Мой дом - мое подворье

Концерт-чествование победителей конкурса на лучшее подсобное хозяйство.

Мероприятие проходит в актовом зале со столиками. Ведущая встречает гостей, беседует с ними, рассаживает.

Все слова принадлежат Ведущей. Игровую программу проводит.

Домовой. Перед появлением Ведущей исполняется концертный номер.

Здравствуйте, люди добрые! А скажите мне, пожалуйста, почему нельзя здороваться за руку или передавать что-либо через порог? Дело в том, что порог - граница избы. У древнего человека это была нешуточная граница между мирами: "своим" и "чужим", "хорошо обжитым" и "менее обжитым". Гость является с "чужой" стороны, откуда знать хозяину, кто он такой? Кто подтвердит ему, что этот человек доброжелателен? И что он вообще - человек? Есть такая легенда. Ненастной осенью просится в избу незнакомец, озябший и вымокший. Его впускают, дают обсушиться, радушно усаживают к столу. Утром оказывается, что это был... Леший. "Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, - прощаясь, говорит он человеку. - Ни один зверь не обидит!" А что было бы, не прояви люди гостеприимство?

Сегодня в нашем доме собрались только доброжелательные гости. Да собрались по великому поводу: чествуем сегодня победителей конкурса на лучшее подсобное хозяйство, в котором принимали участие 7 семей из семи районов области.

Представление семей.

Эти семьи сегодня будут хозяевами нашего большого дома. Это они будут принимать гостей.

Раньше в русском языке были хорошие слова - "домоустройство", "домохозяйство", т.е. забота о добром порядке всего домашнего обихода - построек, утвари, одежды, пищи. Наши хозяева знают, как вести домохозяйство. Это могут подтвердить почетные гости, которым отведено и место почетное - в красном углу. Знаете ли вы, где располагается красный угол? (Ответы гостей.) Красный угол у древних располагался по диагонали от печи. А печь располагалась в разных районах Руси у северной, северо-западной или северо­восточной стены избы. Значит, красный угол был около южной стены. Юг для наших предков всегда символизировал лето, тепло, жизнь. Его святость не нуждается в доказательствах. Красный угол называли "большим" углом, "святым", "Божьим", недаром именно там находятся иконы. Теперь слово почетным гостям.

Выступление представителей администрации, старейших жителей, других почетных гостей.

В старой Руси очень любили песни. И сейчас мы не прочь попеть да и послушать.

Концертный номер.

Вы знаете, у славян в историческую эпоху главой семейной общины оказывался чаще всего мужчина. У русских славян он назывался "большак", "набольшой", "старшой". Непременной спутницей "большака" была "большуха". Распоряжаясь трудом домочадцев, глава семьи не лежал дома на лавке: он сам был первым работником и в любом деле показывал пример. Самые важные вопросы, касавшиеся хозяйственной деятельности и личной жизни членов рода, обсуждали и решали на семейном совете, где мужчины и женщины имели равное право голоса.

Ведущий задает вопрос одной из семей: "У вас бывает семейный

совет?"

Все, как раньше: энергичный старейшина, мудрая большуха, работящие взрослые, ухоженные дети, окруженные почетом старики. Такие говорят: "Мой дом - моя крепость".

Семья, отвечавшая на вопрос, показывает свою "визитку". Объявляется

номинация, в которой победила семья, например, "Самая трудолюбивая

семья", происходит награждение.

Наверное, потому и прочна была семья раньше, что уважительными были отношения в ней и сохранялся веками выверенный образ жизни. И всем было отведено свое место и назначение. Самых младших членов рода во всех славянских языках называют "ребенок", "чадо", "дитя". "Дитя" в буквальном смысле означает "вскормленное". "Дитя" еще очень мало умеет и не проявило себя как разумная личность. А вот "детиной" называли в старой России взрослого мужчину, который жил с родителями, по какой-то причине не обзавелся собственной семьей, то есть, по тогдашним понятиям, не реализовал себя в качестве полноценного члена общества. И до сих пор, давно забыв исконное значение, при слове "детина" мы ■ представляем себе нечто здоровенное, не наделенное, впрочем, великим умом.

Вопрос к следующей семье: "Ваши дети вряд ли вырастут "детинами". Осознанно они помогают по хозяйству?"

Вот видите, и в наше время владеют искусством воспитывать детей. "Визитка" семьи. Награждение в номинации "Самая дружная семья".

Об истории рода можно узнать не только по преданиям или обычаям, но и по предметам творчества.

Вопрос к следующей семье: "Что в привезенной вами выставке семейного творчества для вас самое ценное?" После ответа семья представляет свою визитку и получает награду в номинации "Самая

активная семья".

Существовала такая пословица, ныне совсем позабытая: "Женятся ради щей, замуж идут ради мяса". Мужчине требовалась домовитая хозяйка, женщине - добытчик. И уж если создавали семью, то стремились к тому, чтобы жить душа в душу.

Вопрос к следующей семье: "Не так давно ваши судьбы слились в одну, как вы поддерживаете лад в семье?"

Древние верили: обида и гнев создают вокруг человека нечто вроде сильного и очень вредного энергетическою заряда. Куда, в кого "выстрелит" этот заряд, предугадать невозможно. Отсюда у древних мягкость, обходительность, мудрое стремление уходить от конфликтов.

Визитка четвертой семьи. Награждение в номинации "Самая молодая

семья".

Мудрости стоит поучиться и у наших мужчин, когда на капризы и раздраженность жен они говорят: "Лада, не надо хмуриться".

Концертный номер-песня "Лада", после которого Ведущий задает

вопрос трем оставшимся семьям: "Когда собираются хорошие

знакомые, о чем они разговаривают?"

Они стараются рассказать все свои новости и услышать новости других. Люди, которые живут хозяйством, землей и хлопотами об урожае, собираясь вместе, наверняка поведут беседу о том, какой уродился год. Так каков урожай в этом году? (Ответы.) Если родится плохой урожай, часто пеняют на природу и погоду, что, мол, природные условия помешали. У наших дорогих хозяев все в порядке с погодой, уважением к земле и трудолюбием!

Объявляются и награждаются победители конкурса на лучшее подсобное хозяйство, занявшие 3, 2 и 1 места. Визитки семей.

Домовитый человек, т.е. хороший, зажиточный хозяин, на Руси всегда пользовался уважением. Он отлично знал, как вести хозяйство так, чтобы оно было крепким. В настоящее время также хороши хозяева, раз заслужили такие награды!

Концертный номер.

А сегодня мы у них в гостях, но так и не угостились! Но прежде опять же скажу: пища раньше была не просто физическим насыщением. Это было причастие. Причастившиеся одного хлеба, каши, темных плодов или дичи в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла. Таким образом, хлеб-соль, которым сегодня "по русскому обычаю" встречают приехавшую делегацию, не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями. Давайте по старому обычаю отведаем кушанья, ведь "своим", в полном смысле слова, становится лишь тот, кто делит между собой трапезу, В конце концов, мы все родные на этой земле и мы помним свое родство!

Можно сказать, что мы сегодня стали как одна семья в большом общем доме. А вы знаете, что для древних славян все в жизни было исполнено глубочайшего смысла? Тем более строительство дома. Человек при строительстве своего дома уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе.

В начале строительства совершались жертвоприношения. Так вот, по некоторым представлениям, из души жертвенного животного возникал Домовой. По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно другим народным верованиям, у Домовых были и жены, и ребятишки, стало быть, Домовой мог появиться и "естественным путем".

Входит Домовой.

Домовой. Ишь, рассуждают! Пришли, натоптали тут, насорили, шум устроили! Того и гляди - урон хозяйству нанесут!

Ведущая. Не ругайся, Дедушка-соседушка! Хорошие люди у тебя в доме, а среди них - победители конкурса на лучшее домашнее подворье. Они, как и ты, толк в хозяйстве знают.

Домовой. Знают! Все ли знают? И про меня знают?

Ведущая. Знают!

Домовой. А знают ли про то, что я самый добрый из моих собратьев?

Вы знаете, кто такой Дворовый? (Хозяин двора.)

А как зовут хозяина овина? (Овинник.)

А как зовут хозяина бани? (Банник.)

Как Банник может потешаться над людьми в бане? (Любимое азвлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи-каменке и "стрелять" ими в людей.)

Впрочем, с ним можно и легко поладить. А что нужно сделать?

(Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда не подгоняют друг друга - этого Банник не выносит, сердится.)

Так-то вот! Знайте теперь да правильно ведите себя в бане!

Домовой проводит народные игры и организует пение народных песен.

Ведущая. Существует незримая связь времен -далекой древней Руси и сегодняшней России. Она - в обычаях, традициях, преданиях и просто в обычной жизни.

Поздравляем еще раз наших добрых хозяев с их заслуженными наградами за труд! Пока жива любовь к земле и людям, живущим на ней, своему дому и обычаям Руси-матушки, будут процветать и большие села, и маленькие деревеньки!

Звучит песня "Деревенька моя".

 

 

Театр миниатюр

У доктора

Сценка для двух исполнителей.

Действующие лица: Бабка, Доктор.

 

За столом сидит Доктор, к нему заходит Бабка.

Бабка. Здравствуй, сыночек.

Доктор. Здравствуйте, бабушка. Вы ко мне?

Бабка (оглядываясь). К тебе, к тебе. Ты же доктор!

Доктор. Не «ты», а «вы», не к «тебе», а к «вам»!

Бабка. К нам? Я же одна...

Доктор. Вижу. Но прошу меня называть на «вы»!

Бабка. Хорошо, милок. Доктор. Значит, вы ко мне. Бабка. Мы?.. (Оглядевшись.) Я одна, доктор.

Доктор....значит, ко мне... Бабка. К тебе, к тебе.

Доктор. К вам!

Бабка (пугаясь повышенного тона). Как же... Я же одна... зачем к нам... (Озираясь.) Зачем ко мне, если я к тебе, сыночек. Ты же доктор!

Доктор. Да, я — доктор!

Бабка. Ну вот, я к тебе.

Доктор (почти крича). К вам!

Бабка. Чего же к вам, если ты один, миленький....

Доктор. Ну и что, это культура общения.

Бабка (кокетливо). Ой, милок, какое мне общение. Мне бы к доктору.

Доктор. Вы у доктора.

Бабка (так же озираясь). Мы? А доктор где?

Доктор. Доктор — это я!

Бабка. Ты? Так ты, миленький, все-таки один.

Доктор. Конечно, один, и еще вы...

Бабка. Мы? (Недоверчиво.) А я к тебе, сыночек миленький, шла-шла...

Доктор (крича). К вам!

Бабка (застыв). Сыночек, ты же сказал, что ты один, а теперь опять...

Доктор. Один я, один. Но прошу на «вы»!

Бабка (набрав воздуха, выталкивает из себя). Вы, докторы, вы мне помогите, кушать не могу!

Доктор. Почему?

Бабка. Сынок, понимаешь, ты молодой, красивый...

Доктор. Вы! Прошу на «вы»!

Бабка. А я и говорю — вы, докторы, молодые, красивые, а я бабка старая уже.

Доктор. ФИО?

Бабка. Что? Не ругайся, милок...

Доктор. Фамилия, имя, отчество?

Бабка (кокетливо). Ой, милок, зачем тебе?

Доктор. Как вас зовут?

Бабка (озираясь). Нас? Зачем нас звать, я и сама, ой, мы сами, если надо...

Доктор. Как вас зовут? Имя?

Бабка. Нас, значит? (Испуганно оглядывается.) Значит, нас... как...

Доктор. Как вас зовут, твою мать...

Бабка. А-а, маму мою? Так бы и сказал. Маму Варей, и меня так же — Агрофена. Доктор (плюнув на все). А фамилия ваша? Бабка. Наша с мамой? Хаббеббулин мы.

Доктор ( пишет). Хаб... через два «б»?

Бабка. Нет, через четыре — Хаб-беб-булины мы!

Доктор. А папу как звали?

Бабка (плача). Ой, доктор, его не звали. Его не любили звать. Бывало, его позовут, а он напьется и устроит дебош. Никто его не звал...

Доктор. Я спрашиваю — как имя вашего отца?

Бабка (указывая на себя и доктора). Нашего?

Доктор. Имя отца!

Бабка. Ванес, но все звали Ванькой. (Плачет.) Хороший был человек, но помер от пьянки. Одна я, доктор. Доктор. Вижу. Сколько вам лет?

Бабка. Одна я, доктор...

Доктор. Сколько лет?

Бабка. Мне, значит? (Озираясь, а потом кокетничая.) Ой, зачем тебе, сынок? Я уже бабка старая...

Доктор. Бабка старая, сколько тебе лет?

Бабка (обрадовано). Я одна, да, доктор?

Доктор. Да!!! Да-а-а!

Бабка. А ты, сынок, не нервничай, успокойся. Много уже.

Доктор. Сколько — много?

Бабка. Не помню.

Доктор. На что жалуемся?

Бабка. Пока не на что. С соседями душа в душу живем. Вот только отец помер, муж помер, одна я, доктор...

Доктор. Вижу. Что болит?

Бабка. Ничего не болит, сынок. Кушать не могу. Пищу вижу, а съесть никак...

Доктор. Почему? Зубов нет?

Бабка. Зубы-то все свои. А вот денег не хватает — пищу вижу, на прилавке, а купить и скушать не могу.

Доктор. О-о-о! Это не ко мне.

Бабка. А к кому же, милок?

Доктор (берет под руку и выводит). Это к министру финансов, бабуля!

 

 

Бывают чудеса

Вариации на тему А. Пушкина.

 

Действующие лица:

Поп, Ткачиха, Повариха, три цыганки

Выходят Поп, Ткачиха, Повариха.

Ткачиха. Жил-был поп, Толоконный лоб.

Повариха. Пошел поп по базару

Поискать кой-какого товару.

Ткачиха. А чего же поп искал?

Поп. Такого, чтоб народ сказал:

«Вот уж диво, так уж диво —

И полезно, и красиво».

Ткачиха. Ему навстречу с водопою

Цыгане шумною толпою.

Поп. Ой вы, гости-господа!

Что украли? Где? Когда?

Первая цыганка. Не губи ты наши души,

Ты про наш товар послушай!

Мне прабабкою дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имеет:

Говорить оно умеет.

Поп берет зеркальце, рассматривает.

Поп. Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех умнее,

Всех богаче и честнее?

Ткачиха. И услышишь ты в ответ:

«Ты прекрасен, спору нет».

Повариха. «Но скажу я молодцу,

Что прыщи-то не к лицу».

Поп. Нет, товар твой нехорош,

Обругает ни за грош.

Поп возвращает зеркальце, смотрит на вторую цыганку, которая протягивает яблоко.

Вторая цыганка. А вот яблоко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто...

Ткачиха. Это сказка, а не быль,

Оно made in Чернобыль!

Поп. Нет, товар твой нехорош,

С ним вообще с ума сойдешь,

Полысеешь ни за грош,

А потом совсем помрешь!

Поп вытирает руки об одежду. Вперед выступает третья цыганка.

Третья цыганка. У меня вот не безделка.

Поп. Хвост?

Третья цыганка. Да, хвост, но он от белки.

Белка песенки орала

Да орехи разгрызала.

А орехи не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд...

Повариха. Белку Штирлицем зовут,

За рубеж она слиняла.

Ткачиха. Хвост под елкой потеряла.

Третья цыганка. Ну, берешь?

Поп. Нет, не беру.

Я ж от зависти помру:

Кому-то ядра, изумруд,

А мне хвосты? Да я вам тут

Сейчас устрою хоровод!

Вторая цыганка. Поп, а взяток не берет!

Поп. Какие взятки! Я ж святой!

Грешить мешает крестик мой!

Показывает крест.

Его дала мне моя мать.

Первая цыганка. Сынок! Позволь тебя обнять!

Я двадцать лет тебя искала!

Поп. Жизнь начинается сначала!

Повариха. Бывают чудеса на свете!

Ткачиха. Поп в таборе маманю встретил!

Повариха. Потом мы вместе посидели

На травушке, где дуб зеленый...

Поп. И пили мед... и громко пели,

А подпевал нам кот ученый.

Ткачиха. Я много лет на свете маюсь,

Но встрече этой удивляюсь.

Третья цыганка. Такого раньше не бывало,

Но насмотрелись сериалов...

 

Пьяным быть смешно

Выступление хора.

 

На сцене хор: мужчины с «бабочками» на шее, женщины с большими носовыми платками. У некоторых синяки под глазами, кто-то икает, пошатывается. В руках у всех зажигалки или свечи.

Ведущий. Выступает хор деревни Непьяновка Разливного района Само­гонной области имени безвременно ушедших тети Зины, дяди Васи и других безвестных алкоголиков и пьяниц. Солисты нашего хора не буйные, тихие, все «завязали».

В хоре завязывают узлы на платочках, рубахах.

Пить или не пить? Этот философский вопрос продолжает будоражить их уже почти трезвое сознание и является эпиграфом к выступлению. Представляю солиста незаурядного хора: Иван-непьян!

Выходит Иван из рядов хора, косолапя и качаясь, у него в руках мокрый платочек, из которого периодически выжимаются «слезы».

Иван (величественно). Песня!

Во время песни хор поднимает вверх руки и качается в такт с зажженными свечами, зажигалками, кто-то периодически может выпадать из рядов, вытирать набегающую слезу и т.д. Песня исполняется на мотив «Belle».

Иван. Вот и наступил опять рассвет,

Ох, а у меня уж силы нет.

И после выпивки кружится голова,

Трясутся руки, заплетаются слова.

Хор. Святая дева, ты не в силах нам помочь!

Мы водку пить хотим и день, и даже ночь!

Стой, не покидай ты нас, безумная мечта,

В рабов людей всех превращает водочка.

И после смерти нам не обрести покой,

Мы знаем точно: вреден людям алкоголь.

Иван (поет на мотив песни «Как молоды мы были»). Оглянись, незнакомый прохожий,

Мне твой взгляд уж нетрезвый знаком.

Может, я это, только пьянее,

Не всегда мы себя узнаем.

Хор. Ничто на земле не проходит бесследно:

Вот печень болит, и это заметно!

Да, пьяными мы были, да,

пьяными мы были, Но искренне мы пили, ведь верили в себя.

Иван. Первый тайм мы уже отыграли

И одно лишь сумели понять:

Чтоб тебя под столом не теряли,

Постарайся себя не терять.

Хор повторяет припев.

В небесах отгорели зарницы,

И в мозгах утихает гроза.

Не забыть нам всю тяжесть в желудке,

Не забыть бы, что пить нам нельзя.

Хор повторяет припев.

Иван (поет на мотив «У незнакомого поселка»).

Стояла дача над горою,

Откуда виден был закат,

Нас оставалось только трое

 

Моих знакомых корешат,

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в доме том

У незнакомого поселка,

Где варят лучший самогон.

 

А рядом женушки кружили,

Их было видно, словно днем.

Но только крепче мы дружили

За самогоном и вином.

И как бы трудно ни бывало,

Я верен был своей мечте. (Стучит себя в грудь.)

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

 

Мне часто снятся те ребята …(Плачет)

Не могу больше…

Уходит. На сцену выползает пьяный с бутылкой, поет на мотив песни «Каким ты был, таким ты и остался»

Пьяный. Я ждал, когда пройдут 15 суток,

Когда вернулся я домой…

Хор. Каким ты был, таким ты и остался,

Орел степной, алкаш дурной.

Зачем, зачем ты снова к нам примчался?

Зачем нарушил наш покой?

Возвращается протрезвевший Иван-непьян Поет с хором на мотив «Ах, карнавал».

Ах, алкоголь, удивительный миг,

Ты перепутал и дом, и свой лик.

Если ты водку весь день будешь пить,

Утром придется за «Клинским» сходить.

Ах, алкоголь, омерзительный миг,

Как ты сумел всю семью загубить?

Если ты водку весь день будешь пить,

С кем ты тогда собираешься жить?

Хор повторяет последние две строки несколько раз, кланяется и уходит.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: