Беседа. Мастерство Н.В.Гоголя в описании природы

Мысленно нарисуйте себе эту картину, что на ней изображено?

Какие звезды вы себе представили? Почему у Гоголя они «глянули»?

Почему «месяц величаво поднялся», какой художественный прием использовал при этом автор?

Охарактеризуйте эпитетами эту ночь. (Живая, волшебная, яркая, таинственная).

Почему Гоголь рисует именно такую необычную ночь?

Как вы думаете, почему Гоголь так подробно описал рождественскую ночь?

Посмотрите на картинки на слайдах, сравните их с художественным описанием в тексте. Сумели ли художники передать замысел Гоголя? Докажите. (См. слайды «Рождественская ночь»).

Какой вы себе представляете рождественскую ночь?

Прочитайте выразительно описание ночи так, чтобы мы почувствовали ваше восхищение ее красотой (с. 135)

Найдите в тексте повести другие пейзажные зарисовки. Выразительно прочитайте (с.136-137 – эпизод кражи месяца и звезд; с. 139 – Чуб смотрит в окно; с. 146 – метель на пути Чуба; с. 166-167 – полет Вакулы в Петербург).

Какая из зарисовок вам больше всего понравилась, почему?

Какие художественные приемы употребил автор во всех этих зарисовках?

Выразительное чтение учителем отрывка из повести.

«Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался с утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою.

Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу.

Черт таким же порядком отправился вслед за нею…»

Беседа. Юмор. Юмор в повести.

Представьте, что вы Солоха, вы замерзли и вам нужно спуститься домой. Изобразите ее действия.

Почему Гоголь просто не написал, что ведьма и черт на метле спустились в дом? Как автор описал спуск героев? (Смешно, с юмором).

Оказывается в литературном произведении юмор – это не просто смешной эпизод, герой, его черты, это еще и литературный прием. Слово юмор происходит от англ. humour, которое переводится: нрав, настроение.

Юмор – добродушный смех в произведении. Сам Н.В.Гоголь утверждал: «Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа».

Объясните смысл этого высказывания.

Найдите в тексте повести примеры юмора. Почему нам не страшны в повести ведьма и черт?

Докажите с помощью найденных примеров справедливость высказывания Г.Гейне: «Юмор, как плющ, вьется вокруг дерева. Без ствола он никуда не годен».

Творческое задание.

Письменно ответьте на вопрос: В чем неповторимость стиля Гоголя? (очень сложный вопрос).

Итог урока.

Возникло ли у вас желание прочитать другие произведения Н.В. Гоголя? В чем притягательность его произведений?

Домашнее задание.

1. Читать по ролям понравившийся отрывок повести.

Объяснить (письменно) смысл высказывания В.Гюго: «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

 

Бородинова Любовь Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Сретенская сош Рыбинский район

Природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

Знакомство с биографией писателя.

Подумайте, могут ли быть связаны эти слова: ПРИШВИН – ПРИРОДА ( написать на доске ).

Дополните свои высказывания текстом учебника. Прочитайте текст на с.175-176 (до слов «Сказка-быль «Кладовая солнца»…).

Что сам писатель говорил о природе? Объясните смысл высказывания (см. текст слайда М.М. Пришвин).

Как и сама природа, Пришвин был скромен, прост, но внутренне красив и богат. В большинстве своих произведений он предстает как певец природы. Почти всю жизнь Михаил Михайлович посвятил путешествиям и описанию их в своих многочисленных очерках. Все герои, которые живут в его произведениях, выражают отношения самого писателя с природой. Вся его жизнь – это диалог с природой.

Первичное восприятие произведения.

Вы прочитали произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли оно? Что было непонятно при чтении?

Докажите, что это произведение о природе.

Какая природа в этом произведении? Подтвердите свои слова тестом повести. (Реальная и сказочная, таинственная) + (работа со слайдами «Картины природы в сказке-были»). Почему болото «Блудово», елань «Слепая», волк – «серый помещик»?

Сравните с картинами природы на слайдах: в чем отличие фотографии и художественного описания природы в произведении?

Все ли картины природы автор описывает как реальные? Подтвердите текстом.

Анализ эпизода «Ель и сосна»

Прочитайте историю двух деревьев (с. 182-183).

Сказочная или реальная история перед нами?

Что вы можете сказать о жизни ели и сосны?

Какой прием использует автор в описании деревьев?

Почему Пришвин использует сказочную историю в произведении наряду с реальными событиями? (Показать загадочность, таинственность природы, ее непостижимость; существование сказки бок о бок с реальностью).

Специфика жанра «сказка-быль». Заполнение таблицы

Найдите в произведении сказочные и реальные моменты. Заполните таблицу.

сказочное реальное
Название произведения Реальное место действия
Путешествие Главные герои -дети
Природа (палестинка), ее жители (помощник – собака, враг – волк) Реальное время действия

Разве могут в одном произведении объединиться сказочное и реальное? Почему писатель это сделал?

Каков жанр этого произведения? (вопрос А с. 177).

Почему Пришвин охарактеризовал свое произведение как «сказка-быль»?

Итог урока.

Какую роль играет природа в произведении М.М.Пришвина? В чем ее отличие от реальных картин природы, которые мы наблюдаем каждый день?

Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрацию «Природа в сказки-были «Кладовая солнца»».

2. Индивидуальное задание: для тех учеников, у которых есть компьютер: подобрать из текста повести цитаты к картинкам слайдов (презентация «Картины природы»).

3. Вопросы Б с. 204.

4. История Травки (индивидуальное задание).

 

 

Бородинова Любовь Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Сретенская сош Рыбинский район


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: