Показатели затрат времени эксплуатируемого парка локомотивов
Затраты времени определяют по элементам производственного цикла в локомотиво-часах, с последующим выходом на распределение эксплуатируемого парка локомотивов по элементам производственного цикла и видам работ (см. Показатели парка локомотивов).
Схема распределения бюджета времени парка локомотивов
Общее время эксплуатируемого парка -
(локомотиво-час)
В работе на участках -
,
Во главе поезда -
В движении - 
Вторым (третьим) по системе многих единиц -
В простое и на маневрах
В двойной тяге -
на промежуточных
В подталкивании -
станциях - 
В одиночном следовании - 
В пунктах оборота -
распределение по видам работы
В пунктах приписки -
и простоя на станции и в депо
На станциях смены локомотивных бригад - 
В последующем:
для каждого вида работы и в целом
;
для парка в работе
;
для эксплуатируемого парка
.
Показатели эффекта и эффективности использования локомогтивов
Полезный эффект (результат) работы поездных локомотивов – это перемещение составов поездов по участкам.
Поэтому он измеряется показателем грузооборота брутто.
Грузооборот брутто (тонно-километры брутто) – суммарное расстояние перемещения поездов по фактическому пути следования с учетом их массы.
Рассчитывается по данным учета работы поездов (точнее локомотивов во главе поезда): когда на основе веса поезда брутто и расстояния следования по участку рассчитывают
,
а затем
, т-км брутто.
Так как вес поезда в учете дан в виде
,
То грузооборот брутто представлен
,
где
- грузооборот нетто эксплуатационный,
- грузооборот тары (рассчитывается на основе приведенной взаимосвязи показателей)..
Эффективность – это результативность деятельности по использованию поездных локомотивов. В данном случае она оценивается исходя из критерия – больший объем грузооборота брутто с физического локомотива, занятого на проводке поездов.
В настоящее время эффективность оценивается по эксплуатируемому парку локомотивов грузового движения (без передаточных и вывозных поездов).
Среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого парка – объем грузооборота брутто, приходящийся в среднем в сутки на локомотив эксплуатируемого парка.
Рассчитывается как
, (тыс) ткм брутто/локомотив в сутки
Прослеживая формирование полезного эффекта и численность парка по взаимосвязи объемных показателей, можно видеть, что производительность представляет использования локомотивов и во времени, и по мощности.






