Обучение детей с ГРДВ: рекомендации для педагогов

Как правило, ГРДВ оказывает влияние на один или несколько из следующих аспектов процесса школьного обучения:

· начало выполнения задания

· сохранение постоянства, направления усилий на продолжение выполнения задания

· доведение работы до завершения

· переход от одного задания к другому

· взаимодействие с другими учениками

· следование указаниям, инструкциям

· стабильность результатов выполнения работы на достаточном уровне, соответствующем возрасту

· планирование и организация выполнения многоэтапных заданий

При разработке коррекционных программ для учеников с ГРДВ необходимо точно определять, какие индивидуальные трудности характерны для каждого ученика. В противном случае воздействие может оказаться направленным на те аспекты, которые этого не требуют. Например, у одного ребенка с ГРДВ могут быть трудности с началом выполнения заданий, потому что ему недостаточно ясны указания и условия. Другой ученик может понимать все указания и условия, но забывает придерживаться каждого из них. У третьего отмечаются трудности с переходом от одного задания к другому, и в результате он «застревает» там, где заканчивается одно задание и начинается другое. В случае с первым ребенком вмешательство должно быть направлено на то, чтобы сделать указания более ясными и помочь ребенку понять их. Второй ребенок будет нуждаться в руководящем наблюдении и помощи, чтобы выполнить все инструкции. Третьему потребуется помощь при переходе от одной формы активности к другой.

Чем раньше начинается коррекционное вмешательство в процесс обучения, тем лучше для гиперактивного ученика. Эти мероприятия должны начинаться сразу же, как только станут очевидными трудности школьного обучения и не могут откладываться до того времени, когда ребенок попадет в число неуспевающих.

В начальной школе ГРДВ обычно вызывает такие проблемы:

· поведение, неуместное при выполнении школьных заданий

· незавершенность выполнения заданий или выпадение из процесса их выполнения

· неорганизованность, беспорядочность

· небрежность в работах и неаккуратный почерк

· невыполнение указаний и инструкций

· ошибки из-за неточности

· непоследовательность, нестабильность выполнения

· разрушительное поведение или склонность отвлекаться и «мечтать наяву»

· трудности взаимоотношений с окружающими

В средних и старших классах школы большинство из этих проблем сохраняется, но наряду с ними возникают дополнительные трудности. Они появляются потому, что подростки стремятся быть более независимыми и самостоятельными. В этот период возрастают требования к концентрации внимания, способностей к решению проблем и сложным рассуждениям. Совершенно очевидно, что при ГРДВ существуют препятствия к тому, чтобы соответствовать этим требованиям. Поэтому среди детей с ГРДВ редко встречаются школьники, которые легко справляются с обучением в средних, а тем более в старших классах.

Трудности логического мышления у детей и подростков с ГРДВ не имеют никакой связи с низкими интеллектуальными способностями. Напротив, они возникают вследствие проблем с концентрацией внимания, памятью и управляющими функциями. Типичные проблемы с памятью, связанные с ГРДВ, главным образом затрагивают:

· Рабочую память, которая позволяет ученику сохранять в уме одну проблему, пока он работает над другой;

· Воспроизведение (поиск и извлечение) – способность находить требуемую информацию, которая была усвоена ранее и сохранена в памяти.

 

Кроме того, для многих учеников с ГРДВ характерны трудности, связанные с:

· распределением времени

· определением приоритетов в работе

· пониманием прочитанного

· ведением записей

· освоением учебных навыков

· завершением выполнения многоэтапных заданий

 

С учетом характера школьных трудностей у ребенка с ГРДВ школьным педагогам необходимо внести соответствующие изменения в процесс их обучения (Таблица 1). С этой целью осуществляются адаптация учебного плана и инструкций для гиперактивного ребенка, с помощью специальных мер поощряются стабильность и постоянство поведения во время уроков, стимулируются развитие и совершенствование управляющих функций, внимания и памяти. Этих же рекомендаций следует придерживаться и родителям для улучшения результатов выполнения домашних заданий.

 

Таблица 1. Рекомендации, направленные на улучшение результатов школьного обучения детей с ГРДВ.

Адаптируйте учебный план и инструкции. Обеспечивайте гиперактивному ученику наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции. Придавайте инструкциям направляющий характер. Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности, тренируйте навыки организованности. Поменьше читайте нотаций. Планируйте уроки так, чтобы ученики могли активно в них участвовать и реагировать, в том числе вставать, перемещаться по классу, выходить к доске, двигаться на своих местах. Составляйте учебные планы так, чтобы уроки были интересными и содержательными, при этом обеспечьте различные возможности для поддержания активности на месте и движений. Используйте различные формы и приемы обучения. Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении. Применяйте компьютеры в процессе обучения, в том числе для того, чтобы давать ученикам задания инструкции. Спорьте, но не подавляйте. Варьируйте способы оценки успешности обучения в соответствии с учебным стилем ребенка и его сильными качествами.   Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий. Ставьте гиперактивного ребенка в пару с приятелем или одноклассником, который является образцовым учеником. Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью. Структурируйте задания. Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы. Самые сложные предметы должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ученика время. Используйте помощь со стороны старших школьников, студентов, практикантов и дополнительно привлеченных педагогов. Обеспечьте частые и регулярные перерывы в расписании. В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком. Привлекайте внимание детей к изменениям в расписании. Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка. Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах в школе. Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью одноклассников.   Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций. Для поддержания навыков планирования: Прививайте навыки ведения дневника, следите за регулярностью его заполнения. Научите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, приемам пользования специальных ежедневников или органайзеров, записи заданий, напоминаний, конспектов. Научите приемам освоения новых навыков и используйте эти приемы в различных школьных ситуациях. Для улучшения навыков организации: Выделите время в течение школьного дня для наведения порядка в столе (шкафу) и портфеле (рюкзаке) ученика. Выделите время ученикам для систематизации материалов и заданий для домашней работы. Ограничьте количество используемых тетрадей. Часто бывает лучше пользоваться одной или несколькими тетрадями со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы. Эти тетради или их разделы должны быть четко подписаны. Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, приведите в систему домашние обязанности. Проводите регулярные проверки самостоятельной работы и использования систем организации. Для улучшения последовательности: Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения. Обеспечьте возможности для самокоррекции. Допускайте опоздание с завершением работы. За частично выполненную работу давайте частичное поощрение. Для улучшения самоконтроля: Заранее готовьте ученика к переходу от одной деятельности к другой. Демонстрируйте правила. Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения. Четко обсудите результаты действий. Предоставьте ученикам время для снятия напряжения, стресса. Не запрещайте механическое рисование каракуль и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений. Используйте активность в качестве награды. Обеспечьте больше надзора.   Для улучшения внимания и поддержания его концентрации. При проблемах с началом выполнения заданий: Повторите указания. Улучшите структурирование задания. Используйте выделение или цветовую маркировку для указаний и других важных частей. Научите ученика навыком выделения ключевых слов. Суммируйте основную информацию. Делайте визуальные пометки. Обяжите класс начинать выполнение заданий вместе. При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий: Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания. Разделите большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов. Сократите все предлагаемые задания. Позвольте ученикам выбирать задания для выполнения. Ограничьте время объяснения теоретических материалов. Чаще обращайтесь к ученикам.   Приемы улучшения памяти. Повышение эффективности рабочей памяти: Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме. Запишите всю работу, которую предстоит сделать. Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания. Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами. Развивайте навыки составления заметок – разрешайте ученику для восполнения пропусков обратиться к школьному товарищу или воспользоваться заметками, составленными учителем. Перечислите все ключевые моменты задания на доске. Предоставьте написанные инструкции, конспекты, схемы и списки. Разрешайте ученикам пользоваться компьютером. Повышение эффективности поиска и извлечения из памяти: Обучайте учеников методикам запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники). Применяйте классификацию основных идей и деталей. Развивайте навыки организации и обработки информации. Для тренировки и испытания памяти периодически проводите викторины.

 

Таким образом, у учеников с ГРДВ могут наблюдаться трудности в любых из перечисленных сторон процесса обучения и в формировании академических навыков. Приемы управления поведением в школе и рекомендации, направленные на улучшение результатов школьного обучения детей с ГРДВ, являются важнейшим элементом среди всех методов коррекции ГРДВ. Они являются основным направлением коррекции, к которому имеют непосредственное отношение школьные педагоги, и многие учителя начинают применять такие приемы в своих классах даже до специального знакомства с литературой по проблеме ГРДВ. Но, кроме того, чрезвычайно важно, чтобы в разработке и осуществлении плана коррекционных мероприятий для гиперактивного ученика школьные педагоги тесно сотрудничали со специалистами: психологами и врачами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: