Закономерности, принципы и методы управления социально - экономическими системами

ТЕМА № 1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ БАКАЛАВРОВ

С 2003 года трёхуровневая система обучения

Бакалавриат

Магистратура

Аспирантура

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Спец. Дисциплины + ФГОС ВО стандарты

Формирование патриотизма и гражданской позиции

Знать:

– Этапы развития управленческой мысли

– Специфику управления социально-экономическими системами

– Особенности государственного муниципального управления и менеджмента

Уметь:

– Анализировать и применять в современном мире основное содержание этапов

– Применять теорию на практике

– Анализировать процесс управления конкретной организации

Владеть:

© Планирование, организация, контроль, мотивация, руководство

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление как процесс

Управление -процесс целенаправленного, систематического воздействия субъекта управления на объект управления с целью обеспечения его функционирования и развития в заданном субъектом управления режиме.

Чтобы процесс пошёл, нужна система

Система- целостность компонентов, работающих за одно

→Субъект управл. →Воздействие субъекта на объект→ Объект управл.→Обратная связь→

1) Управление техническими механизмами (машиной)

2) Управление биологическими системами

3) Управление социально экономическими системами (людьми)

а) Государственное и муниципальное управление

б) Хозяйственными организациями (менеджмент)

Менеджмент (корпоративное управление) - это наука о принципах, методах и средствах управления организацией в целях повышения эффективности её функционирования и развития.

Организации – Коммерческие (ориентированы на прибыль) и некоммерческие (бюджетные)

Предпринимательство – деятельность на свой страх и риск для получения денег

Менеджеры высшего звена – чиновники

Менеджеры среднего звена – директора

Менеджеры низшего звена – начальник бригады

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Кибернетика наука об общих закономерностях, принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе.

Берёт начало в Древней Греции (кибернет – ремесло кормчего, управляющего кораблём в неспокойном море, идущий к своей цели)

Теория управления это наука о закономерностях, принципах и методах управления социально - экономическими системами.

Системный подход

Изучение компонентов системы управления (60-е годы прошлого века)

Фредерик Тейлор, Френка и ЛилианГилбретт, Генри Форд

Процессный подход

Изучение строения системы

Планирование→ организация→ мотивация→ контроль

Анри Файоль

Ситуативный подход

Действуем о ситуации, применяя всё, что знаем (80е годы ХХ века)

Теоретик: ИгорьАнсофф

Практик: Б. Карлоф «Скандинавские воздушные линии»

ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.

Единство системы управления

• наличие всех, отмеченных выше компонентов системы управления;

• наличие устойчивых связей и отношений между компонентами системы управления;

• следование единым принципам управления на всех уровнях управленческой пирамиды;

• наличие единых требований, как к представителям управляемой, так и управляющей подсистем;

• непрерывность и ритмичность процесса управления.

Централизация и децентрализация

Пропорциональность, соотносительность и адекватность субъекта и объекта управления

1) Принцип демократического централизма (советуйся, но принимай решения сам)

2) Принцип ответственности (власть пропорциональна ответственности)

3) Принцип научного управления (используй опыт и теорию, полученные ранее)

4) Принцип планового осуществления управленческой деятельности

5) Принцип правильного подбора и расстановки кадров

6) Принцип материального и морального стимулирования

7) Принцип экономичности и эффективности (дёшево и хорошо)

8) Принцип преемственности управленческих решений (вспомни, что делали в организации до тебя и возьми всё самое лучшее)

Метод – «путь познания» путь решения проблемы

Административные методы(опираются на власть руководителя)

Уставы, договора, приказы и т.д.

Экономические методы(льготы, премии)

Социально-психологические методы

Моральные стимуляторы,коммуникация с сотрудниками

Системы работают только в комплексе!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: