Лирическое стихотворение

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

Лирика Ф.И.Тютчева.

Природа – храм, в котором живет человек.

Цель урока: показать красоту русской природы через эмоциональное восприятие лирики Ф.И.Тютчева и произведений русской художественной культуры.

Аннотация содержания урока: урок знакомства с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева в контексте русской художественной культуры.Организация групповой проектной деятельности учащихся. Защита проектов.

Подготовка к уроку.

Класс делится на 4 группы по 4-м временам года.

Каждая группа должна показать, каким образом то или иное время года представлено в мировой художественной культуре, подробно остановившись на стихотворениях Ф.И.Тютчева. Выступление должно включать в себя презентацию, чтение поэтических произведений, чтение и анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, помещенных в учебнике (часть 2, с.37 – 42). Группа, представляющая зиму, должна самостоятельно найти стихотворения Ф.И.Тютчева об этом времени года.

Для успешной реализации проекта лучше использовать сдвоенный урок: 1 часть – защита проекта, 2 часть – творческая работа.

На подготовку проекта может уйти от двух до трех недель (в зависимости от уровня подготовки класса). Совместно с группой выработать план выступления. Предварительно просмотреть презентации учащихся, внести необходимые коррективы, ориентируясь на цели урока. Оказать помощь в подготовке анализа стихотворений Ф.И.Тютчева, используя вопросы на с. 41 – 42.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя о Тютчеве и особенностях его лирики (по материалам статьи на с.36 – 37).

Почему Тютчева называют лириком-философом?

Какое место занимает в его творчестве пейзажная лирика? Почему?

  1. Постановка цели урока. Введение темы.

Помните сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»? Героиня, оказавшись на поляне у рождественского костра, совершает путешествие во времени. За короткие мгновения она увидела все времена года. Сегодня мы совершим такое же путешествие. Вспомним, чем прекрасно каждое из времен года. Обратившись к стихотворениям Ф.И.Тютчева, мы попытаемся раскрыть тайну поэтического слова, который видел в природе храм. (Введение темы урока).

В конце урока я попрошу вас написать о том, что вы услышали, поделиться своим впечатлением в творческой работе «В чем красота русской природы?»

  1. Выступления групп. Защита проектов.
  2. «Открытый микрофон». Обсуждение результатов проектной деятельности.
  3. Творческая работа «В чем красота русской природы?».
  4. Домашнее задание: Ж с.42 – 43, А с. 43 (словарная работа).

Галкина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Белосельская сош Пошехонский район

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»


Ход урока

Слово учителя. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке состоялась наша первая встреча с удивительным поэтом – лириком Ф.И.Тютчевым. Мы слышали шум бурлящей весенней воды, насладились светом яркого весеннего солнца, пережили буйную радость от звуков первого весеннего грома. Попробуем передать ощущения, которые испытали, знакомясь со стихами Ф.И.Тютчева о весне. Прочитайте, пожалуйста, выразительно стихотворение, которое вы выбрали для чтения наизусть. (Читают стихи наизусть, отвечают на вопросы задания Ж на с.42-43).

- Сегодня наше знакомство с творчеством поэта продолжается. Мастерство Ф.И.Тютчева-лирика проявляется не только в создании неповторимых миниатюр – зарисовок времён года, но и в изображении более коротких мгновений, еле уловимых смен времён суток. Послушайте стихотворение «Осенний вечер» и скажите, какие чувства вызвало оно у вас?

Выразительное чтение учителем стихотворения «Осенний вечер».

Беседа по содержанию стихотворения.

- Совпадает ли ваше представление об осеннем вечере с картиной, нарисованной автором?

- Какие эпитеты помогли автору нарисовать яркую картину вечера?

- В стихотворении почти нет глаголов. Как вы думаете, почему?

- Какие части речи преобладают? Объясните результаты своих наблюдений?

- Почему среди прилагательных-эпитетов почти нет слов со значением цвета?

- Как вы понимаете смысл слов: умильная, зловещий, томный, лазурь, кроткая?

- Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение?

- Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Постарайтесь через чтение передать своё понимание произведения.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- А сейчас поэт поможет нам ненадолго возвратиться в самое любимое время года – лето. Послушайте стихотворение «Летний вечер».

Чтение учителем стихотворения «Летний вечер».

Беседа по содержанию стихотворения.

- Какие воспоминания о лете навеяло это стихотворение?

- Какие эпитеты показались вам наиболее выразительными? Чем отличаются они по настроению от тех, которые вы увидели в первых двух стихотворениях?

- Прочитайте глаголы, которые использовал поэт. Чем необычны они?

- Какие сравнения использовал автор?

- Обратите внимание на ритм стихов. Чем два данные стихотворения ритмически отличаются от первых двух?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Работа с иллюстративным материалом.

- В учебнике помещены репродукции картин И.И.Левитана «Вечерний звон», «Весна – большая вода». Подумайте, какие из прочитанных стихотворений можно было бы проиллюстрировать с помощью приведённых иллюстраций.

Итоги урока.

- Мы сегодня увидели, как человек, тонко чувствующий и понимающий природу, может с помощью обычных слов передать малейшие изменения её, передать свои чувства, ощущения. Природа – это могучее средство воздействия на человека, она поднимает настроение, успокаивает, вдохновляет на создание таких произведений, которые мы называем шедеврами.

10. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений, изученных на уроке, нарисовать иллюстрацию к одному из них; по желанию: напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Летний вечер», «Осенний вечер».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сочинение – миниатюра «Летний вечер»

Я очень люблю лето. Летние дни приносят много радости и удовольствий, но особенно удивительны летние вечера. Напротив моего дома растёт липовая аллея. Деревья уже старые. Ветви склонились почти до земли. Я люблю смотреть на закат солнца сквозь листву лип. Днём листья нежно-зелёные, а в лучах заходящего солнца они кажутся прозрачными. Всё кругом удивительное, как в сказке. На нежно-розовом небе, как огненный шар, горит солнце. А на земле таинственная тишина, которая заставляет задуматься о хорошем. Как прекрасен мир! Смотришь на закат и мечтаешь, чтобы эта красота осталась навсегда.

Гусева Инна

 

 

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель гимназии №1 г.Углич


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: