Основные направления философии XX века

 

Вступление

 

Философия ХХ века – это совокупность самых разнообразных интеллектуальных построений, теорий, парадигм и течений различных направлений. Общим для них является не только временные рамки и тот социально-политический фон, в условиях которого они возникают. Философия ХХ века во-многом зарождалась в недрах немецкой классической философии, вернее в ее критическом переосмыслении, порой даже в ее полном неприятии. Немецкая классическая философия, прежде всего универсальная система Гегеля, мало интересовалась прикладным значением истолкования истины и бытия. Современная философия сделала предметом своего интереса проблему человека в его уникальности, неповторимости, единичности: хаос и неосознанность личных переживаний, приспособление как способ быть счастливым в неприветливой Вселенной, социальное действие как метод преодоления жесткой необходимости. Сама методология исследования теряет рациональную структурированность и приобретает эссеитскую форму или становится набором рекомендаций, похожих на советы кандидату в элитный клуб; изложение и аргументация превращаются из дискурса в нарратив. И все-таки современная философия – это апология культуры; ценности культуры всегда были для нее высшими ценностями; поэтому поиски истины, добра, справедливости, свободы, несмотря на ретроспективность, обращены в будущее и посвящены счастью человека. Надежда и вера в могущество человека ведут ведут двже самых заядлых пессимистов к единой цели – познанию "богатства и глубины своей природы" (Гегель).

 

Марксизм

 

"Философы лишь различным образом объясняли мир. Задача же в том, чтобы его изменить". (К. Маркс "Тезисы о Фейербахе")

 

В ХХ веке большим влиянием, как в политике, так и в духовной сфере пользовалась философия марксизма. Классический марксизм был разработан немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 - 1883) в тесном сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820-1895)

Основные произведения: "Эконом. философские рукописи" (1844 г.), "Манифест коммунистической партии" (1848 г.), "Капитал" (I том – 1867 г.), "Анти-Дюринг" (1878).

Философия марксизма включает 2 части: диалектический и исторический материализм. Главной заслугой Маркса, по словам Ленина, было создание науки об обществе. Это стало возможным благодаря открытию экономических законов функционирования общества и признанию этих законов доминирующими: тезис о том, что "бытие определяет знанием" в применении к истории общества конкретизируется как принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и философией, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище (первичные потребности). В процессе производства материальных благ с целью удовлетворения первичных потребностей люди вступают в производственные отношения, не зависящие от их воли и сознания. Эти материальные отношения образуют экономическую структуру общества – базис, над которым надстраивается суперструктура – надстройка в виде политических, юридических, идеологических (духовных) отношений. Совокупность общественных отношений образует способ производства. Этот способ специфичен для каждой эпохи и характеризует каждую эпоху как общественно-экономическую формацию. Общественно-экономические формации (их 5) сменяют одна другую под воздействием изменений в экономических (материальных) и идеологических отношениях. Эти изменения подчиняются строгой необходимости, то есть основному закону развития общества, закону неравномерного развития или несоответствия между уровнем развития производительных сил и характером и уровнем производственных отношений.

Люди, вступающие в производственные отношения, которые существуют объективно, не в силах изменить их. Однако, пассивная роль человека в истории в силу специфической активности людей может быть изменена при условии познания людьми законов функционирования общества. Главной сущностью этих законов является их противоречивость, диалектичность. Историей движет противоречие: в сфере экономики в виде противоречия между производительными силами и производственными отношениями, в отношениях между людьми – в виде классовой борьбы. Таким образом классовая борьба – движущая сила развития общества. Она является следствием развития частной собственности и разделения общества на классы. Последней степенью развития общественно-экономических формаций является коммунизм. Он возник как результат победы пролетариата над буржуазией в результате победы пролетариата и уничтожения частной собственности.

Частная собственность основана на разделении труда, делает труд принудительным.

"Труд производит не только товар: он производит сам себя и рабочего как товар…". Этот факт выражает лишь следующее: "Предмет, производимый трудом, его продукт противостоит труду как некое чужое существо, как сила, независящая от производителя" (определение отчуждения).

Отчуждение становится главной характеристикой капиталистического общества и завершается отчуждением человека от его родовой сущности. Таким образом, как общественная экономическая формация, капитализм подготавливает смену самому себе, с помощью процессов монополизации и централизации средств производства, которые закономерно естественным образом развиваются на последней стадии капитализма. Эти процессы входят в противоречие с самой сутью частной собственности и облегчают переход от капитализма к социализму, т. е. позволяют сделать человечеству прыжок "из царства необходимости в царство свободы". Новый исторический этап наступит с неизбежностью и освободит труд, сделает человека свободным, вернув ему сущностные человеческие силы, заключающиеся в творческой активности, в накоплении каждым свободным членом человеческого общества духовных богатств и свободного обмена ими с другими людьми.

 

Неопозитивизм

 

Основные представители: Рассел, Витгенштейн, Карнап, Поппер, Венский кружок. На первый план в концепции позитивизма выходит проблема выработки эффективных методов различения (демаркации) научного и ненаучного знания. Витгенштейн задает такую модель понимания науки, которая основана на отождествлении логики и структуры всего научного знания, т. о. логика выступает как эталон науки. Научное знание, с его точки зрения, это совокупность высказываний, и почти любое высказывание можно свести к атомарным предложениям, которые являются описаниями состояний. Исключение составляют бессмысленные предложения типа "золотая гора существует", "круглый квадрат". Все осмысленные атомарные высказывания можно эмпирически проверить, а поскольку философские высказывания нельзя свести к эмпирически проверяемым, то они должны быть отнесены к псевдовысказываниям. Принцип "верификации", т. е. проверки эмпирическим путем атомарных высказываний приводит к тому, что философия лишается статуса науки и из всего многобразия философских дисциплин остается логика, которая выполняет роль метода логического анализа. Однако такое узкое понимание модели науки приводит к тому, что все общие предложения (законы естествознания) не обладают достоверностью, т. е. проверяемостью и лишаются статуса научности также как и философские. Полное проведение в жизнь этого принципа является гибельным для науки и возможным только в искусственном языке.

Таким образом, чтобы решить эту проблему, внутри неопозитивизма возникает идея реабилитации метафизики, которую пытается осуществить Карл Поппер. Он подвергает критике основные принципы определения научности знания, такие как непротиворечивость и подтверждаемость, и заменить принцип верификации на принцип фальсификации. Истина с точки зрения Поппера не есть нечто раз и навсегда данное, правильное и неизменяемое, истина - это цель, т. е. стремление к истине. Поппер пытается решить проблему демаркации научного знания с тем, чтобы оставить философию в лоне науки. Но так как он осознает, непостижимость истины и условность критериев ее подтверждения, то процесс получения нового знания оказывается постоянным отбразыванием ложного знания. Он также выдвигает новый критерий научности, в соответствии с которым "теория научна, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст". Чем больше класс потенциальных фальсификаторов, тем в большей степени теория фальсифисицируема, тем в большей степени она несет истинную информацию о мире. Теория марксизма принципиально нефальсифицируема (неопровержима), а значит, не научна, а теория Эйнштейна имеет огромный класс потенциальных фальсификаторов.

Философия, с точки зрения Поппера, – не наука, так как ее высказывания неопровержим, однако это не значит, что философия бессмысленна и бесполезна.

Задача философии заключается в определении направления движения, в определении идеологических установок и предпосылок научного мировоззрения, выполнения философией критической функции. Таким образом философия – это рациональная критическая деятельность, расчищающая путь к истине. Научная же рациональность – это не характеристика результатов, а направляющее начало научной деятельности.

 

Экзистенциализм

 

Основные представители: Жан Поль Сартр, Карл Ясперс, Хайдеггер, Камю, Бовуа, Марсель, Ортега-де-Гассет.

Сартр (1905 - 1980)

Основное произведение "Бытие и ничто" (1943 г.). Этическая концепция Сартра относится к числу деонтологии (этика долга). В ней Сартр противопоставляет долг склонности, при чем последнее рассматривается как нечто порочное по смыслу, что коренится в малодушии, капитуляции перед опасным и неприятным, действие же, выполняемое из чувства долга, является проявлением решимости и мужества. С точки зрения Сартра, мир представляет собой "универсальное не то" т. е. полное отсутствие чего-либо, соответсвующего человеческим ожиданиям об упорядоченности и цельности мира, о наличии в нем закономерностей. С его точки зрения, быть реальным – значит оказаться "случайным", и в крайней форме проявления случайности – оказаться абсурдным, т. е. мир не состоянии оказать влияние на человека, побуждать и определять его поступки. Только малодушие и страх перед личной ответственностью и риском приводит человека к выводу о детерминированности бытия и является "не столько теоретической концепцией, сколько поведением, стремящимся оправдать себя, или, если угодно, обоснованием всякого поведения подобного рода".

Человек, даже находясь в безотчетно аффектном состоянии, поступает расчетливо и целенаправленно. Например, падая в обморок, человек просто отрицает ситуацию, которая стала для него невыносима, иррационально неразрешима, т.о., преднамеренность заключается в том, что человек выключает сознание в самоинспирируемом беспамятстве. Согласно Сартру, человек не только должен нести ответственность за подобное поведение, и отвечать вдвойне за то, чтобы психологически обеспечивать себе "алиби" в подобной ситуации.

В глубине души люди давно знают истину о мире и человеке, но знание о том, что мир не обладает целостностью и не представляет собой систему, где царит строгая необходимость, это знание заменяется желанием, чтобы мир обладал хоть некоторой "богоустроенностью", и подобное положение (т. е. конфликт между знанием и желанием) является источником метафизической тоски, которая оценивается Сартром, как самое глубокое и адекватное переживание человеком своего места в мире. "Именно в тоске человек осознает свою свободу в качестве сознания бытия".

Тосковать, испытывать разочарование – значит жить, и любое иное настроение патологично. Тоска, "дурнота" (тошнота) – ощущение зыбкости мира, скука – предчувствие суетности любых практических начинаний – это основные честные эмоции, переживаемые человеком, которые следует удерживать. Радость и счастье – результат удачливости, расчет избегания страданий и самовнушения. Лейтмотивом экзистенциализма Сартра является тема "тщетности усилий", проклятия и обреченности человека. Человек проклят быть не обусловлено свободным существом, он дважды проклят искать эту свободу, он трижды проклят не найти ее. Высшая нравственная обязанность личности в том, чтобы постоянно обнаруживать иррефлективное сознание и относится к нему как к целеуказаниям. Иррефлективное сознание – это стихийный и безрассудный протест, своего рода "безумство храбрых", такое неоправданное, рискованное, нереалистичное, нецелесообразное поведение – это авантюристический акт, в котором проявляется свобода человека, его сущность, "праздник существования".

 

Психоанализ

 

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.) Основные работы: "Тотем и табу", "Я и оно", "По ту сторону принципа довольствия".

Фрейд считал, что первобытный человек полностью удовлетворял свои инстинкты. Однако, по причинам которые Фрейд не объясняет, человек начинает создавать цивилизацию и с этого момента основным противоречием, которое движет человеком, является противоречие между стремлением к удовольствию (сексуальному) и стремлением к выживанию и господству над окружающими. Цивилизация заставляет человека отказаться от немедленного и полного удовлетворения своих инстинктов. Неудовлетворение переходит в несексуальную, духовную и психическую энергию, которая является строительным материалом цивилизации. Эту трансформацию сексуальной энергии в несексуальную Фрейд называет сублимацией. Чем выше уровень развития цивилизации, тем больше энергии человек сублимирует, и тем больше он подавляет свои первичные либидозные импульсы. Человек становится более образованным и культурным, но и в определенном смысле, менее счастливым и все более склонным к неврозам в результате подавления инстинктов – фрустации. Поэтому, хотя историческое развитие это позитивное явление, однако оно также включает в себя рост неудовлетворенности и возможности увеличения числа неврозов.

В работе "Тотем и табу" Фрейд излагает гипотезу, согласно которой решающим шагом на пути от первобытного общества к цивилизации было восстание сыновей против ненавистного им отца. Затем сыновья создают общество, основанное на договоренности, с тем, чтобы остановить дальнейшее кровопролитие и исключить убийство во время беспорядков. С точки зрения Фрейда, ребенок проходит в своем развитии тот же путь. В возрасте 5-6 лет мальчик испытывает сильную ревность к отцу и вытесняет в себе желание убить под влиянием угрозы со стороны отца (Эдипов комплекс). Чтобы освободится от страха, ребенок усваивает первые табу на кровосмешение и тем самым закладывает 3-й уровень сознания – Супер-Эго, вокруг которых формируется совесть, состоящая из внутренних запретов, к которым впоследствии добавляются запреты и требования, выраженные другими авторитетами и обществом.

Структура личности по Фрейду:

1. ид (Оно) – представляет собой совокупность инстинктивных желаний, обычно отождествляется с "бессознательным".

2. Эго – (Я) – это оформленная часть личности, охватывающая реальность, и осуществляющая ее оценку. Обычно отождествляется с сознанием.

3. Супер -Эго – (Сверх Я) – это требования и запреты. Они могут быть как осознанными так и не осознанными.

Причины патологии с точки зрения Фрейда заключаются в невозможности установить должное соответствие между "Оно" и "Я". Если человек не справляется с Эдиповым комплексом и ему не удается преодолеть свои инфантильные стремления и развить зрелую генитальную ориентацию, то он разрывается между детскими желаниями и требованиями взрослого человека. Невроз – это компромисс между детскими и взрослыми потребностями. Психоз – это вид патологии, при которой детские желания переполняют "Эго" взрослого человека.

Самым фундаментальным открытием Фрейда является открытие "бессознательного". Психоанализ можно определить как систему, основанную на признании того, что мы препятствуем осознанию наиболее значимых переживаний. Разоблачение этого факта является наиболее важным средством лечения неврозов. Однако речь идет не о том, чтобы объяснить пациенту, почему он так поступает, а о том, чтобы сделать скрытые причины частью сознания через эмоциональное переживание.

Любой вид переживаний может подвергнуться вытеснению, но наиболее сильному подвергаются сексуальные стремления, несовместимые с нормами цивилизованного общества, антисоциальное и примитивное, "теневое" содержание личности, не подвергшееся сублимации. Однако вытеснению подлежит не сам импульс, а его осознание, что означает искажение сознания, при котором бессознательные силы загоняются внутрь и скрытно определяют человеческие поступки. Обычно механизм вытеснения связан со страхом (страх оказаться нелюбимым, быть покинутым, убитым и т. д.). Вытесненное проявляется в сновидениях, оговорках, в ошибках речи и т. д.

Таким образом человеческая субъективность становится чем-то объективным. Человек в состоянии осознать действующие за его спиной силы (бессознательное) и человек, осознавая их, расширяет сферу своей свободы, Фрейд верит, что "На месте Ид будет Эго".

 

Герменевтика

 

Герменевтика как самостоятельное философское направление сформировалось в ХХ веке, однако она имеет длительную историю, уходящую корнями в глубину веков, а именно – в античность, гдк она понималась как искусство инерпретации текстов.

В Новое время В.Гумбольдт и Ф.Шлейермахер сформулировали общетеоретические принципы герменевтики. Особые заслуги в становлении современной философской герменевтики принадлежат Дильтею. Герменевтика ХХ века представлена именами выдающихся философов Г.Г. Гадамера, Э. Бетти и П. Рикера. Сегодня герменевтика выступает в качестве общей методологии гуманитарных наук и в качестве особой онтологической концепции, где понимание становится субстанциальной характеристикой Бытия.

С точки зрения герменевтической традиции, универсальной формой явления (представления) мира человеку является текст. Для археолога особым текстом является предмет его исследования, для охотника – мир живой природы, для философа таким текстом может стать древнеегипетский папирус с математическими расчетами мелкого чиновника. Текст, трактуемый так широко, изобилует смыслами, задача исследователя – понять эти смыслы, расшифровать их. Понимание возможно только в языке, который является не только "домом бытия", но и способом бытия человека и условием его познавательной деятельности. Любое понимание истолковывается герменевтикой как некий диалог: исследователь задает вопросы тексту, текст отвечает; таким образом, например, историк, принадлежа своей эпохе, но пытаясь вжиться в прошлое (понять его) вступает в диалог культур и результатом такого диалога является новое знание. Это знание не может быть абсолютно объективным в смысле объективности естественных наук, а также "всеобщим и необходимым" в силу следующих обстоятельств:

1. Сознание интерпретатора не является tabula rasa, оно содержит определенные знания, которые Гадамер называет "предрассудками". Эти знания определяют наш "горизонт понимания", являясь результатом влияния тех традиций, которые господствуют в качестве некой парадигмы в данном обществе. Эти традиции выполняют роль авторитета в нашем воспитании и являются регулятором совместной жизни людей. Предрассудки невозможно элиминировать, однако мы должны быть способны к их тщательной ревизии, и если необходимо, отказа от некоторых из них.

2. Содержанием текста, который является предметом гуманитарных наук, является опосредованная языком объективированная человеческая духовность, а значит, субъективная сторона жизни человека, его желания, эмоции и переживания, или просто намерения, поэтому истинность в гуманитарных науках не может быть определена в значениях "истина" – "ложь", а осуществляется в рамках особой теории истины, включающей себя аксиологию как систему ценностей.

Таким образом, всякая духовная деятельность предстает как деятельность по расшифровке смыслов и создания новых смыслов. А наш опыт, по словам Гадамера – это результат столкновения нашего предсознания с отрицающими его примерами, причем именно в негативности опыта заключена его особая продуктивность.

 

Неотомизм

 

Неотомизм представляет собой современную форму развития философской концепции Фомы Аквинского и является официальной философией католической церкви. Одним из главных представителей этого направления является Этьен Жильсон (1884 - 1978). Основные произведения: "История христианской мысли в Средние века", "Философия и теология", "Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского"

Э.Жильсон известный специалист по средневековой философии. Однако сам Жильсон считает, что любая новая философия рождается как соотнесенность с другой философской мыслью; например, теории Декарта и Канта являются своего рода комментариями предшествующих систем, поэтому свое занятие историей средневековой мысли Жильсон рассматривает как акт философствования. Его задача – показать не только оригинальность средневековой философской мысли, где нет школ, но есть личностный способ движения к единой цели – богопознанию, но подчеркнуть абсолютную значимость предпосылок и целей теологии, связанных с идеей Божественного Откровения. Поэтому для Жильсона Средневековье не является чем-то окончательно случившимся, а томизм – это современная философия, вершина ее эволюции.

Жильсон разделял знание на три отдела: телологию, христианскую философию и философию. Философия занимается рациональным обоснованием мысли (игнорирует веру). теология – богословие катехизиса (краткое изложение христианского вероучения в виде вопросов и ответов), поскольку основывается на вере. По мысли Жильсона, философу всегда важно знать, сколь далеко зашел автор теологического трактата в рациональном обосновании мысли, теолог же в момент подобных рассуждений – уже у цели, ибо вера с избытком обладает тем, что может узнать о Боге философия. Философия рационально доказывает только существование Бога, игнорируя акт творения, являющийся законом для всего сущего, теолог же при необходимости только пользуется философией ("философия – служанка богословия"), так как она ничего не сможет добавить к догматам веры, ибо "в последовательности получения спасительного знания философия приходит не просто поздно, а слишком поздно". Между философией и теологией находится христианская философия. Это любая философия, которая в своем основании подразумевает истины Откровения "в качестве незаменимого помощника разума".

С точки зрения Жильсона представления теологии о Боге в корне отличаются от представлений Платона, у которого мир сотворен Богом, но не от Бога, и представлений Аристотеля, у которого Вселенная вечна и следовательно имеет не "тварный" характер, а Бог – неподвижный Перводвигатель. У Аристотеля "Вселенная движется лишь потому, что испытывает вечное стремление к Богу. Этот Бог великодушно позволяет себя любить, однако непонятно, знает ли он, что его любят и имеет ли это для него какое-либо значение". В каждой из этих теорий христианская философия обнаруживает то высшее, что превосходит каждую из этих философий, это высшее доступно ей благодаря теологии, которая в свою очередь опирается на веру. Только благодаря вере возможно мгновенное правильное познание у всех людей и возможно рациональное проникновение в божественное знание.

Христианский Бог – творец, хотя "он не движется, но действует; мы знаем Его существование именно потому, что Он совершил некое действие". мы наблюдаем мир и обнаруживаем вечную Божественную силу, благодаря "акту бытия", который является "актом актов" и "совершенством совершенств". Такой акт предполагает не просто создание, но творение, произведения тварного бытия и человек в мире Откровения уже не просто разумное смертное животное, а образ и подобие Бога.

 

Прагматизм

 

Прагматизм является своего рода национальным феноменом – философией новой нации, проникнутой духом предпринимательства, практицизма и утилитаризма, философией делового человека (слово "прагма" с гр. означает "дело", "действие"). Основоположником этого философского направления считается выдающийся американский философ Чарльз Пирс (1839-1914), который сформулировал основной принцип прагматизма следующим образом: "Рассмотрите, каковы практические следствия, которые, как мы считаем, могут быть произведены объектом нашего понятия. Понятие о всех этих следствиях есть полное понятие объекта". Это означает, что наше знание об объекте прежде всего является практическим знанием, оно служит нам для приспособления к окружающей среде и главным критерием его истинности является успешность наших действий: "Вся функция мысли состоит в том, чтобы производить привычки действия..." Сомнение является неприятным психологическим состоянием, от которого человек всегда стремится избавиться, таким образом, наша цель – достичь спокойного состояния духа, которое возможно как преодоление сомнения и приобретение веры, причем неважно, являются ли наши убеждения истинными или ложными. Такие действия по преодолению сомнения Пирс называет исследованием. По его мнению, все, кто занимается исследованием, в конечном счете придут к одному результату, "согласию" и это и будет "окончательно, принудительное убеждение", т.е. истина.

Другим представителем философии "американского образа жизни" является Уильям Джеймс (1842-1910). С его точки зрения, функция мышления состоит в выборе средств для осуществления наших планов и целей. Идеи – это инструменты, которые должны оцениваться по их пригодности и эффективности. Истинными же можно назвать те идеи, которые оказались полезными для достижения определенных результатов. С точки зрения Джеймса, полезность, а значит истинность, идеи можно определить только после ее применения, после появления последствий, то есть, только в процессе ее верификации (проверки). "Истина в значительной своей части покоится на кредитной системе. Наши мысли и убеждения "имеют силу", пока никто не противоречит им, подобно тому как имеют силу банковые билеты пока н икто не отказывает в их приеме... Вы принимаете от меня проверку какой-нибудь вещи, если я принимаю вашу о какой-нибудь другой. Мы торгуем друг с другом своими истинами." Таким образом, истина лишается своего объективного содержания и становится характеристикой одного из разновидностей добра, то есть, категорией этики, и следовательно "Гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно в самом широком смысле слова."

Джон Дьюи (1859-1852) развивает идеи Джеймса об опыте как исследовании. Наше познание есть процесс приспособления к меняющемуся миру и функция мышления состоит в том, чтобы внести упорядоченность туда, где царит хаос, неясность и конфликт. Однако Дьюи отрицает, что существует один-единственный ответ на поставленный наукой вопрос, единственной возможной оценкой, определяющей истинность ответа, является эффективность и моральность возможных последствий. Девиз современного человека: "Моя свобода в том, чтобы умножать ее для других." Таким образом, Дьюи видит роль науки в постоянном обновлении, "деланьи реальности", в превращении "индетерменированной ситуации" в ситуацию управляемую показывая преимущества нового перед старым. Истина – это постоянно растущее число "гарантированных утверждений", которые также подлежат корректировке и усовершенсвованию по мере возникновения критических ситуаций, противоречащих практической целесообразности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: