ТЕМА № 1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ БАКАЛАВРОВ
С 2003 года трёхуровневая система обучения
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Спец. Дисциплины + ФГОС ВО стандарты
Формирование патриотизма и гражданской позиции
Знать:
– Этапы развития управленческой мысли
– Специфику управления социально-экономическими системами
– Особенности государственного муниципального управления и менеджмента
Уметь:
– Анализировать и применять в современном мире основное содержание этапов
– Применять теорию на практике
– Анализировать процесс управления конкретной организации
Владеть:
© Планирование, организация, контроль, мотивация, руководство
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление как процесс
Управление -процесс целенаправленного, систематического воздействия субъекта управления на объект управления с целью обеспечения его функционирования и развития в заданном субъектом управления режиме.
|
|
Чтобы процесс пошёл, нужна система
Система- целостность компонентов, работающих за одно
→Субъект управл. →Воздействие субъекта на объект→ Объект управл.→Обратная связь→
1) Управление техническими механизмами (машиной)
2) Управление биологическими системами
3) Управление социально экономическими системами (людьми)
а) Государственное и муниципальное управление
б) Хозяйственными организациями (менеджмент)
Менеджмент (корпоративное управление) - это наука о принципах, методах и средствах управления организацией в целях повышения эффективности её функционирования и развития.
Организации – Коммерческие (ориентированы на прибыль) и некоммерческие (бюджетные)
Предпринимательство – деятельность на свой страх и риск для получения денег
Менеджеры высшего звена – чиновники
Менеджеры среднего звена – директора
Менеджеры низшего звена – начальник бригады
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Кибернетика - наука об общих закономерностях, принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе.
Берёт начало в Древней Греции (кибернет – ремесло кормчего, управляющего кораблём в неспокойном море, идущий к своей цели)
Теория управления – это наука о закономерностях, принципах и методах управления социально - экономическими системами.
Системный подход
Изучение компонентов системы управления (60-е годы прошлого века)
|
|
Фредерик Тейлор, Френка и ЛилианГилбретт, Генри Форд
Процессный подход
Изучение строения системы
Планирование→ организация→ мотивация→ контроль
Анри Файоль
Ситуативный подход
Действуем о ситуации, применяя всё, что знаем (80е годы ХХ века)
Теоретик: ИгорьАнсофф
Практик: Б. Карлоф «Скандинавские воздушные линии»
ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.
Единство системы управления
• наличие всех, отмеченных выше компонентов системы управления;
• наличие устойчивых связей и отношений между компонентами системы управления;
• следование единым принципам управления на всех уровнях управленческой пирамиды;
• наличие единых требований, как к представителям управляемой, так и управляющей подсистем;
• непрерывность и ритмичность процесса управления.
Централизация и децентрализация
Пропорциональность, соотносительность и адекватность субъекта и объекта управления
1) Принцип демократического централизма (советуйся, но принимай решения сам)
2) Принцип ответственности (власть пропорциональна ответственности)
3) Принцип научного управления (используй опыт и теорию, полученные ранее)
4) Принцип планового осуществления управленческой деятельности
5) Принцип правильного подбора и расстановки кадров
6) Принцип материального и морального стимулирования
7) Принцип экономичности и эффективности (дёшево и хорошо)
8) Принцип преемственности управленческих решений (вспомни, что делали в организации до тебя и возьми всё самое лучшее)
Метод – «путь познания» путь решения проблемы
Административные методы(опираются на власть руководителя)
Уставы, договора, приказы и т.д.
Экономические методы(льготы, премии)
Социально-психологические методы
Моральные стимуляторы,коммуникация с сотрудниками
Системы работают только в комплексе!