отказ от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих

ü Отказ от количественных оценок работы

ü Поддержание чувства профессиональной гордости у сотрудников

ü Внедрение на предприятии системы образования и самосовершенствования сотрудников

ü Принятие любой работы полезной для реализации изменений

Деменг предложил «дом качества» или цикл Шехарта-Деменга. Решающим в качестве является человеческий фактор. Деменг предлагает рассматривать человеческий фактор как коллективную форму организации труда.

 

3. Всю документацию по системе TQM можно объединить в несколько групп:

1) Охватывает всё предприятие – «Политика предприятия в области качества». В этом документе приводится полный текст выработанной политики предприятия в области качества. В нём указываются основные текущие и перспективные задачи предприятия, связанные с качеством продукции. Иногда этот документ отражается в миссии предприятия, а также в краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов предприятия с включением элементов ноу-хау.

2) «Руководство (справочник) по качеству». В нём находят отражение принципы обеспечения качества, организационная структура управления качеством, порядок работы, взаимосвязи, существующие на предприятии, обязанности работников, компетенция работников. Этот документ относится к предприятию в целом. Разделы руководства: 1) Наименование, область применения; 2) Оглавление; 3) Вводная часть (об организации и о самом руководстве); 4) Политика в области качества; 5) Описание организации, ответственности и полномочий; 6) Определения «регламент», «уровень качества» (при необходимости); 7) Приложения

3) «Стандарты предприятия по компонентам системы качества». К ним относятся: методологические инструкции системы качества, программы качества, оперативные планы. Эти документы являются внутренними документами и относятся к конкретному отделу.

4) «Описание процессов»: рабочие инструкции, технологические карты, справочники системы качества. Эти документы относятся исключительно к рабочим местам.

5) «Типовые спецификации»: учётная документация по качеству, карты контроля качества, рабочие журналы и т. д.

 

4. Эта система должна быть адаптирована и полностью отвечать сложившимся требованиям на предприятии. Есть общая система правил, которые необходимо учитывать:

1) Внедрение TQM необходимо начинать с высших уровней управления организацией, то есть первые лица должны быть инициаторами этой системы.

2) Внедрение TQM требует активного участия всех сотрудников

3) Система TQM должна быть ориентирована на клиента и поэтому энергия всех сотрудников должна быть направлена на одну и ту же цель - удовлетворение потребностей клиентов

4) TQM опирается на работу в группах, т. е. вся работа по обеспечению качества работы может быть достигнута, если проект осуществлён коллегиально

5) Эта система требует обучения всех сотрудников, начиная от высшего звена и заканчивая рядовым работником

6) Система требует постоянного совершенствования

 

Сертификация

1. Понятие о сертификации. Основные положения сертификации продукции

2. Система сертификации

3. Порядок сертификации

4. Выбор схемы проведения сертификации

 

1. Сертификация продукции осуществляется в целях:

ü Обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья человека и для охраны окружающей среды

ü Подтверждения соответствия показателей качества заявленным изготовителем требований, заложенных определёнными нормативными документами

ü Создание условий для международной торговли для повышения конкурентоспособности продукции

ü Защита отечественного рынка от некачественной продукции

Сертификацию проводят органы по сертификации, которые прошли аккредитацию.

Сертификация считается основным способом доказательства соответствия продукции заявленным требованиям.

Применение знаков соответствия регламентируется определёнными правилами. 

 

2. Сертификация считается основным достоверным способом. Доказательство на соответствие проводится по определённой форме. В общем виде система сертификации включает 5 элементов:

Ø Центральный орган

Ø Правила и порядок проведения сертификации

Ø Нормативные документы

Ø Процедуры (схемы) сертификации

Ø Порядок инспекционного контроля

Центральный орган управляет этой системой сертификации, осуществляет надзор за её работой и деятельностью и при необходимости передаёт другим органам право сертификации. Правило и порядок проведение сертификации:

· Подача заявки и прилагаемые к ней материалы

· Анализ заявки на правильность заполнения

· Принятие решения по заявке

· Анализ документации на продукцию

· Идентификация продукции

· Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата

· Регистрация сертификата

· Инспекционный контроль

Каждая процедура сертификации продукции оформляется документально.

Нормативные документы:

ü Стандарты

ü Инструкции по качеству

ü Технологические справочники

ü Различного рода журналы и т. д.

Процедуры сертификации как элемент сертификации могут быть различными в зависимости от законодательства, касающегося стандартизации, типа производства, вида выпускаемой продукции.

Порядок инспекционного контроля:

o Создание комиссии

o Анализ протоколов испытаний сертифицированной продукции

o Подбор образцов и их испытание

Комиссия осуществляет контроль состояния производства. По результатам инспекционного контроля составляется документ и принимается решение: продлить сертификат или аннулировать его.

В Республике Беларусь действует национальная система сертификации, которая руководствуется законом о сертификации №439 от 5 сентября 1995 года с дополнениями и изменениями. Продукция, которая прошла сертификацию, отмечается сертификатом (знаком) соответствия. В национальной системе сертификация проводится в виде обязательной и добровольной. В настоящее время в Республике Беларусь делается упор на обязательную сертификацию. Изготовители или продавцы продукции, подлежащие обязательной сертификации, обязаны реализовывать продукцию только при наличии сертификата, обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных актов, указывать в сопроводительных документах сведения о сертификации. В номенклатуру показателей обязательно включаются показатели безопасности, если они установлены в нормативных документах на данную продукцию. Системы сертификации могут действовать на национальном, международном и региональном уровне.

 

3. Процесс сертификации начинается со сбора и подготовки изготовителя продукции необходимых документов на подачу заявки о проведении сертификации. В заявке указывается наименование предприятия, его юридический адрес, учётно-налоговый номер, телефон, факс, фамилия, имя, отчество генерального директора. Кроме того, в ней указывается наименование продукции, код по классификатору продукции, серийность выпуска продукции, товарно-сопроводительный документ и количество единиц продукции в партии. И в заявке также подтверждается, что продукция соответствует этим документам. В заявке отмечается вид сертификации (добровольный или обязательный). Вместе с заявкой подаются следующие материалы:

1) Для серийного производства – нормативные документы на продукцию, в некоторых случаях – удостоверение о государственной гигиенической регистрации

 

4. Система сертификации действует на международном, национальном и региональном уровне. На разных уровнях используются разные схемы сертификации. В Республике Беларусь применяется 8 схем:

1) Схема №2. При данной схеме проводится испытание образца продукции, и результаты испытаний распространяются на всю продукцию

2) Схема №3а. Проводится испытание образца и результаты распространяются на всю продукцию, проводится анализ состояния производства. По этой схеме при условии выдачи сертификата соответствия проводится инспекционный контроль сертифицированной продукции

3) Схема №5. Проводится испытание образца. При этой схеме должна быть сертифицирована система качества, проводится инспекционный контроль стабильности функционирования системы качества

4) Схема №6а. Образец не испытывают, а рассматривают заявление о соответствии продукции заявленным требованиям на основе прилагаемых документов.

5) Схема №7. Испытание партии, т. е. испытывается вся партия, инспекционный контроль и анализ не осуществляется

6) Схема №8. Испытание каждого изделия без последующих проверок

7) Схема №9. Согласно заявлению присваивается сертификат качества без последующего контроля.

8) Схема №9а. Рассматривается заявление с документами, испытание образцов, анализ производства

 




double arrow
Сейчас читают про: