Немного об истории зарождения машиностроения в мире

Экономико-географическая характеристика машиностроения РФ.

Введение.

Что такое машиностроение?

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

·  создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

·  является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

·  обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

·  выступает как районообразующий фактор;

·  является отражением степени развития производительных сил в регионе;

· дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.

 

Немного об истории зарождения машиностроения в мире.

Машиностроение как самостоятельная отрасль общественного производства возникло в конце XVIII—начале XIX вв. на текстильных мануфактурах Англии, где зарождались первые производственные участки по созданию и изготовлению прядильных и ткацких станков, окрасочных и отбелочных машин, паровых машин. Однако производство этих машин постепенно пришло в противоречие с низкой технической базой. С ростом потребности фабрик и заводов в текстильных и паровых машинах производство их из сферы текстильной отрасли промышленности выделяется на отдельные предприятия и в связи с охватом сельского хозяйства, промышленности и транспорта машинным производством вскоре становится самостоятельной отраслью промышленности.

В России первые металлообрабатывающие заводы мануфактурного типа возникли в начале XVIII в. в первую очередь для удовлетворения военных нужд (например, судостроительная Адмиралтейская верфь в Петербурге, 1704 г.; Тульский оружейный завод, 1712 г.; Сестрорецкий оружейный завод, 1724 г.). До 1790 г. существовали только государственные механические заводы. К концу XVIII в. появились частнокапиталистические металлообрабатывающие предприятия. Всего в первой половине XIX в. в России было построено около 20 металлообрабатывающих предприятий. Среди них чугунолитейный завод Огарева в Петербурге, Ижорский орудийный и сталелитейный завод, Александровский чугунолитейный и Механический заводы под Петербургом. Однако объем металлообрабатывающего производства был весьма незначительным. С развитием капитализма возрастают масштабы и темпы производства машиностроения и металлообработки. Развивается промышленность, расширяется внутренний рынок, развертываются железнодорожное строительство и судоходство. Создаются крупные машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. В 1857 г. основывается Семянниковский литейный завод; в 1849 г. — Сормовский завод; в 1856г. — Балтийский завод; в 1859 г. — завод братьев Бромлей. После поражения России в Крымской войне (1853 —1856 гг.) и крестьянской реформы 1861 г. начался период бурного развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. Возникают паровозо- и вагоностроительные заводы, строятся новые судостроительные верфи, увеличивается производство сельскохозяйственных машин, оборудования для текстильной, пищевой и легкой промышленности.

 

3. Машиностроительная отрасль была и остается одной из ведущих отраслей промышленности России. За счет ее функционирования в течение последних четырех лет создается в среднем 15% ВВП. В настоящее время на машиностроительных предприятиях работает 34,5% трудоспособного населения от занятого в промышленности в це-лом. Традиционно в рыночной экономике машиностроительный бизнес имеет социально ориентированный и инфраструктурный оттенок. Эта отрасль хотя и не приносит сверхдоходов, зато стабильна, а с учетом постоянного технического прогресса может регулировать конкурентные условия многих других отраслей вплоть до качества жизни – сферы деятельности государства. В советский период машиностроение в основном было ориентировано на нужды оборонной промышленности, а также жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей — ТЭКа, электроэнергетики, железнодорожного транспорта. В период структурной перестройки российской экономики произошел перекос спроса на продукцию машиностроения в сторону ее импортозамещения. В настоящее время экономическое положение машиностроительного комплекса довольно тяжелое. Основные проблемы российского машиностроения кратко можно охарактеризовать следующим образом:

1. Сильная изношенность основных фондов. Степень износа в 2005 г. составила 51,2%, коэффициент обновления в 2004 г. – 1,0%. Средний возраст оборудования составляет в среднем 22 года. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%, а на многих предприятиях используются машины, чуть ли не полувековой давности. Фонды многих предприятий отрасли требуют обновления, что невозможно без привлечения инвестиций. Из этого вытекает следующая проблема.

2. Длительность (зачастую неопределенность) периода окупаемости инвестиционных ресурсов. 

 Из-за низкой инвестиционной привлекательности возрастает доля самофинансирования машиностроительных предприятий (за счет прибыли и амортизации) и может достигать 90%. Что, в принципе, неплохо, но недостаточно для проведения серьезной модернизации оборудования и внедрения новых технологий.

3. Глубочайшая специализация производства. Каждое машиностроительное

предприятие до сих пор имеет свою, достаточно строго определенную номенклатуру выпускаемой продукции. В рыночных условиях глубокая специализация – серьезное препятствие для развития. Если отсутствует спрос на производимую продукцию, а ничего другого завод выпускать не может, мощности простаивают, оборудование стареет, персонал переходит на другие предприятия.

4. Неуклонное старение и ухудшение качественного состава инженерных и

производственных кадров, их низкая квалификация. Многочисленные попытки решения данной проблемы посредством привлечения иностранных топ-менеджеров в качестве руководителей в надежде на то, что те отладят производственный процесс и вообще решат все отраслевые внутренние проблемы, во многих случаях не увенчались успехом, потому что следует не только обладать большим багажом знаний и опытом в данной области, но и учитывать особенности развития российской экономики. Надо воспитывать управленческую элиту. И это — сфера интересов и забот государства.

5. Недостаточный уровень инновационного развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение. Следует отметить, что по количеству внедрения новых технологий и инноваций машиностроение находится в авангарде отраслей российской промышленности, но существенно уступает зарубежным аналогам. Так, показатель наукоемкости, определяемый как отношение отраслевых затрат на НИОКР к объему производства, в машиностроении и металлообработке за 2000-2004 гг. колеблется в пределах 1,5-2,3%; доля инновационной продукции в общем объеме составляет 6,9-10,0%; соотношение затрат на инновации и инвестиций в основной капитал имеет наивысшее значение по промышленности в целом и колеблется в пределах 34,3-49,4%. Тогда как в странах Организации экономи- ческого сотрудничества и развития (ОЭСР) превышает 3,5%, в США в 90-е годы наи- большее значение данного показателя имели авиаракетная промышленность (12,9%), научное приборостроение (12,4%), электротехническая и электронная промышленность (6%).

     6. Неспособность отечественных производителей техники бороться на рынке с импортными производителями.

 

На сегодняшний день при несопоставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских производителей доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики в 2008 г. по данным Союза машиностроителей России составили: по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам - 78%, коммунальной технике - 93%, лесозаготовительной технике - 74%, колесным тракторам малого и среднего класса - 91%, комбайнам - 50%, по навесному оборудованию для сельского хозяйства - 85%. Данные показатели являются фактическим приговором для российских производителей техники.

 

Все вышеуказанные проблемы привели к тому, что рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и даже ниже среднего показателя по промышленности в целом. Например, в 2006 г. по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» рентабельность продукции составила 8,8%, по «Производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования» - 9,9%, по «Производству транспортных средств и оборудования» - 6,3%. Для сравнения: рентабельность продукции в 2006 г. по виду экономической деятельности «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» - 31,9%, по «Добыче полезных ископаемых» - 30,9%.

 

Инвестирование средств  в  российское машиностроение становится менее привлекательным, особенно по сравнению с производством металлов и добычи топлива. В настоящее время усилиями государства и частного бизнеса отрасль поддается консолидации. Но пока это не устранило ее главных системных рисков – технической отсталости и изношенности производства. Резкий и масштабный позитивный разворот отрасли наступит только тогда, когда хотя бы несколько подотраслей машиностроения, нацеленные на массовый спрос, заработают в полную силу. Тогда они потянут за собой сотни и тысячи смежников, формируя конкурентоспособные на мировом рынке машиностроительные кластеры. На наш взгляд, основная сложность осуществления этого процесса заключается в том, что такие преобразования потребуют миллиарды долларов инвестиций с неопределенным сроком окупаемости.

 

Решение проблем:

Абсолютно очевидно, что государство и представители реального сектора рынка должны действовать скоординировано. Здесь ни отдельные усилия  представители реального сектора, ни отдельно усилия правительственных органов будет недостаточно. Результат может быть достигнут только благодаря совместной скоординированной и наступательной работе в одном направлении.

Также, стоит предпринять меры по подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Эта проблема требует особого внимания, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса: необходимо помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования.

 

В целом, предпосылки для возрождения и развития отечественного машиностроения есть!

В отдельных федеральных округах РФ, машиностроение занимает ведущие место в развитие отраслей экономике.

 

 

Рассмотрим Экономико-Географическую Характеристику (ЭГХ) федеральных округов России.

1. Северо-Западный федеральный округ.

Административно-территориальный состав: город Санкт-Петербург, Республика Коми, Карелия, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ.

Территория – 1677,9 тыс. кв.км.

Население - 13462,259 тыс. человек (на 1.01. 2009 г.)

Административный центр – город Санкт-Петербург.

 

Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона на Европейском Севере и Западе страны. В его пределах находятся крупные промышленные и культурные центры, морские порты на Балтийском, Белом, Баренцевом морях.

 

В общероссийском территориальном разделении труда Северо-Западный округ выделяется как производитель продукции сложного и точного машиностроения. В структуре экономике района ведущее место занимают такие отрасли машиностроения, как судостроение, приборо- и станкостроение, электроника. Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Крупнейшим машиностроительным предприятием является Кировский завод, выпускающий тракторы. Предприятие «Электросила» выпускает генераторы для тепловых и гидравлических станций. Налажено производство резино-технических изделий, шин, синтетических смол, пластмасс.   

 

 

2. Центральный федеральный округ

Административно-территориальный состав: город Москва, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Территория – 625,7 тыс. кв.км.

Население – 37121,812 тыс. человек (на 1.01. 2009 г.)

Административный центр – Москва.

 

Территория округа относится к Центральной России с характерным для нее единством природных, географических, демографических и экономических особенностей.

Занимая небольшую часть территории России, Центральный район выделяется большой численностью населения. В настоящее время плотность населения Центрального экономического района составляет примерно 62 человека на 1кв. км. Для района характерен высокий удельный вес городского населения – 83%. Здесь расположена самая крупная городская агломерация страны – Московская.

Ведущая отрасль рыночной специализации – высокоразвитое машиностроение, включающее производство автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности. Основная роль принадлежит транспортному машиностроению – производству автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. В Ликино-Дулеве (Московская область) находится автобусный завод, в Коломне – Коломенский тепловозостроительный завод. Центрами речного судостроения и судоремонта являются Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома. Основными центрами станкостроения являются Москва, Рязань, Коломна. Электротехническое машиностроение развито в Москве, Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

 

Центральный район имеет разветвленную транспортную сеть. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11 электрифицированных железнодорожных линий. Функционирует система

трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черными морями. На территории района проложены крупные автомобильные трассы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: