1.4. Содержание, формы и методы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа
Авторы исследования изучили методическую литературу по вопросу нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; развитие интереса к башкирской культуре; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства; развитие чувства ответственности, гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям [16].
Педагоги – методисты (Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Козлова С.А., Алешина Н.В., Гасанова Р.Х., Рыбалова И., Соболева И., Разумихина Г., Атемаскина Ю., Зацепина М., Иванова Т.В. и др.) указывают на то, что эти задачи должны решаться во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь - в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Быть патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.
Авторы исследования познакомились с Программой-руководством по работе с детьми старшего дошкольного возраста (автор Р.Л. Агишева) «Я - Башкортостанец», в которой раскрыты: содержание, показатели развития дошкольников к концу года, общие организационно- методические рекомендации по реализации программы, примерный тематический план и др. Из этой программы авторы исследования планируют включить в свою практическую работу с детьми: вопросы и задания для обследования; этапы ознакомления с национальным костюмом; познавательные сведения из истории башкир [40].
Интерес авторов исследования вызвали методические рекомендации Р.Х. Гасановой, Т.Б. Кузьмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», где представлена методика использования башкирского фольклора в разных видах деятельности. Из этой программы авторы исследования планируют включить в свою практическую работу с детьми такие виды работы, как: знакомство с куклой Айгуль в национальном костюме, игру-занятие «В гости к Айгуль», занятие «Обучение детей умению отгадывать загадки», развлечение «В гости к бабушке».
За основу опытно-экспериментальной работы с детьми по теме исследования будет взято учебно-методическое пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с жизнью башкирского народа на занятиях по познавательному развитию» (авторы О.И. Мударисова, Е.В. Рубцова), в котором предложена система познавательных занятий на темы: жилище башкирского народа; труд башкир; предметы быта башкирского народа; башкирские национальные блюда; устное народное творчество - башкирская сказка «Лиса-сирота», «Волк и коза»; башкирский национальный костюм; башкирская обувь; башкирские народные музыкальные инструменты [30].
Программа «Ляйсан» (сост. Р.Ю. Дулатова) содержит подборку стихотворений поэтов Башкортостана, башкирские пословицы и поговорки, которые авторы исследования планируют использовать при проведении режимных моментов в воспитательно-образовательном процессе детского сада [21].
Таким образом, анализ методической литературы помог авторам исследования отобрать содержание, разнообразные формы и методы ознакомления детей с жизнью башкирского народа, что поможет организовать и провести эффективную опытно-экспериментальную работу по теме исследования в условиях ДОО.
Приложение 7
Пример оформления заключения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторы исследования убедились в актуальности темы. Действительно, идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Анализ практической работы педагогов в детском саду привел авторов исследования к выводу о том, что многие воспитанники не знают своего домашнего адреса, телефона, название улицы, на которой живут; не понимают значения фраз «большая и малая Родина»; не знают башкирских сказок, праздников, национальных блюд и т.д.
Педагоги дошкольных образовательных организаций не всегда проводят работу по данной теме в соответствии с местными условиями и особенностями воспитанников, не учитывают: отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста, дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов деятельности.
Работы таких ученых, как: В.А. Сухомлинский, В.Г. Нечаева, Н.Ф. Виноградова, В.А. Крутецкий, С.А. Козлова, О.С. Ушакова и других подтвердили правильность определения объекта, предмета и цели исследования.
Авторами исследования решены следующие задачи:
1. Дан анализ психолого-педагогической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Выявлены особенности восприятия детьми 5 лет народных культур людей других национальностей.
3. Проанализированы современные образовательные программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Раскрыты содержание, формы и методы работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа.
Организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования
будет успешной, если:
- вести работу по диагностике знаний детей 5 лет о жизни башкирского народа;
- учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы;
- разработать содержание, формы, методы и приемы работы по воспитанию патриотических чувств у детей 5 лет;
- создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для организации работы по патриотическому воспитанию.
- вести планомерную, систематическую и целенаправленную работу по патриотическому воспитанию дошкольников.
- взаимодействовать с родителями воспитанников.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе ознакомления с жизнью башкирского народа будет проведена в средней группе МАДОУ детский сад № 237 Октябрьского района Городского округа города Уфа Республики Башкортостан.
Приложение 8