Непрофессиональная педагогическая деятельность

Миссия и функции профессиональной деятельности педагога: обучающая, воспитывающая, общественно-педагогическая, методическая, самообразовательная, исследовательская.

Первоначальный смысл этого слова претерпел существенные изменения. В дословном переводе с древнегреческого языка «педагог» - это «детоводитель», т. е. раб, водивший ребенка к учителям, его наставник. У слова «педагог» есть несколько близких по смыслу, почти синонимичных терминов: «воспитатель», «наставник», «учитель».

Это слово в узком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают наших детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.

Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном виде передать своим питомцам.

Учитель управляет процессом формирования личности каждого своего ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.

Функции (от лат. «обязанность», «назначение») педагога многообразны, однако среди них можно

выделить три основных: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. Учитель прежде всего учит, т. е. помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения и во вне учебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личностьпоследнего, воспитательная работа все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т. е. реализуется воспитательная функция.Следует отметить, что в традициях русской интеллигенции учитель, особенно сельский, никогда не ограничивал свою деятельность толькослужебными.рамками. Русский учитель - это просветитель, ведущий работу с населением, родителями. А сколько общественных дел выполняется им в стенах самой школы! Участие в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями - это, как правило, общественная добровольная деятельность, т. е. выполнение общественно-педагогической функции.

Все функции педагога тесно взаимосвязаны. Они постоянно усложняются. К названным основным добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская.

 

 

Непрофессиональная педагогическая деятельность

Профессия — род трудовой деятельности, требующей специ­альной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофессиональную.

Содержанием педагогической деятельности являются обучение, воспитание и развитие челове­ка. На жизненном пути каждого чело­века встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.

«...именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, осо­бенное в ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию...».

Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, настав­ников, умных «поводырей» по отношению к детям, если они стре­мятся взрастить в них человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. Читая даже самые знаменитые «романы воспитания», «семейные романы», мы не видим, чтобы родительское воспитание осуще­ствлялось по четко составленной и записанной в виде документа программе, чтобы родители специально готовились к проведению каких-либо занятий или уроков со своими детьми... В большинстве родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспита­нии своих детей. Согласимся, что это, пожалуй, и хорошо. Было бы грустно, если бы с раннего детства семья для ребенка уподо­билась официальному образовательному институту, с которым связана педагогическая деятельность, - школе

Даже если родители профессионально занимаются педагоги ческой деятельностью, то в большинстве случаев мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.

Раскрытие в родителях педагогического таланта неотделимо от целостного становления их личности, от их культуры, от от­ношения к будущему отцовству и материнству, к будущему по­томству. Это одна из самых сокровенных сторон человеческой личности, в которую не может проникнуть посторонний взгляд. Но именно в этой сфере человек обнаруживает свою нравствен­ность, готовность к выполнению педагогической функции семьи в целом и своей личной. Психолог Б. Г. Ананьев писал о сложно­сти обретения людьми нового для них статуса — быть отцом или матерью: «Мать — воспитатель и духовный наставник детей, она для

ребенка - олицетворение любви. Функции матери — вос­питательницы осваиваются с неодинаковым успехом, так как су­ществует огромный диапазон материнских дарований и талантов. Тем более все это относится к социальным функциям общества и освоению молодым мужчиной-супругом новой для него роли отца».

Становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некраси­вый, «удобный» или капризный, активный или пассивный и мно­гое другое. «Ребенок — это сто масок, сто ролей способного акте­ра. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, с дедушкой, иной со строгим и с ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников, иной с богатыми и с бедными, иной в будничной и в праздничной одежде». И дело здесь не в сознательном лицемерии ребенка; он активен, он испытывает взрослых; он иг­рает; он овладевает новой для него ситуацией; он примеряет к себе различные жизненные роли.

Стать педагогом-родителем очень трудно. И некоторые уче­ные считали, что родители должны получить педагогические зна­ния, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием ребенка в семье. В ряде книг они изложили свои взгляды на педа­гогическую деятельность родителей, раскрыли теорию и практи­ку воспитания и образования детей в семье. История образова­ния и педагогики немыслима без этих книг: «Материнская школа» Я. А. Коменского, «Мысли о воспитании» Д.Локка, «Семейное воспитание ребенка и его значение» П. Ф. Лесгафта, «Родитель­ская педагогика» В. А. Сухомлинского, «Книга для родителей» А. С. Макаренко...

Таким образом, мы видим, что и сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их дости­жению — не гарантия успешного воспитания ребенка. Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная при­вязанность, духовная близость — необходимые условия для пе­дагогической деятельности родителей.

Как вы думаете: чем отличается профессиональная педагогическая деятель­ность от непрофессиональной? Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы? В чем особенности педагогической деятельности родителей? От чего зависит успех воспитания и образования в семье?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: