Организационно-правовая характеристика предприятия

МИНОБР НАУКИ РОССИИ

ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

В г. СТАВРОПОЛЕ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

 

 

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080109.65 –

 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

 

Ставрополь, 2011


 

Утверждено на заседании кафедры

«Экономика и бухгалтерский учет»

Протокол № __ от «_» ____ 2011 г.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

 

  доцент кафедры «Экономика и

  бухгалтерский учет»                                    Кузнецовой В.И.

 

кандидат экономических наук,

  доцент кафедры «Экономика и

  бухгалтерский учет»                                 Абросимовой Т.Ф.

 

кандидат экономических наук,

  доцент кафедры «Экономика и

  бухгалтерский учет»                                         Азарян  Г.А.

 

                                                                                                   

 

 

Учебно – методическое пособие «Программа производственной практики» содержит подробные инструкции по выполнению и защите отчета по производственной практике студентами специальности 0800109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В нем изложены требования, предъявляемые к дневнику  и отчету по производственной практике, подробно рассмотрена процедура защиты отчета.

 


СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения                                                                                   4

2. Производственная практика №1                                                           9

3. Производственная практика №2                                                          14

4. Производственная практика №3                                                          20

5. Производственная преддипломная практика                                   25

Приложения                                                                                               28

 

1. общие положения

Производственная и производственная преддипломная практики студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», обучающихся в ГОУ ВПО филиале МГУПИ в г. Ставрополе, является составной частью образовательной программы.

Требования к организации, объемы практик по специальности определены Государственном образовательным стандартом высшего профессионального образования и направлены на обеспечение последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки специалиста.

Цели и задачи практик определяются общими требованиями, сформулированными образовательной программой подготовки специалиста, объектами и видами его профессиональной деятельности и возможностями его профессиональной адаптации.

 

Виды практик

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусматриваются следующие виды и объемы практик:

 

Название

Курс

Недели

ОФ ЗФ ОФ ЗФ
производственная практика №1 2   2  
производственная практика №2 3 4 2 4
производственная практика №3 4 5 3 4
производственная преддипломная практика №4 5 6 9 9

 

1.2 Общие требования к организации практики

 

Требования к организации практики определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Студенты проходят практику в соответствии с приказом директора ГОУ ВПО филиала МГУПИ в г. Ставрополе, в котором указывается база практики, сроки ее прохождения и руководитель практики от учебного заведения.

Практика студентов проводится, как правило, в организациях, деятельность которых отражает специфику подготовки специалиста в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита с применением современной компьютерной техники.

Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми ГОУ ВПО филиала МГУПИ в г. Ставрополе с организациями и предприятиями или собственным выбором места практики студентами.

Студенты могут выбрать местом практики только коммерческие организации и предприятия (кроме ИП и бюджетных учреждений).

В течение всего периода практики студенты работают в бухгалтерии предприятия под непосредственным управлением руководителей практики от организации.

Продолжительность рабочего дня для практикантов устанавливается:

- для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю (ст.92 ТК РФ);

- для студентов в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).

До начала практики студенту необходимо:

- оформить заявление на прохождение практики (Приложение 1);

- ознакомиться с приказом директора ГОУ ВПО филиала МГУПИ в г. Ставрополе о соответствующей практике;

- получить на кафедре «Экономика и бухгалтерский учет» бланки договора, графика прохождения практики, направления на прохождение практики (Приложение 2,3,4);

- получить у своего руководителя практики от филиала Индивидуальное задание (Приложение 5);

- получить бланк «Дневник практики» (Приложение 5).

 

Обязанности студента

Студент при прохождении практики обязан:

- выполнять работы, предусмотренные индивидуальным заданием, соблюдая при этом правила внутреннего распорядка на предприятии, правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

- вести Дневник практики (в хронологическом порядке отразить сведения о выполненных работах, подготовленных материалах, изученных документах и т.п., а также получить отметки о дате прибытия на практику и ее завершения, заверенные соответствующими подписями (руководителя или главного бухгалтера) и гербовой печатью предприятия – базы практики);

- подготовить отчет о практике и представить его руководителю от предприятия;

- получить отзыв о проделанной работе у руководителя практики от предприятия (краткая характеристика в  Дневнике, заверенная гербовой печатью предприятия);

- в течение 3-х дней по окончанию практики представить отчетные документы по практике руководителю практики от филиала (Дневник,  Отчет и Направление на практику);

 

 

1.4 Общие требования к оформлению отчета по практике

 

На основании записей в Дневнике учёта выполнения программы производственной практики студент должен систематически (ежедневно) составлять отчёт о производственной практике.

Объем отчета по практике должен составлять не менее 30 страниц, без учета приложений. Отчет должен быть оформлен в соответствующем стиле программы Microsoft Office Word.

Текст отчета набирается нежирным шрифтом Times New Roman Суг размером 14 пунктов, с полуторным межстрочным интервалом, абзацный отступ – 1, 25 см.. Поля размером: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое -1,5 см.

Нумерация страниц отчета осуществляется арабскими цифрами, без каких-либо знаков (без знака №, точки, тире и т.д.), соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют по центру, начиная со второго листа введения.

Отчет стоит:

-титульный лист (Приложение 6);

-содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- приложения (обязательно бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках за последние два года, а так же из приложения по каждому пункту)

Содержание, введение, заключение оформляются с нового листа. Их заголовки печатают прописными (заглавными) буквами без подчеркивания, заголовки параграфов пишут строчными буквами, кроме первой прописной буквы. Подчеркивание заголовков, разделов и подразделов, таблиц, перенос слов в заголовках, выделение их цветом, шрифтом не допускается.

В основной части отчёта отражается краткая организационно - правовая характеристика (организационно – экономическая характеристика) базы практика и раскрываются вопросы постановки бухгалтерского учета в исследуемом предприятии – базе практики.

По каждому разделу излагается проделанная студентом работа об изучении постановки и ведения бухгалтерского учёта. На последней странице заключения ставится подпись автора работы и дата. Схема отчёта должна полностью совпадать с разделами программы практики.

Отчёт должен быть сброшюрован, оформлен согласно требованиям и иллюстрирован рисунками и схемами. Отчет необходимо представить на кафедру «Экономика и бухгалтерский учет» ГОУ ВПО филиала МГУПИ в г. Ставрополе в печатном  виде  не позднее трёх дней после начала занятий.

К отчёту прилагается:

- дневник с характеристикой о производственной работе за время прохождения практики, заверенные соответствующими подписями (руководителя или главного бухгалтера) и гербовой печатью предприятия – базы практики);

Пример формы ежедневных записей в «Дневнике»

 

Цех,

отдел

Рабочее место

Краткое содержание проделанной работы

Подпись

руководителя практики от организации

Дата
1 2 3 4 5
01.07.11 г. Бухгал-терия ОАО «МКС» бухгал-терия 2.2.2 Организация бухгалтерского учета и состояние бухгалтерской службы предприятия Ознакомилась с распределением обязанностей между работниками бухгалтерии, правами и обязанностями главного бухгалтера. Сняла копию учетной политики ОАО «МКС» А.В. Сергеева
02.07.11 г. Бухгал-терия ОАО «МКС» сектор расчетов   2.2.3 Учет денежных средств и ценных бумаг Ознакомилась с учетом денежных средств в кассе (выписала два приходных и один расходный кассовый ордер); произвела записи в кассовой книге; составила корреспонденцию счетов по кассовым операциям, совершенным в течение дня. А.В. Сергеева

 

- направление с указаниями срока начала и окончания практики, заверенные соответствующими подписями (руководителя или главного бухгалтера) и гербовой печатью предприятия – базы практики.

 

1.5 Общие обязанности руководителя практики от СФ МГУПИ

 

Руководитель практики от учебного заведения:

- совместно со студентом разрабатывает и выдает ему задание и методические материалы по практике и проводит групповой (индивидуальный) инструктаж по вопросам организационно-методического ее обеспечения. Содержание задания на практику определяется ее видом и профилем предприятия;

- по завершении практики осуществляет проверку собранных материалов и консультирует по вопросам подготовки отчета по практике и готовит отзыв о работе студента, заполняя соответствующие разделы в Дневнике практиканта;

- принимает участие в работе комиссии по защите отчета по практике.

 

1.6 Общие обязанности руководителя практики от предприятия

 

Руководитель практики от предприятия – базы практики:

- обеспечивает планирование и организацию проведения практики студентов в соответствии с договором;

- проводит обязательный вводный инструктаж по технике безопасности студентов-практикантов;

- прикрепляет к студентам-практикантам квалифицированных наставников для контроля их работы в соответствующих структурных подразделениях предприятия – базы практики;

- создает необходимые предпосылки и условия для сбора материала студентами-практикантами и выполнения ими заданий, требующих отработки соответствующих навыков и практических умений;

- контролирует соблюдение согласованных сроков проведения практики, а также повседневный ход практики;

- контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка принимающей организации;

- посещает место прохождения практики;

- подготавливает отзыв, на отчет по практике и производственную характеристику на студента-практиканта по итогам практики.

 

1.7 Критерии оценки за отчет по практике

 

После окончание практики, в установленные сроки, каждый студент должен защитить ее результаты.

Защита отчета по практике предусматривает дифференцированную оценку, которая выставляется комиссией по четырехбальной системе.

Критерии дифференциации оценки по практике:

- «отлично» — содержание и оформление отчета по практике и дневника прохождения практики полностью соответствуют предъявляемым требованиям, характеристики студента положительные, ответы на вопросы комиссии по программе практики полные и точные;

- «хорошо» — при выполнении основных требований к прохождению практики и при наличии несущественных замечаний по содержа­нию и формам отчета и дневника, характеристики студента положительные, в ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает определенные неточности, хотя в целом отвечает уверенно и имеет твердые знания;

- «удовлетворительно» - небрежное оформление отчета и дневника. Отражены все вопросы программы практики, но имеют место отдельные существенные погрешности, характеристики студента положительные, при ответах на вопросы комиссии по программе практики студент допускает ошибки;

- «неудовлетворительно» — эта оценка выставляется студенту, если в отчете освещены не все разделы программы практики, на вопросы комиссии студент не дает удовлетворительных ответов, не имеет четкого представления о функциях служб организации, не владеет практическими навыками анализа и оценки уровня организации управления.

2. Производственная практика №1

 

2.1 Цель и задачи производственной практики

 

Производственная практика на втором курсе обучения студента является первым видом практики на предприятии и поэтому основной целью является знакомство студентов с реальным производством, организацией труда бухгалтерского персонала предприятия – базы практики и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Содержание практики: получение представления о современном предприятии, отрасли и о роли бухгалтера-экономиста в управлении предприятием; о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности бухгалтера-экономиста по специальности.

Практика позволяет студентам увидеть работу предприятия, ознакомиться с разными сферами его деятельности, познать их содержание.

Организационная работа по подготовке к практике, ее проведению и завершению осуществляется в соответствии с Общими положениями данной программы.

Задачами производственной практике на втором курсе являются:

- исследование организационно-правовой структуры предприятия, производственного профиля и объемов деятельности, типа производства, ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции (товаров, работ, услуг), функций отделов и должностных инструкций работников бухгалтерии;

- ознакомление с содержанием учетной политики предприятия – базы практики;

- рассмотрение порядка организации бухгалтерского учета и состояния бухгалтерской службы хозяйствующего субъекта: построение учетного аппарата, форм бухгалтерского учета, автоматизации документооборота, форм аналитического учета;

- ознакомление на конкретном участке бухгалтерии с ведением учета с использованием компьютерной техники;

- раскрытие на практическом материале хозяйствующего субъекта организации учета денежных, расчетных операций предприятия – базы практики

 

2.2 Содержание отчета по производственной практике

Отчет о прохождении практики структурно состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения и приложений.

Структура отчета:

 

Введение - указываются цели и задачи практики, сроки её прохождения, а также место и занимаемую должность (должности).

Организационно-правовая характеристика предприятия

На основании Устава хозяйствующего субъекта в отчете раскрыть: местоположение, обязательные реквизиты, кем и когда образовано (преемственность), основные виды деятельности, величину уставного капитала и способ его формирования, подчиненность, коллегиальность руководства и управления, права и обязанности (основные) директора, порядок реорганизации или ликвидации данного юридического лица. Схематично представить организационную структуру предприятия.

Пример: Структура управления обществом представлена на рисунке 1.

 


                                                

 

 

Рисунок 1 - Схема управления ОАО "Благодарненский пивзавод"

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2 - Состав отдела бухгалтерского учета и отчетности

Раскрыть основные аспекты учетной политики предприятия, ее содержание и соответствие задачам управления и требованиям Положения об учетной политике.

Рассмотреть форму бухгалтерского учета и ее соответствие задачам управления.

Пример:

Первичные и сводные документы

 

Кассовая книга   Журналы-ордера Накопительные и группировочные ведомости

      Главная книга   Регистры аналитического учета

 

Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы

 

Рисунок 3 - Схема журнально-ордерной формы бухгалтерского учета

Охарактеризовать бухгалтерскую службу и ее рабочие документы (Положёние о бухгалтерии, должностные инструкции, план-график документооборот, рабочий план счетов бухгалтерского учета, фактическое исполнение учетных операций работниками бухгалтерии, организацию работы с документами и их хранение).

Описать на конкретном примере технику учета и приложить первичную документацию и отчетность за день (или другой период) при совершении кассовых, расчетных операций, операций по учету имущества предприятия - базы практики






double arrow
Сейчас читают про: