МИНОБР НАУКИ РОССИИ
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»
В г. СТАВРОПОЛЕ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080109.65 –
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»
Ставрополь, 2011
Утверждено на заседании кафедры
«Экономика и бухгалтерский учет»
Протокол № __ от «_» ____ 2011 г.
Методические рекомендации подготовлены:
доцент кафедры «Экономика и
бухгалтерский учет» Кузнецовой В.И.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономика и
бухгалтерский учет» Абросимовой Т.Ф.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономика и
бухгалтерский учет» Азарян Г.А.
Учебно – методическое пособие «Программа производственной практики» содержит подробные инструкции по выполнению и защите отчета по производственной практике студентами специальности 0800109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В нем изложены требования, предъявляемые к дневнику и отчету по производственной практике, подробно рассмотрена процедура защиты отчета.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общие положения 4
2. Производственная практика №1 9
3. Производственная практика №2 14
4. Производственная практика №3 20
5. Производственная преддипломная практика 25
Приложения 28
1. общие положения
Производственная и производственная преддипломная практики студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», обучающихся в ГОУ ВПО филиале МГУПИ в г. Ставрополе, является составной частью образовательной программы.
Требования к организации, объемы практик по специальности определены Государственном образовательным стандартом высшего профессионального образования и направлены на обеспечение последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки специалиста.
Цели и задачи практик определяются общими требованиями, сформулированными образовательной программой подготовки специалиста, объектами и видами его профессиональной деятельности и возможностями его профессиональной адаптации.
Виды практик
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусматриваются следующие виды и объемы практик:
| Название | Курс | Недели | ||
| ОФ | ЗФ | ОФ | ЗФ | |
| производственная практика №1 | 2 | 2 | ||
| производственная практика №2 | 3 | 4 | 2 | 4 |
| производственная практика №3 | 4 | 5 | 3 | 4 |
| производственная преддипломная практика №4 | 5 | 6 | 9 | 9 |
1.2 Общие требования к организации практики
Требования к организации практики определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Студенты проходят практику в соответствии с приказом директора ГОУ ВПО филиала МГУПИ в г. Ставрополе, в котором указывается база практики, сроки ее прохождения и руководитель практики от учебного заведения.
Практика студентов проводится, как правило, в организациях, деятельность которых отражает специфику подготовки специалиста в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита с применением современной компьютерной техники.
Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми ГОУ ВПО филиала МГУПИ в г. Ставрополе с организациями и предприятиями или собственным выбором места практики студентами.
Студенты могут выбрать местом практики только коммерческие организации и предприятия (кроме ИП и бюджетных учреждений).
В течение всего периода практики студенты работают в бухгалтерии предприятия под непосредственным управлением руководителей практики от организации.
Продолжительность рабочего дня для практикантов устанавливается:
- для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю (ст.92 ТК РФ);
- для студентов в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).
До начала практики студенту необходимо:
- оформить заявление на прохождение практики (Приложение 1);
- ознакомиться с приказом директора ГОУ ВПО филиала МГУПИ в г. Ставрополе о соответствующей практике;
- получить на кафедре «Экономика и бухгалтерский учет» бланки договора, графика прохождения практики, направления на прохождение практики (Приложение 2,3,4);
- получить у своего руководителя практики от филиала Индивидуальное задание (Приложение 5);
- получить бланк «Дневник практики» (Приложение 5).
Обязанности студента
Студент при прохождении практики обязан:
- выполнять работы, предусмотренные индивидуальным заданием, соблюдая при этом правила внутреннего распорядка на предприятии, правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;
- вести Дневник практики (в хронологическом порядке отразить сведения о выполненных работах, подготовленных материалах, изученных документах и т.п., а также получить отметки о дате прибытия на практику и ее завершения, заверенные соответствующими подписями (руководителя или главного бухгалтера) и гербовой печатью предприятия – базы практики);
- подготовить отчет о практике и представить его руководителю от предприятия;
- получить отзыв о проделанной работе у руководителя практики от предприятия (краткая характеристика в Дневнике, заверенная гербовой печатью предприятия);
- в течение 3-х дней по окончанию практики представить отчетные документы по практике руководителю практики от филиала (Дневник, Отчет и Направление на практику);
1.4 Общие требования к оформлению отчета по практике
На основании записей в Дневнике учёта выполнения программы производственной практики студент должен систематически (ежедневно) составлять отчёт о производственной практике.
Объем отчета по практике должен составлять не менее 30 страниц, без учета приложений. Отчет должен быть оформлен в соответствующем стиле программы Microsoft Office Word.
Текст отчета набирается нежирным шрифтом Times New Roman Суг размером 14 пунктов, с полуторным межстрочным интервалом, абзацный отступ – 1, 25 см.. Поля размером: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое -1,5 см.
Нумерация страниц отчета осуществляется арабскими цифрами, без каких-либо знаков (без знака №, точки, тире и т.д.), соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют по центру, начиная со второго листа введения.
Отчет стоит:
-титульный лист (Приложение 6);
-содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- приложения (обязательно бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках за последние два года, а так же из приложения по каждому пункту)
Содержание, введение, заключение оформляются с нового листа. Их заголовки печатают прописными (заглавными) буквами без подчеркивания, заголовки параграфов пишут строчными буквами, кроме первой прописной буквы. Подчеркивание заголовков, разделов и подразделов, таблиц, перенос слов в заголовках, выделение их цветом, шрифтом не допускается.
В основной части отчёта отражается краткая организационно - правовая характеристика (организационно – экономическая характеристика) базы практика и раскрываются вопросы постановки бухгалтерского учета в исследуемом предприятии – базе практики.
По каждому разделу излагается проделанная студентом работа об изучении постановки и ведения бухгалтерского учёта. На последней странице заключения ставится подпись автора работы и дата. Схема отчёта должна полностью совпадать с разделами программы практики.
Отчёт должен быть сброшюрован, оформлен согласно требованиям и иллюстрирован рисунками и схемами. Отчет необходимо представить на кафедру «Экономика и бухгалтерский учет» ГОУ ВПО филиала МГУПИ в г. Ставрополе в печатном виде не позднее трёх дней после начала занятий.
К отчёту прилагается:
- дневник с характеристикой о производственной работе за время прохождения практики, заверенные соответствующими подписями (руководителя или главного бухгалтера) и гербовой печатью предприятия – базы практики);
Пример формы ежедневных записей в «Дневнике»
| Цех, отдел | Рабочее место | Краткое содержание проделанной работы | Подпись руководителя практики от организации | |
| Дата | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 01.07.11 г. | Бухгал-терия ОАО «МКС» | бухгал-терия | 2.2.2 Организация бухгалтерского учета и состояние бухгалтерской службы предприятия Ознакомилась с распределением обязанностей между работниками бухгалтерии, правами и обязанностями главного бухгалтера. Сняла копию учетной политики ОАО «МКС» | А.В. Сергеева |
| 02.07.11 г. | Бухгал-терия ОАО «МКС» | сектор расчетов | 2.2.3 Учет денежных средств и ценных бумаг Ознакомилась с учетом денежных средств в кассе (выписала два приходных и один расходный кассовый ордер); произвела записи в кассовой книге; составила корреспонденцию счетов по кассовым операциям, совершенным в течение дня. | А.В. Сергеева |
- направление с указаниями срока начала и окончания практики, заверенные соответствующими подписями (руководителя или главного бухгалтера) и гербовой печатью предприятия – базы практики.
1.5 Общие обязанности руководителя практики от СФ МГУПИ
Руководитель практики от учебного заведения:
- совместно со студентом разрабатывает и выдает ему задание и методические материалы по практике и проводит групповой (индивидуальный) инструктаж по вопросам организационно-методического ее обеспечения. Содержание задания на практику определяется ее видом и профилем предприятия;
- по завершении практики осуществляет проверку собранных материалов и консультирует по вопросам подготовки отчета по практике и готовит отзыв о работе студента, заполняя соответствующие разделы в Дневнике практиканта;
- принимает участие в работе комиссии по защите отчета по практике.
1.6 Общие обязанности руководителя практики от предприятия
Руководитель практики от предприятия – базы практики:
- обеспечивает планирование и организацию проведения практики студентов в соответствии с договором;
- проводит обязательный вводный инструктаж по технике безопасности студентов-практикантов;
- прикрепляет к студентам-практикантам квалифицированных наставников для контроля их работы в соответствующих структурных подразделениях предприятия – базы практики;
- создает необходимые предпосылки и условия для сбора материала студентами-практикантами и выполнения ими заданий, требующих отработки соответствующих навыков и практических умений;
- контролирует соблюдение согласованных сроков проведения практики, а также повседневный ход практики;
- контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка принимающей организации;
- посещает место прохождения практики;
- подготавливает отзыв, на отчет по практике и производственную характеристику на студента-практиканта по итогам практики.
1.7 Критерии оценки за отчет по практике
После окончание практики, в установленные сроки, каждый студент должен защитить ее результаты.
Защита отчета по практике предусматривает дифференцированную оценку, которая выставляется комиссией по четырехбальной системе.
Критерии дифференциации оценки по практике:
- «отлично» — содержание и оформление отчета по практике и дневника прохождения практики полностью соответствуют предъявляемым требованиям, характеристики студента положительные, ответы на вопросы комиссии по программе практики полные и точные;
- «хорошо» — при выполнении основных требований к прохождению практики и при наличии несущественных замечаний по содержанию и формам отчета и дневника, характеристики студента положительные, в ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает определенные неточности, хотя в целом отвечает уверенно и имеет твердые знания;
- «удовлетворительно» - небрежное оформление отчета и дневника. Отражены все вопросы программы практики, но имеют место отдельные существенные погрешности, характеристики студента положительные, при ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает ошибки;
- «неудовлетворительно» — эта оценка выставляется студенту, если в отчете освещены не все разделы программы практики, на вопросы комиссии студент не дает удовлетворительных ответов, не имеет четкого представления о функциях служб организации, не владеет практическими навыками анализа и оценки уровня организации управления.
2. Производственная практика №1
2.1 Цель и задачи производственной практики
Производственная практика на втором курсе обучения студента является первым видом практики на предприятии и поэтому основной целью является знакомство студентов с реальным производством, организацией труда бухгалтерского персонала предприятия – базы практики и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Содержание практики: получение представления о современном предприятии, отрасли и о роли бухгалтера-экономиста в управлении предприятием; о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности бухгалтера-экономиста по специальности.
Практика позволяет студентам увидеть работу предприятия, ознакомиться с разными сферами его деятельности, познать их содержание.
Организационная работа по подготовке к практике, ее проведению и завершению осуществляется в соответствии с Общими положениями данной программы.
Задачами производственной практике на втором курсе являются:
- исследование организационно-правовой структуры предприятия, производственного профиля и объемов деятельности, типа производства, ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции (товаров, работ, услуг), функций отделов и должностных инструкций работников бухгалтерии;
- ознакомление с содержанием учетной политики предприятия – базы практики;
- рассмотрение порядка организации бухгалтерского учета и состояния бухгалтерской службы хозяйствующего субъекта: построение учетного аппарата, форм бухгалтерского учета, автоматизации документооборота, форм аналитического учета;
- ознакомление на конкретном участке бухгалтерии с ведением учета с использованием компьютерной техники;
- раскрытие на практическом материале хозяйствующего субъекта организации учета денежных, расчетных операций предприятия – базы практики
2.2 Содержание отчета по производственной практике
Отчет о прохождении практики структурно состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения и приложений.
Структура отчета:
Введение - указываются цели и задачи практики, сроки её прохождения, а также место и занимаемую должность (должности).
Организационно-правовая характеристика предприятия
На основании Устава хозяйствующего субъекта в отчете раскрыть: местоположение, обязательные реквизиты, кем и когда образовано (преемственность), основные виды деятельности, величину уставного капитала и способ его формирования, подчиненность, коллегиальность руководства и управления, права и обязанности (основные) директора, порядок реорганизации или ликвидации данного юридического лица. Схематично представить организационную структуру предприятия.
Пример: Структура управления обществом представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема управления ОАО "Благодарненский пивзавод"

![]() |
Рисунок 2 - Состав отдела бухгалтерского учета и отчетности
Раскрыть основные аспекты учетной политики предприятия, ее содержание и соответствие задачам управления и требованиям Положения об учетной политике.
Рассмотреть форму бухгалтерского учета и ее соответствие задачам управления.
Пример:
Первичные и сводные документы
|
| Кассовая книга |
| Журналы-ордера |
| Накопительные и группировочные ведомости |

Главная книга
| Регистры аналитического учета |
| Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы |
Рисунок 3 - Схема журнально-ордерной формы бухгалтерского учета
Охарактеризовать бухгалтерскую службу и ее рабочие документы (Положёние о бухгалтерии, должностные инструкции, план-график документооборот, рабочий план счетов бухгалтерского учета, фактическое исполнение учетных операций работниками бухгалтерии, организацию работы с документами и их хранение).
Описать на конкретном примере технику учета и приложить первичную документацию и отчетность за день (или другой период) при совершении кассовых, расчетных операций, операций по учету имущества предприятия - базы практики

Первичные и сводные документы






