ТЕМА 4
ТЕМА 3
ТЕМА 2
ТЕМА 1
По дисциплине
«Новые технологии в информационных системах»
Введение. Информатизация общества как особенность современного этапа развития общества. Роль и значение экономической информационной системы в развитии современного общества. Перспективы развития ЭИС в экономике, роль информационных технологий в управлении. Предмет и содержание дисциплины.
Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров - все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.
Современный специалист - экономист должен уметь принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными знаниями, такими как основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности, банковское дело, административное управление, налогообложение он должен владеть информацией по построению информационных систем.
Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации, на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система" (ЭИС). Детальное изучение ЭИС опирается на понятия "информация" и "система", к которым мы и переходим.
Информация и система, возможно, являются простейшими фундаментальными категориями, не выражаемыми через более общие понятия (как, например, точка в геометрии). Поэтому приводимые далее определения всего лишь поясняют и уточняют эти категории.
Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.
Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.
Информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов.
На выбор того или иного способа обработки данных в ЭИС влияет очень большое количество факторов, связанных как с самим объектом управления, так и управляющей системой. Количество возможных вариантов построения технологического процесса обработки данных оказывается довольно значительным. Поэтому с целью облегчения изучения и проектирования этих процессов целесообразно выделять некоторые классы процессов.
При этом существенное влияние на классификацию оказывают возможные режимы обработки данных в вычислительных системах (ВС). Целесообразно выделять режимы работы и режимы эксплуатации вычислительных систем.
Режимы эксплуатации во многом связаны с повышением эффективности работы пользователей. Режимы работы в основном определяют эффективность работы ВС.
Эффективность работы ВС часто характеризуется ее производительностью. Большое влияние на производительность оказывает возможность совмещения в системе работы устройств ввода-вывода и центрального процессора. Такую возможность обеспечивает использование в системе многопрограммного режима работы. Наличие нескольких процессоров также влияет на повышение производительности. Такой режим работы системы именуется многопроцессорным.
Полезно рассмотреть и некоторые режимы эксплуатации вычислительной системы. К ним относится режим пакетной обработки (off-line), (объединение нескольких ПП в группу, называемую пакетом). Для данного режима характерно минимальное вмешательство оператора, высокая эффективность работы ВС, но большие затраты времени на ожидание результата. Ускорение выдачи результата возможно с использованием режима работы системы, называемого параллельной обработкой или квантованием времени для пакетной обработки. Т.е. каждой прикладной программе из группы выделяется квант времени, по истечении которого управление передается следующей программе. Это позволяет получить результаты по коротким программам до окончания обработки всего пакета.
Еще больше увеличивает скорость ответа системы пользователю возможность непосредственного доступа, осуществляемого в оперативном режиме обработки (on-line). При многопрограммном режиме работы ЭВМ с использованием квантования времени и режима непосредственного доступа получается режим, именуемый разделением времени (time-sharing).
Задачи, решаемые в АСУ можно подразделить на задачи, которые требуют немедленного ответа, и задачи, допускающие определенную задержку ответа. Для задач с немедленным ответом предназначен режим реального времени. Он характеризуется дистанционной обработкой информации, или телеобработкой. Телеобработка применима и для других режимов (например, для пакетного), позволяет передавать пакеты на обработку ЭВМ и получать результаты пользователям, находящимся на значительном расстоянии от нее. Для передачи данных часто используются каналы связи.
Выбор того или иного режима эксплуатации вычислительной системы определяется параметрами решаемых задач. Когда пользователь имеет доступ к какому-либо терминалу и в обработке участвует небольшой объем данных (что характерно для информационного поиска и обработки сообщений) целесообразно использовать непосредственный доступ с немедленной обработкой.
Для больших объемов информации и некритичности времени обработки характерен пакетный режим. Он сочетается с телеобработкой, что обеспечивает более быструю доставку результатов пользователю.
Подготовленные и введенные в ВС данные в процессе хранения располагаются, как правило, на внешних накопителях информации.
Идеология, положенная в основу организации системы хранения, во многом определяет технологию внутримашинной обработки данных. Т.е., рост избыточности информационных массивов, возрастание суммарного объема архивов данных на МН и соответственно рост машинного времени и численности работников приводят к необходимости организации хранения данных в виде банка данных, что облегчает внесение изменений в массивы.
Значительная часть информации подлежит переработке, хранению, передаче, сбору, доведению до пользователей, остальная часть информации поступает извне или вырабатывается внутри производства. Т.е. можно говорить о процессах циркуляции и переработке информации (информационных процессах).
Информационная технология базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.
Техническое обеспечение - это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Вид информационной технологии, зависящий от технической оснащенности (ручной, автоматизированный, удаленный) влияет на сбор, обработку и передачу информации. Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Становясь более мощными, персональные компьютеры одновременно становятся менее дорогими и, следовательно, доступными для широкого круга пользователей. Компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями. Скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.
Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.
Информационное обеспечение - совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.
Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.
Вопросы для самоконтроля:
1. Информационная технология и информация
2. Понятие информационной технологии
3. Информация и информационная система
4. Шенноновский подход к определению количества информации
Рекомендуемая литература [1,3,4,5]
Основы поcтроения информационных систем. Понятие систем. Свойства систем. Общая модель построения системы фирмы. Взаимосвязь и взаимодействие систем со средой. Основные понятия и определения ИС. Элементы и структура ИС. Классификация ИС. Краткий обзор ресурсов ИС. Жизненный цикл ИС.
Понятие системы широко используется в науке, технике, в экономике когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания.
Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений, а так же знаний о природе и обществе.
Определение системы, как объекта исследования, начинается с выделения входящих в нее элементов из внешней среды, с которой она взаимодействует.
Под элементом системы понимается простейшая неделимая часть системы. Элемент является пределом деления системы с точки зрения решаемой исследователем задачи. Система может быть разделена на элементы не сразу, а последовательным расчленением ее на подсистемы.
Элемент системы не способен к самостоятельному существованию и не может быть описан вне его функциональных характеристик. С точки зрения системы важно не то, из чего состоит элемент, а какова его функция в рамках системы. Элемент определяется как минимальная единица, способная к самостоятельному осуществлению некоторой функции.
Подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, способных выполнять относительно независимую функцию, направленную на достижение общей цели системы.
Элементы, образующие систему, находятся в определенных отношениях и связях между собой. Как целое, система противостоит среде, во взаимодействии с которой проявляются ее свойства. Функционирование системы во внешней среде и сохранение ее целостности возможно благодаря определенной упорядоченности ее элементов, описываемой понятием структуры.
Структура есть совокупность наиболее существенных связей между элементами системы, мало изменяющихся при ее функционировании и обеспечивающих существование системы и ее основных свойств. Понятие структуры отражает инвариантный аспект системы. Структура системы часто изображается в виде графа, в котором элементы представлены вершинами, а связи между ними дугами.
Возможность выделения для системы внешнего окружения и относительно независимых подсистем приводит к представлению об иерархичности систем. Иерархичность означает возможность представить каждую систему как подсистему или элемент системы более высокого уровня. В свою очередь, каждая подсистема может рассматриваться как самостоятельная система, для которой исходная система служит системой более высокого уровня. Этот взгляд приводит к представлению о мире, как о иерархической системе взаимно вложенных систем.
Основным свойством системы, выделяющим ее из простой совокупности элементов, является целостность. Целостность – это принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов, а также невыводимость свойств системы из свойств ее элементов. Система есть нечто большее, чем сумма ее частей. Именно наличие этого свойства выделяет системы из произвольных совокупностей элементов как самостоятельный объект исследования.
Классификацию систем можно проводить по различным признакам. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные.
Материальные системы представляют собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем можно выделит неживые системы (физические, химические, технические и т.п.), живые или биологические системы и системы, содержащие в своем составе как неживые, так и биологические элементы. Важное место среди материальных систем занимают социально-экономические системы, в которых связями между элементами являются общественные отношения людей в процессе производства.
Абстрактные системы – это продукты человеческого мышления: знания, теории, гипотезы и т.п.
В зависимости от изменения состояния системы во времени различают статические и динамические системы. В статических системах с течением времени состояние не изменяется, в динамических системах происходит изменение состояния в процессе функционирования.
По степени определенности состояния системы делятся на детерминированные и стохастические (вероятностные). В детерминированное системе состояние её элементов в любой момент времени полностью определяется их состоянием в предшествующие моменты времени. Поведение детерминированной системы всегда можно точно предсказать. Состояние стохастической системы можно предсказать только с некоторой вероятностью.
По способу взаимодействия системы с внешней средой различают замкнутые и открытые системы. Замкнутые системы не взаимодействуют с внешней средой, все процессы, кроме энергетических, замыкаются внутри системы. Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им развиваться и усложнять свою структуру.
По степени сложности системы делятся на простые и сложные.
Под сложностью системы часто понимается количество ее элементов и связей между ними. Такое определение сложности не отражает качественных изменений, происходящих в поведении систем при их усложнении. Под сложной системой будем понимать систему, способную управлять своим поведением. Системы, не обладающие таким свойством, отнесем к простым. В соответствии с этим определением атом и солнечную систему следует отнести к простым системам. Любые технические системы, взятые сами по себе, вне зависимости от человека, также являются простыми. Действительно сложными системами, способными управлять своим поведением, являются человеко-машинные системы. В строгом смысле сложные системы появляются только с появлением жизни.
Среди сложных систем можно выделить системы, существенной особенностью которых является наличие разумной деятельности. Примерами таких систем являются экономическая система, любые виды социальных систем, эколого-экономическая система. Характерной особенностью таких систем является целенаправленность их поведения.
Под целенаправленностью понимается способность системы к выбору поведения в зависимости от внутренней цели. Для обозначения такого рода систем с высшим типом сложности в общей теории систем вводится понятие целеустремленной системы.
Целеустремленной системой называется система, осуществляющая целенаправленное поведение и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации. Способность системы формировать цель своего поведения предполагает присутствие в ней человека, обладающего свободой выбора при принятии решений. Все социальные и экономические системы являются целеустремленными, поскольку в них присутствуют люди, ставящие перед собой определенные цели.
Целенаправленная система должна обладать следующими свойствами, позволяющими ей моделировать и прогнозировать свое поведение во внешней среде:
- воспринимать и распознавать внешнее воздействие, формирую образ внешней среды;
- обладать априорной информацией о среде, хранимой в виде ее образов;
- обладать информацией о самой себе и о своих свойствах, хранимой в виде морфологического и функционального образов, образующих информационное описание системы.
Любой процесс в природе развивается и протекает по некоторым присущим ему закономерностям. Однако в силу всеобщей связи между явлениями в природе на него воздействуют другие процессы и он сам воздействует на эти процессы. В результате таких воздействий происходят различные отклонения от первоначального развития процесса. Внешние воздействия на процесс можно разделить на случайные и управляющие. Случайные воздействия не преднамерены. Управляющие воздействия специально предназначены для изменения хода того процесса, на который они направлены.
Управление называется процесс целенаправленного воздействия на систему с целью перевода её желаемое состояние.
Управление предполагает наличие управляемого объекта, некоторого управляющего органа, вырабатывающего управляющие воздействия, наличия цели управления и критерия управления, позволяющего в численной форме оценить степень достижения цели управления. В системах административного или организационного управления управляющее воздействие заключается в принятии решений в процессах планирования и оперативного управления, реализуемых на более низших уровнях управления, а также в контроле за реализацией принятых решений. Людей, выполняющих эти функции, называют администраторами или руководителями. За рубежом применяют термины manager – руководитель, управляющий и management – административное управление в отличие от control – управление техническими системами.
В производственных системах человек с помощью технических средств непосредственно управляет технологическими или производственными процессами. Человека, осуществляющего такое управление, называются оператором.
Администратор получает и передает информацию в виде различных документов, в ходе переговоров с другими людьми, через компьютерную сеть и т.д. Оператор, как правило, получает сведения о состоянии управляемой системы в форме, представленной различными техническими средствами отображения информации – цифровыми и графическими табло, пультами со стрелочными, цифровыми и индикаторными приборами, средствами звуковой сигнализации. Принятые решения оператор реализует, воздействуя на производственный процесс, используя технические средства управления. Процесс принятия решений оператором гораздо легче формализуем, чем для администратора. Структурная схема системы управления приведена на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема системы управления
Система управления представляет собой совокупность объекта управления (ОУ), управляющего органа (УО) и исполнительного органа (ИО). В системе управления выделяются две подсистемы: управляющая подсистема, образованная управляющим и исполнительным органами, и управляемая подсистема, образованная объектом управления.
В процессе функционирования этой системы управляющий орган получает осведомительную информацию Iос о текущем состоянии объекта управления и входную информацию Iвх о том, в каком состоянии должен находиться объект управления. Отклонения объекта управления от заданного состояния происходят под воздействием внешних возмущений V. Результатом сравнения информации Iвх и Iос в управляющем органе является возникновение управляющей информации Iу, которая воздействует на исполнительный орган. На основе информации Iу, исполнительный орган вырабатывает управляющее воздействие U, которое ликвидирует отклонение в объекте управления.
Наиболее сложным звеном в системе управления является управляющий орган. Здесь степень сложности определяется количеством выполняемых функций. Управляющий орган должен уметь производить набольшее разнообразие действий. На любое воздействие управляющий орган должен отреагировать соответствующим образом, своевременно обработав поступившую в него информацию и выработав управляющую информацию.
Как видно из структурной схемы системы управления, для функционирования необходима информация. На приведенной схеме изображены три её потока: Iвх, Iос и Iу. Информация Iвх сообщает управляющему органу о множестве возможных состояний объекта управления и управляющего органа, а также о том, в каком из состояний должен находиться объект управления при заданных внешних условиях. Информация Iос – это информация обратной связи. Понятие обратной связи является фундаментальным в теории управления. В общем случае под обратной связью понимают передачу воздействия с выхода какой-либо системы обратно на её вход. В системах управления обратная связь является информационной, и с её помощью в управляющую подсистему поступает информация о текущем состоянии управляемой подсистемы. Третий информационный поток Iу. – это информация, возникающая в результате обработки в управляющем органе информации Iвх и Iос и управляющая работой исполнительного органа.
Важным компонентом входной информации Iвх является информация о цели управления. Управление без цели бесцельно, а значит, бессмысленно. Если управление наилучшим образом соответствует поставленной цели, оно называется оптимальным. Критерием оптимальности управления является некоторая количественно измеряемая величина, отражающая степень достижения цели управления. Математическая запись критерия оптимальности называется целевой функцией. При оптимальном управлении целевая функция достигает экстремума.
Системы управления, в которых используются автоматизированные информационные технологии, подразделяются на системы автоматического управления и автоматизированные системы управления.
Автоматическое управление осуществляется в простых технических системах, в которых заранее известны описание объект управления и алгоритм управления. Благодаря этому системы автоматического управления могут работать автономно, без участия человека, хотя, конечно, их создание и наблюдение за их функционированием невозможно без человека.
Автоматизированные системы управления включают в контур управления человека, как необходимый элемент. Наличие лица, принимающего решения, является отличительной чертой автоматизированных систем управления.
В автоматизированной системе управления, несмотря на использование автоматизированных технологий, ответственность за принятие управляющих решений возлагается на человека. Информационная технология только помогает ему в этом. Процесс принятия решения человеком не формализуем. При принятии решения человек может учитывать такие аспекты, как мораль, традиции, человеческие взаимоотношения. Поэтому управление социально-экономическими системами не возможно без участия человека. На рис. 3. показаны фазы процесса принятия решения.
На первом этапе на основе информации Iвх от концептуальной модели и осведомляющей информации от объекта управления Iос выполняется постановка задачи, решение которой должно позволить найти наилучшее управление в данной ситуации. На следующем этапе идёт выдвижение возможных альтернатив, то есть возможных вариантов решения решений задачи. Поскольку управление всегда ведется с определенной целью, решение поставленной задачи должно согласовываться с общей целью управления и частной целью в данной ситуации. Поэтому необходим критерий, с помощью которого на следующем шаге производится выбор одной из альтернатив.
Рис. 3. Фазы процесса принятия решения
Выбранная альтернатива анализируется и на её основе формулируется окончательное решение в виде управляющей информации Iу. Для автоматизации процесса принятия решения необходимо, чтобы в ЭВМ находилась модель поставленной задачи, с помощью которой можно быстро просчитать результаты решения по различным альтернативам, исходным данным и критериям.
Важным методом исследования систем является метод моделирования. Его суть состоит в том, что исследуемый объект заменяется его моделью, то есть некоторым другим объектом, сохраняющим основные свойства реального объекта, но более удобным для исследования.
Различаю физические и абстрактные модели. Элементами физических моделей являются некоторые физические объекты, в которых протекают физические процессы, аналогичные процессам в изучаемой системе. Элементами абстрактных моделей являются слова и предложения некоторого языка. В автоматизированных информационных технологиях наибольшее распространение получили абстрактные информационные модели.
Информационная модель – это отражение предметной области в виде информационных структур. Отражение предметной области в информационных технологиях представляется информационными моделями нескольких уровней (рис. 4).
Концептуальная модель обеспечивает интегрированное представление о предметной области и имеет слабо формализованный характер (например, техническое задание, план производства и т.п.). Логическая модель формируется из концептуальной путем выделения конкретной части, её детализации и формализации. Математической моделью называется модель, формализующая выделенные в логической модели объекты и их взаимосвязи на языке математики. Математическая модель преобразуется в алгоритмическую модель, определяющую последовательность действий, необходимую для достижения заданной цели управления. На основе алгоритмической модели создается программа, являющаяся представлением алгоритмической модели на языке, понятном ЭВМ.
Рис. 4. Уровни информационных моделей
Вопросы для самоконтроля:
1. Система
2. Понятие системы и её свойства
4. Системы управления
6. Описание систем с помощью информационных моделей
Рекомендуемая литература [1,3,4,5,7]
Экономическая информация (ЭИ) как объект автоматизированной обработки. Понятия данных и информации. Классификация информации. Понятие и роль ЭИ в ЭИС. Классификация и особенности ЭИ. Структура ЭИ. Понятие и характеристика информационного продукта, товара и ресурса.
Слово информация происходит от латинского informatio - осведомление, сообщение о положении дел или о чьей-то деятельности, сведения о чем-либо.
Данные нельзя отождествлять с информацией. Информация содержит лишь те данные, которые уменьшают неопределенность интересующих нас событий. Поэтому, считаем, удобным использовать следующее определение.
Под информацией условимся понимать новые знания, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач. Информация - это то, что доведено до получателя через тройной фильтр механизма восприятия: принято - понято - оценено.
Такое определение дает возможность рассмотреть информацию на трех уровнях: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
На синтаксическом уровне рассматриваются только отношения между знаками в языке, взятые независимо от их содержания (значения) и ценности для тех или иных получателей.
Семантический фильтр (тезаурус) дает возможность изучать содержание сообщений. Содержанием сообщения является знание, упорядоченное определенным образом. Прагматический фильтр (механизм оценки) дает возможность оценить сообщение в связи с теми задачами, которые решает получатель в процессе своей практической деятельности.
Существуют различные виды информации: политическая, биологическая, математическая, технологическая, спортивная, экономическая и др.
Экономическая информация (ЭИ) - это информация об общественных процессах производства, обмена, распределения, накопления и потребления материальных благ. Она отображает экономические отношения и процессы общественного производства. ЭИ - это те сведения, знания, которые извлекаются из экономических данных в процессе обработки.
Данные - это сведения о состоянии любого объекта.
ЭИ имеет ряд особенностей. Отражает разностороннюю деятельность объектов (предприятий, фирм, бирж, ферм и т.д.) через натуральные, стоимостные и другие показатели. ЭИ может быть представлена в виде букв, цифр и их комбинаций. Она дискретна и фиксируется на различных носителях (магнитных дисках, документах и др.). Имеет линейную форму и записывается построчно. Для ЭИ характерна большая массовость и объемность, поэтому она нуждается в многократной группировке и обработке. ЭИ циклична, т.е. повторяются циклы ее возникновения и обработки. Для рациональной организации ЭИС и объективной оценки ее состояния важно количественное и качественное измерение информации.
Количественные параметры информации связаны с выявлением объемов данных. Количественное измерение информации с кибернетических позиций осуществляют с помощью классических информационных единиц, основанных на положениях теории информации (биты, диты, байты, ниты).
По формуле Хартли - Шеннона количество информации (ее объем) определяется по формуле:
J=n log m, (1)
где
m - число символов, из которых может быть составлено сообщение;
n - число символов в одном сообщении.
Исходя из формулы (1), получаем:
J = 1 log 2 = 1 бит
J = log 10 = 1 дит
1 бит = 0,693 нит
1 дит = 3,32 бит
1 байт = 8 бит (международная единица)
Количественная оценка информации используется только на синтаксическом (физическом) уровне. Например, объем ЭИ, который можно записать на дискете составляет 1,4 Мбайт.
Двоичное представление информации - основная форма записи информации для хранения, передачи и обработки ее в ЭВМ и в системах связи. Бит - самое мелкое в двоичном представлении количество информации.
Упорядоченная последовательность из 8 - ми битов называется - байтом. При создании ЭИС необходимо наряду с определением количества информации провести ее качественный анализ, раскрыть внутреннее смысловое содержание (семантику) информации.
Семантический подход в значительной степени связан с прагматическими свойствами данных, т. е. их полезностью для конкретного потребителя.
Качественно измерить ЭИ - это, значит, определить ее информативность, достоверность, актуальность, доступность восприятия, своевременность, ценность и т.д.
Информативность - количество смысловой информации, содержащейся в данных.
Доступность восприятия - определяется скоростью восприятия данных в единицу времени. Поэтому экономические данные представляются преимущественно в табличной форме, которая не только раскрывает смысл содержащейся информации, но и легко воспринимается.
Актуальность данных характеризует их пригодность для решения конкретной задачи в определенный момент времени. Поэтому актуальность и своевременность довольно близкие и качественные свойства информации и наряду с другими определяют ее ценность.
Ценность информации в общем виде трактуется как важность, значимость по отношению к потребителю. 0Отсюда главным фактором, определяющим ценность данных, являются их потребительские свойства и затраты на преобразование данных.
Для создания информационных систем нужна соответствующая классификация информации, позволяющая создать информационную базу.
В управленческой информации 70% объема занимает экономическая информация. Классификация ЭИ может быть произведена с различных точек зрения, в различных разрезах.
По отношению к функциям управления экономическую информацию можно подразделить с определенной долей условности на менеджментную, нормативную, учетную, аналитическую, регулирующую. При этом имеется в виду, в первую очередь, сфера материального производства, однако это положение в большей степени справедливо и для органов государственного управления, финансовых организаций и непроизводственной сферы.
Менеджментная информация показывает, какими должны быть объекты управления в далекой или близкой перспективе.
Учетная информация отражает фактическое состояние объекта управления, показывает совершившиеся сущности. Ее слагаемыми являются бухгалтерские, отчетно-статистические и оперативные данные. Бухгалтерский учет отражает процессы, о которых есть точные сведения. Их фиксируют в конкретных носителях информации в период регистрации хозяйственных операций. В совокупности менеджментная нормативная и учетная информация может выступать в роли отчетной информации, представляющей собой информацию результатную.
Аналитическая информация включает сведения, необходимые для управления, является производной учетной, менеджментной и нормативной.
Менеджментная и учетная информация в свою очередь подразделяется на ряд видов в зависимости от принятого деления функций менеджмента по временному и целевому признакам, а функции учета по целевому признаку.
По отношению к системе управления внутренняя и внешняя информация делится на входную и выходную. Входная внутренняя информация представляет информацию первичную, полученную в результате прямого наблюдения, регистрации. Первичная информация появляется в результате реализации процессов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности объекта управления. Следовательно, непосредственным источником возникновения первичной информации служит, прежде всего, производство, обслуживание, реализация и управление им. Первичная информация получается в результате прямого наблюдения, регистрации данных о состоянии и действиях управляемого объекта.
Вторичная информация получается чаще всего в итоге обработки первичной информации. Вторичная информация является производной. Ее подразделяют на промежуточную и результатную. Результатная возникает как окончательная цель обработки данных, промежуточная образуется в процессе достижения этой цели. Источники образования вторичной информации принято называть исходными данными. В роли исходных данных чаще всего выступает первичная информация в сочетании с вторичной. Первичная информация подразделяется на обрабатываемую и необрабатываемую, т.к. не вся информация первичных документов подлежит арифметической обработке.
Для организации информационных процессов большое значение имеет стабильность информации (т.е. неизменность информации в течение определенного промежутка времени). С этим признаком связано деление информации на постоянную, условно-постоянную и переменную. Условно-постоянная в свою очередь делится на начальную и нормативно-справочную. К начальной информации относятся справочные данные, которые характеризуют состояние объекта (процесса) к началу проведения автоматизированных расчетов, например, остатки материалов на складах.
Нормативно-справочная информация характеризует заданное состояние управляемых параметров производства к определенной дате и отражает тенденции развития предприятия. Это могут быть различные нормативы, стандарты, плановые задания и др. Условно-постоянная информация почти не меняется, поэтому является статической. Переменная же информация, напротив, динамична.
Структура ЭИ - это конкретные информационные образования наделенные экономическим смыслом. Структура ЭИ может рассматриваться с различных позиций. Семантический подход, раскрывающий содержание, предполагает выделение информационных единиц, обладающих определенным экономическим содержанием. С этих позиций структурной единицей является информационная совокупность - группа данных, связанных одной общей формой и характеризующих какую-либо сущность. По структурному составу информационные совокупности можно разделить на: реквизиты (поля), показатели, сообщения, файлы, потоки, системы. (рис.2.3)
Реквизит (поле) - это логически неделимый элемент любой сложной информационной совокупности, характеризующий отдельные свойства сущности. Каждый реквизит состоит из совокупности символов (буквенных или цифровых) и может выражать количественные свойства сущности (реквизит - основание), либо качественные свойства сущности (реквизит - признак).
Показатель - информационная совокупность, состоящая из одного реквизита - основания и нескольких (относящихся к нему) реквизитов - признаков, достаточная для образования экономического документа и несущая смысловую нагрузку. Общая формула показателя:
П = { q,p1,p2,...,pn},
где
q - реквизит - основание;
p1,p2,...,pn - реквизиты - признаки.
Показатели различаются по форме и по содержанию. Если меняется q, то меняется содержание показателя. Если изменяется состав реквизитов - признаков {p1,p2,...,pn}, то меняется форма показателя.
Сообщение - это информационная совокупность, состоящая из одних реквизитов - признаков.
Файл (массив) - информационная совокупность, включающая много показателей, либо реквизитов, либо сообщений определенной формы, но различных значений.
Информационный поток - совокупности массивов, относящихся к какому - то конкретному участку экономических расчетов.
Информационная система - наивысший уровень единицы информации, состоящей из информационных потоков и имеющий прямые и обратные связи.
Термин "продукт" широко используется в различных сферах человеческой деятельности. Различают различные виды продуктов, например продукты различных отраслей народного хозяйства, такие как сельскохозяйственные, промышленные и другие.
Продукт - это результат человеческого труда. Мы будем рассматривать только такие продукты, которые являются результатом формирования информационного общества и возникновения мощной индустрии информационной технологии, предназначенной удовлетворять его потребности, т.е. информационные продукты.
Информационный продукт - это различные аспекты знаний, данные, сведения о производственно-хозяйственной деятельности, произведения искусства и другие формы информации и развлечений, полученные традиционным путем или с помощью электронной техники. В качестве информационного продукта могут выступать алгоритмы, пакеты прикладных программ (ППП), базы данных (БД), информационные услуги и т.п. Таким образом, можно сказать, что информационный продукт (content) и средства, которые доводят его до конечных потребителей, в значительной степени являются, результатом индустрии информационной технологии.
Ценность созданного или произведенного информационного продукта зависит от содержания, точности и своевременности его доставки до потребителя. На современном этапе информатизации нашего общества одной из основных проблем данной области является формирование государственного (национального) рынка информационной продукции и создание механизма его регулирования.
Радикальные преобразования в экономике, связанные с активизацией товарно-денежных отношений, расширяют сферы рынка. Рыночные отношения распространяются и на "нетрадиционные" объекты обмена, в частности на информационные продукты, такие как научно-технические идеи, технологии, "ноу-хау", программное и математическое обеспечение и др.
Новизна и сложность возникшей ситуации по поводу купли-продажи информационного продукта заключается в том, что многие годы у нас существовал порядок, когда производители информационного продукта (научно-исследовательские, проектные организации и др.), работавшие за счет средств государственного бюджета, передавали результаты своей деятельности практически безвозмездно. Характер взаимоотношений производителя и потребителя информационного продукта меняется с переходом на принципы хозрасчета. Потребители информационного продукта, прежде всего предприятия и фирмы, работающие в условиях самофинансирования, становятся заинтересованными в приобретении такой научно-технической разработки, которая принесет им дополнительный эффект.
Информационный товар - это информационный продукт, участвующий в процессе товарно-денежного обмена или предназначенный для купли-продажи. Включение процесса производства и потребления информационного продукта в сферу товарно-денежных отношений предполагает использование таких категорий как стоимость, цена, рынок информационного товара и др. Особенно остро встает проблема охраны прав собственности на информационный продукт. В настоящее время не найдено универсальных способов полной защиты экономических и юридических прав производителей информационных продуктов. Суть проблемы сводится к тому, что в процессе обмена (купли-продажи) происходит отторжение прав собственности производителя на созданный им продукт, который переходит к потребителю. При продаже информационного продукта в определенном смысле его обладателями оказываются оба субъекта, и продавец и покупатель. Это происходит потому, что потребительная стоимость информационного продукта заключается в его содержании, а не в каком-либо материальном носителе. Поэтому один и тот же информационный продукт может одновременно продаваться неограниченному количеству потребителей, которые в свою очередь могут неоднократно ее использовать. Процесс тиражирования информационного продукта в таком случае выходит из- под контроля. Индивидуальный способ производства информационного продукта вступает в противоречие с его массовым распространением и использованием. Таким образом, особенность информационного товара заключается в том, что в процессе продажи он переходит к потребителю и, в определенном смысле, остается у производителя. Здесь встает вопрос о праве дальнейшего (и после продажи) распоряжения информационным продуктом. Другой особенностью информационного товара является способность многократного использования без потери его потребительских качеств.
В этом смысле информационный товар является единственным видом, которому не свойственна экономия в абсолютном значении этого понятия. Особенность информационного товара обуславливает целый ряд особенностей других взаимосвязанных аспектов. В частности, цены на информационные продукты должны строится не по общепринятому затратному принципу, а на основе концепции ценообразования по "эффекту". Другими словами, цена на информационный продукт должна складываться не по схеме "издержки плюс рентабельность", а на основе эффекта у потребителя. Однако такая концепция ценообразования на информационные продукты предлагается как постановочная, возможность применения которой обуславливается многими факторами: решение правовых аспектов, условиями создания и потребления информационного продукта и др.
Информационный товар - это товар особого рода и механический перенос на него всех свойств материальных продуктов недопустим. Феномен информационного товара заключается в том, что с одной стороны, он обладает теми свойствами, которые присущи товарам вообще, а с другой - особенностями, присущими только его природе и возможностям использования. Как и всякий, информационный товар обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Однако, до тех пор, пока не осуществится реальный обмен между производителем и потребителем, потребительная стоимость информационного товара остается просто его приметой. Это наглядно прослеживается на примере определенных видов информационного продукта,потребительная стоимость которых так и остается в потенции. Например, распространение общественно-политической и экономической политики государства; фундаментальных научных знаний; знаний мировоззренческого и идеологического характера в силу их общественной значимости должно осуществляться безвозмездно. В таком случае, товарные свойства перечисленных информационных продуктов останутся нереализованными, т.е. потенциальными.
Уникальность информационного товара характеризуется его способностью к ресурсосбережению. Ему не свойственна экономия как другим товарам, т.к., чем больше он используется, тем богаче становится общество. При этом потребительские свойства информационного продукта не снижаются с ростом количества его продажи. В равной степени можно говорить и об уникальности информационного ресурса. Вместе с тем многочисленные исследования, проводимые США, Японией и Западной Европой и направленные на выработку государственной политики в области информации, свидетельствуют о том, что с информационным ресурсом нужно обращаться также как и с другими ресурсами: природными, капиталом, рабочей силой, производственными мощностями и т.п.
Исследования ученых развитых капиталистических стран, информатизация общества которых достигла максимальной в мире степени, раскрывают отношение к информации как к ресурсу следующим образом:
· информация представляет собой фундаментальную ценность как деньги, сырье, товары, рабочая сила;
· информация - это сырье, из которого можно производить продукцию, выгодную, для достижения цели фирмы;
· информация стоит определенных затрат на получение; в то же время информация - источник прибыли;
· информация характеризуется специфическими характеристиками: способом сбора и использования, жизненным циклом, возможностью обмена на другие ресурсы;
· информация - источник возможности выбора решения для руководства;
· - информация стоит денег, требует затрат на хранение, поиск, передачу, имеет рыночную цену и потребительную стоимость. Из всего многообразия ресурсов, именно информация стала тем ресурсом, который обеспечивает ее владельцу значительное преимущество перед конкурентами. Но информационный ресурс, это не только информация. По мнению американских ученых Марчанда Д. и Хортона Ф. к информационным ресурсам помимо информации относятся:
· специалисты, работники информационной сферы;
· информационная техника (аппаратные средства и программное обеспечение);
· хранилища информации: библиотеки, архивы, информационные центры и т.п.;
· поставщики информации: исследовательские коллективы, правительственные органы, посреднические фирмы и др.;
· данные, сведения, факты, документы организации;
· отчеты о разработках, патенты, "ноу-хау", опыт экспертов;
· данные конкурентной разведки, т.е. информация о деятельности конкурентов, о рынке, экономической, политической и демографической ситуации в своей стране и странах предполагаемого экспорта.
Таким образом, обобщая все сказанное можно попытаться дать определение информационного ресурса.
Информационный ресурс - это совокупность различных форм информации (данных, сведений, фактов, документов, отчетов, формализованных идей, знаний и т.п.), ее хранилищ, поставщиков, специалистов информационной сферы, информационной техники, методы и средства накопления, хранения и обмена различных форм информации между источниками и потребителями ее. Развитые страны обладают большими объемами информационных ресурсов, которые в большинстве случаев являются лишь потенциальным богатством, поскольку степень их использования еще достаточно мала. Вместе с тем в научных, деловых и управленческих кругах все более крепнет понимание того, что повышение производительности обеспечивается ныне не столько экономией ресурсов и снижением затрат, сколько за счет получения высококачественного информационного ресурса. Таким образом, между информированностью и производительностью существует определенная связь, т.е. эти процессы коррелируемы.
Методология использования информационных ресурсов имеет большие перспективы. Нашему государству, стремящемуся занять достойное место среди цивилизованных государств, необходимо активно применять и развивать достижения в этой области.
Вопросы для самоконтроля:
1. Экономическая информация (ЭИ)
2. Классификация экономической информации
3. Структура экономической информации
4. Понятие и характеристика
5. информационного продукта и ресурса
6. Информационный товар
7. Информационный товар
Рекомендуемая литература [1,3,4,6,8]
Экономические информационные системы. Понятие ЭИС управления и ее структуры. Обзор ресурсов ЭИС.
Характеристика функциональных подсистем ЭИС. Автоматизированное рабочие место, как часть ЭИС. Классификация задач ЭИС.
Экономическая информационная система (ЭИС) - это система сбора, хранения, обновления, обработки и выдачи информации, необходимой для управления экономическим объектом. Несмотря на различие ЭИС, обслуживающих системы разных уровней и сфер управления экономикой, они характеризуются следующими особенностями:
· ориентацией на обработку структурных основных единиц экономической информации (экономических показателей и документов);
· связью с расчетно-вычислительным процессом и модельной обработкой данных;
· необходимостью обеспечения данными, ранжированных во времени экономических задач и решений;
· необходимостью встраивания в существующие временные режимы и административно-организационную структуру управляющей системы.
Информационные системы, как и информация и информационные технологии существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии его развития существует потребность в управлении. А для управления требуется систематизированная, предварительно подготовленная информация.
Назначением информационных систем является производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационной и технической среды для управления организацией.
Соотношение понятий информационная технология (ИТ) и информационная система (ИС). Для управления информацией Вам нужно будет разбить ее на части, например, ценовая информация, информация о клиентах, нормативы и др. Вы должны будете подумать о способах сбора, хранения, обработки в каждой части. Все что Вы будете делать с информацией и сама информация и есть Ваши и информационная система.Информационная технология реализуется в рамках информационной системы. Информационная технология – это способ преобразования информации. В ИС могут использоваться много таких технологий. Эта система является средой для реализации технологии. Однако понятие информационной технологии шире, чем информационная система. Она может существовать вне ее. Например, информационная технология обработки текста и др.
В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Информационные системы и информационные технологии могут функционировать с применением и без применения технических средств. Это вопрос экономический целесообразности.
Возрастание объемов информации в информационной системе организаций, потребность в ускорении и более сложных способах ее обработки вызывают необходимость автоматизации работы информационной системы, т.е. автоматизации обработки информации.
Объект управления | Оперативный уровень управления | Тактический уровень управления | Стратегический Уровень управления |
Информационная система организации | Персонал информационной системы, менеджеры подразделений и функциональных служб | Корпоративный совет директоров и главные менеджеры информационной системы | |
Применяемые информационные технологии | Персонал информационной системы | Главные менеджеры информационной системы |