По научно-педагогической практике

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского»

Отчет

по научно-педагогической практике

 

1 Общие положения

 

Педагогическая практика является обязательным элементом учебного процесса подготовки магистров по направлению 150600.68 «Материаловедение и технология новых материалов». 

Программа педагогической практики разработана на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Педагогическая практика для магистров выполняет функции общепрофессиональной подготовки в части приобретения обучающимися практических навыков проведения учебных занятий.

 

2 Цель и задачи практики

 

Основной целью научно-педагогической практики является выработка навыков педагога высшей школы, которые приобретаются на кафедре при проведении лекций,  практических и лабораторных занятий, семинаров и руководстве НИР студентов.

 

Задачи педагогической практики:

-овладение необходимыми педагогическими навыками для работы в высшей школе;

-овладение методическими приемами проведения лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий;

-ознакомление с техническими средствами, используемыми в учебном процессе;

-ознакомление с использованием современных компьютерных технологий в образовании.

-форирование навыков самообразования и самосовершенствования, содействие

-активизации научно-педагогической деятельности магистров;

-развитие у магистров личностных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания.

Во время педагогической практики студент должен

изучить:

- формы организации образовательной и научной деятельности в вузе.

освоить:

- проведение практических занятий со студентами по рекомендованным темам

учебных дисциплин;

- проведение пробных лекций в студенческих аудиториях под контролем преподавателя по темам, связанным с научно-исследовательской работой магистра;

- проведение профориентационной работы в средних и средне-специальных образовательных учреждениях.

 

3 Место и сроки проведения практики.

 

Практика проводится, как правило, на выпускающих кафедрах высшего учебного заведения, осуществляющих подготовку магистров.

В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техник и безопасности, установленным на кафедрах применительно к учебном у процессу.

Сроки и продолжительность проведения практики устанавливаются в соответствии с учебными планами и годовым календарным учебным графиком.

 

4 Содержание практики

 

Практика магистров проводится в рамках общей концепции магистерской подготовки, предполагающей формирование профессиональных и коммуникативных умений, связанных с педагогической деятельностью, отражающей взаимодействие с людьми. Виды деятельности магистра в процессе прохождения практики предусматривают развитие творческих подходов к общению со студентами, умения решать конфликтные ситуации и руководить группой людей. Кроме того, она способствует процессу социализации личности магистра,  переключению на совершенной новый вид - педагогическую деятельность, усвоению общественных норм, ценностей профессии, а также формированию персональной деловой культуры будущих магистров.

Программа практики связана с возможностью последующей преподавательской деятельности лиц, оканчивающих магистратуру, в том числе и на кафедрах высшего учебного заведения. В период прохождения педагогической практики студент

должен: 

-ознакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом и

рабочим учебным планом по образовательныой программе направления 150600.68 «Материаловедение и технология новых материалов»; 

-освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности кафедры информационных и управляющих систем; 

-изучить современные образовательные технологии высшей школы;

-получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, лабораторной работе, навыки организации и проведения занятий с использованием новых технологий обучения; 

-изучить учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана; 

-принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогичекую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием. 

 

В период практики следует ориентировать студента на подготовку и проведение лабораторных работ, практических занятий и занятий по курсовому проектированию по профилю специализации. Рекомендуется чтение пробных лекций в небольших студенческих коллективах под контролем преподавателя по темам, связанным с его научно-исследовательской работой. Возможно, участие магистра в приеме зачетов и экзаменов совместно с руководителем. Целесообразно также его привлечение к профориентационной работе со школьниками. 

 

5 Руководство и контроль за прохождением практики

 

Общее руководство и контроль за прохождением практики студентов конкретного направления подготовки возлагается приказом ректора на руководителя практики по направлению подготовки магистров.

Перед началом практики руководитель проводит организационное собрание студентов-магистрантов, направляемых на практику, и информирует о ее целях и задачах.

Непосредственое руководство и контроль за выполнением плана практики студента осуществляется его научным руководителем.

Научный руководитель магистранта:

-осуществляет постановку задач по самостоятельной работе студентов в период практики с выдачей индивидуальных заданий, оказывает соответствующую консультационную помощь; 

-согласовывает график проведения практики и осуществляет систематический контроль над ее ходом и работой студентов; 

-оказывает помощь студентам по всем вопросам, связанным с прохождением

практики и оформлением отчета. 

Магистр при прохождении практики получает от руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается о выполняемой работе в соответствии с графиком проведения практики. 

График работы магистрантов составляется в соответствии с расписанием учебных дисциплин по согласованию с профессорско-преподавательским составом кафедр, обеспечивающих учебный процесс магистерской подготовки.

В результате проходения практики магистр должен овладеть умениями самостоятельной педагогической деятельности в профессиональной области на основе:

-отбора содержания и построения занятий в соответствии с современными требованиями дидактики (научность);

-использования актуализации знаний студентов и стимулирования творческого

-подхода при организации занятий с использованием активных методов обучения, позволяющих студентам выступать как субъектам образовательного процесса;

-проектирования учебных занятий для студентов в направлении, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов;

-анализа занятий опытных преподавателей и своих коллег.

 

6 Подведение итогов практики

 

Научно-педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения магистром всех требований программы практики. Формой итогового контроля может быть дифференцированный зачёт, который вместе с оценками (зачётами) по теоретическому обучению учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию в соответствующем семестре.

Магистры, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.

Магистры, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением об аттестации студентов и порядке ликвидации академической задолженности в МАТИ.

По итогам практики магистрант предоставляет на кафедру следующие материалы:

1. Отчет по педагогической практике.

2. Отзыв научного руководителя или педагога образовательного учреждения,

на базе которого магистрант проходил практику.

 

Практика оценивается руководителем на основе отчета, составляемого студентом-магистром. Отчет о прохождении практики должен включать описание проделанной магистром работы.

 

7 Структура и требования к отчету о практике.

 

Отчет о практике - основной документ, характеризующий работу студента-

Магистра во время практики. Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных ГОСТом.

Структура отчета определяется формой отчета. В отчет о научно педагогической практике должно быть включено:

· место прохождения практики, сроки практики, номер(а) группы и курс(ы), дисциплины и предметы, по которым проводились занятия.

· методическое обеспечение проведенных занятий (подробный конспект занятия; форма проведения занятия; перечень контрольных вопросов);

· какие виды деятельности на занятиях не вызывали у Вас серьезных затруднений? (налаживание контакта с группой, изложение новых знаний, актуализация знаний студентов - проведение опросов, контрольных работ, тестов)? 

· обзор по методическим пособиям и по программным продуктам, используемым в учебном процессе;

· самооценка по проделанной работе (трудности, соответствие ожиданиям, успехи). Удовлетворены ли Вы своей обучающей деятельностью?

· какие открытия Вы для себя сделали в ходе педпрактики?

· определите для себя важнейшие задачи в плане профессионально педагогического роста.

· предложения по проведению практики. 

· список литературы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: