Особенности интерактивной игры, её алгоритм

Тематический семинар

Семинар организуется и проводится с целью акцентировать вни­мание обучающихся педагогов на теме педсовета или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара участникам дается задание — выделить существенные стороны темы, проследить их связь с практикой и опытом деятельности в масштабе района, города, коллектива. Тематический семинар углубляет знания слушателей, ориентирует их на активный поиск путей и способов ре­шения рассматриваемой проблемы.

4. Ориентационный семинар

Предметом обсуждения на таком семинаре являются новые аспек­ты известных тем, способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.

5. Системный семинар

Проводится для более глубокого знакомства с разными про­блемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение тема педагогического совета, например: «Пути внедрения здоровьефор-мирующих технологий в практику работы учреждения дошкольного образования», «Система культурных ценностей и духовное развитие человека» и др.

Системные семинары раздвигают границы знаний педагогов, не позволяют замкнуться в узком кругу темы педсовета, помогают об­наружить причинно-следственные связи явлений, вызывают интерес к изучению разных сторон педагогического процесса.

6. Семинар-практикум.

Проводится для более глубокого и система­тического изучения проблем педагогики, психологии, методики; тео­ретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В ходе семинара совершен­ствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном  виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.

Семинар-практикумотличается тем, что в него включаются прак­тические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуж­дением.рплики, вопросы, их активность).ность пря их активность).

 

 В ходе семинара-практикума предусматривается возможность об­суждения различных точек зрения, дискуссии, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформля­лись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.

Важной формой работы являются семинары-практикумы для ро­дителей с привлечением разных специ­алистов. Место проведения семинара: ме­тодический кабинет детского сада, групповая комната, музей, выста­вочный зал и т. п. Семинар можно считать эффективным, если он помогает своевремен­ной быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс.

Деловая игра в работе с педагогическими работниками в учрежде­нии дошкольного образования может выступать как самостоятельная форма методической работы и как прием. Это практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности и обеспечивающее условия комплексного использования имеющих­ся у слушателей знаний.

В основе учебной деловой игры лежат следующие элементы:

· наличие ролей;

· наличие ситуаций, в которых происходит реализация ролей;

· моделирование условий, приближенных к реальным;

· обязательная совместная деятельность участников игры;

· контроль игрового времени;

· система оценки хода и результатов игры; «регулирующие ход игры правила;

· элементы соревнования.

Проведение деловой игры требует тщательной разработки:

· определение темы и учебной цели игры;

· определение подлежащих имитационному моделированию сферы и места профессиональной деятельности;

· определение этапов игры и входящих в них проблемных ситуа­ций;

· определение состава игроков, целей и функций их участия;

· установление правил игры;

· написание проспекта и сценария игры;

· составление инструкции игры;

· подготовка документации игры.

Не менее чем за 5—7 дней до проведения деловой игры участникам вручается пакет заданий, в содержание которого включается описание исходной обстановки игры, организационных указаний; время прове­дения игры зависит от ее содержания и конкретных задач (она может быть рассчитана на 2 часа или даже на несколько дней).

Встречи за круглым столом

Для педагогов бывают чрезвычайно полезны в познавательном отношении периодические встречи за круглым столом с различными специалистами — учеными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений, государственных учреждений, государ­ственных органов и др.

Перед каждой такой встречей руководитель занятия предлагает педагогам выдвинуть интересующую их тему и сформулировать во­просы для обсуждения. Отобранные, классифицированные вопросы передаются гостям круглого стола для подготовки к выступлениям и ответам. Одновременно на круглый стол может быть приглашено не­сколько специалистов, которые занимаются исследованием данной проблемы. Чтобы заседание круглого стола проходило активно и за­интересованно, необходимо настроить участников на обмен мнений и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.При обсуждении любых вопросов воспитания и обу­чения дошкольников «круговое» размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор круглого стола продумывает вопросы к обсуждению.

Дискуссия. Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного воп­роса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаи­вать его, доказать свою точку зрения.

Дискуссия проводится, если существует совокупность проблемных ситуаций, например, объективная (наличие различных точек зрения в науке) и субъективная (острое расхождение точек зрения педагогов).

Для того чтобы дискуссия состоялась, желательно совпадение этих ситуаций, с которыми заранее знакомятся слушатели. Организатор дис­куссии определяет актив выступающих — защитников различных точек зрения; остальные выступления могут быть незапланированными.

Задача руководителя занятия состоит в том, чтобы во время дис­куссии, сталкивая между собой различные точки зрения, не навязы­вать своего мнения. Он также следит за конкретным ответом выска­зывающегося, в котором должны рационально сочетаться и практи­ческий опыт, и теоретическое объяснение обсуждаемого вопроса.

Дискуссия может проводиться: по материалам лекции; по публикациям в печати; по проблемам педагогического совета.

Дискуссии закрепляют знания, увеличивают объем новой инфор­мации, помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Дискуссия «Вертушка общения» (американский вариант)

Группа участников делится на 4 команды. Роли в командах: нова­торы, оптимисты, пессимисты, реалисты.

Ход дискуссии:

1. определение проблемы дискуссии;  формулировка цели дискуссии;» генерирование идей в командах;

2. общегрупповая дискуссия, выработка совместного решения методом «вертушки общения».

Команды поочередно выполняют роли новаторов, оптимистов, пессимистов, реалистов.

Игра «Ринг» - разновидность дискуссии, может использоваться не только как прием, но и как самостоятельная форма методической работы.

Присутствующие участники делятся на две группы, олицетворяю­щие разные позиции в предстоящей дискуссии. Из их числа выбира­ется руководитель и группа поддержки, которая готовит доказатель­ства своей позиции на предмет дискуссии.

Оппоненты (руководители групп) отвергают, разрушают или при­знают правоту собеседника. Из остальных участников создается экс­пертная группа, у которой есть разработанные критерии, на основа­нии которых они оценивают результат дискуссии.

Мастер-класс — форма методической учебы. Мастер-класс может организовываться как самостоятельная форма учебы, а также вклю­чаться как часть занятия. Мастер-класс используется для обучения педагогов (показа методов и приемов работы с детьми, передового педагогического опыта и др.) на базе учреждения образования или одного педагога, имеющего высокий уровень профессионального ма­стерства, глубоко знающего предмет демонстрации, в совершенстве владеющего организацией образовательного процесса, методикой обучения и воспитания детей.

Методический мост — разновидность дискуссии, форма методиче­ской работы. Отличается составом участников (проводится между педа­гогами двух учреждений дошкольного образования, районов и т. д.). Роль ведущего выполняет методист или экспертная группа, состоя­щая из ученых, методистов и пр.

Методические посиделки — форма методической работы, чаще всего используется в учреждении дошкольного образования; спо­собствует созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе, совершенствует коммуникативные умения.

Руководитель, выбирая тему, исходит из общей проблемы, решае­мой учреждением. Участникам «посиделок» тема заранее не сообща­ется. Мастерство руководителя состоит в том, чтобы вызвать слушате­лей на разговор по теме, выяснить их исходнью положения, подгото­вить их к последующему обсуждению данного вопроса на педсовете. Разговор происходит чаще всего за чашкой чая.

Мозговой штурм — метод обучения, при котором вопросы руково­дителя занятия строятся так, чтобы на них давались краткие ответы. Отдается предпочтение ответам-фантазиям и озарениям. Слушателям запрещается критика и оценка высказанных идей, но поощряются комбинации и развитие сделанных предложений. Все высказывания фиксируются. «Штурм» длится от 15 до 30 минут. Затем следует обсуж­дение высказанных идей.

Возможна и другая структура «мозгового штурма», если аудито­рия значительна по количеству. Для решения выдвинутой проблемы формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек и экспертная группа, в обязанности которой входит разработка критериев, оцен­ка и отбор наилучших идей. Затем проводится тренировка-разминка, задача которой — помочь слушателям освободиться от скованности, стеснительности.

Генерирование идей начинается по сигналу во всех рабочих груп­пах, к которым прикреплен эксперт, фиксирующий выдвигаемые идеи. Затем рабочие группы отдыхают, а эксперты на основе избран­ных критериев ведут отбор идей. Заканчивается «мозговой штурм» обсуждением и оценкой лучших идей, их обоснованием и публичной защитой. Данная форма рассчитана на 1 час.

Педагогический КВН — практические занятия, целью проведения которых является:

— совершенствование и систематизация знаний, а также закре­пление тех или иных профессиональных навыков и умений;

— содействие созданию положительного эмоционального клима­та в группе педагогов;

— развитие активной позиции, духа соревновательности. Таким образом, КВН способствует активизации теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию эмоционально положительного климата в группе педагогов.Этопрекрасная возможность показать в соревновании свои твор­ческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить зна­ния своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков.

 Алгоритм действий

Из группы педагогов формируются 2 команды, жюри; остальные — болельщики. Команды знакомятся с темой встречи за 5—7 дней, полу­чают домашнее задание, предлагается соответствующая литература. Кроме этого, они готовят взаимные юмористические приветствия по теме данного КВН.

Руководитель должен предусмотреть возможные ответы на вопро­сы, хорошо владеть проблемой. Он также готовит занимательные, тре­бующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капи­танов»), непосредственно связанные с темой, которая изучается.

В данной форме очень хорошо проводить итоговые занятия по завершению методических мероприятий. В этом случае целью про­ведения клуба знатоков будет выявление знаний и умений педагогов (следовательно команд может быть и больше, например, 5—6). Кроме хорошего владения проблемой, члены команд должны владеть сле­дующими качествами: чувством юмора, педагогической находчиво­стью, быстротой реакции, мобильностью (прил. 4).

Методический фестиваль — форма методической работы, целью которой является показ и обмен передовым педагогическим опытом, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Она может использоваться как на завершающем этапе работы над про­блемой, так и на начальном, предполагает большое количество участ­ников и слушателей.

В ходе фестиваля работает круговая панорама методических на­ходок, проводится аукцион идей, круглый стол, работают пристендовые консультационные пункты и другие формы работы. Заявления на занятия, методическую идею для участия в методическом фестивале участники подают заранее.

Консультация — форма методической работы, для которой ха­рактерна монологическая форма преподнесения новой для вос­питателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. обеспечить активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Это воз­можно при использовании активных методов работы. Удачно прове­дение консультаций в виде ролевых игр, когда заместитель заведу­ющего по основной деятельности не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми младшего или старшего возраста, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации пред­ложить отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея опреде­ленными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний. Рассказав воспитателям о методике оценки детских рисунков, ре­ально предоставить возможность на консультации провести ее по специально подобранным образцам и т. д.

Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее про­веденной консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому ее содержание или развернутый план с указанием использо­ванной литературы надо изложить в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе.

Планирование консультаций для педагогов учреждения дошкольного образования на учебный год

Содержание деятельности Категория слушателей Сроки  Ответ­ственный
1. «Первые шаги ребенка в детском саду» (практические рекомендации по ведению документации в группах раннего возраста) Воспита­тели групп раннего возраста Сентябрь Зам.заведующего
2. Планирование и организация образовательной работы в учреждении до­школьного образования по программе «Пралеска» Молодые специалисты Октябрь Зам. заведую­щего
3. Метадычныя падыходы да фарміравання у дошкольнай нацыянальнай самасвядомасці праз далучэнне да традыцый беларускага народа Воспитатели всех возраст­ных групп Ноябрь Воспита­тель
4. Технология процесса белорусскоязычного и русскоязычного развития дошкольников и обучение грамоте в русскоязычных и белорусскоязычных режимах Н. С. Старжинской Воспита­тели групп «Фантазеры», «Почемучки» Январь Зам. заведую­щего
5. Технология алгоритмизации процес­са предматематического развития до­школьников И. В. Житко Воспита­тели групп «Фантазеры», «Почемучки» Февраль Зам. заведую­щего
6. Технология процесса воспитания этического отношения к природе А. А. Петрикевич Воспитатели всех возраст­ных групп Март Зам. заведую­щего
7. Педагогическая диагностика разви­тия ребенка в системе дошкольного образования Воспитатели группы «Фан­тазеры» Апрель Зам. заведую­щего
8. Портфолио как средство оценки про­фессионального развития педагога Воспитатели всех возраст­ных групп Май Воспита­тель

При организации групповых форм методической работы не надо стремиться к увеличению количества участников: 3—4 человека — это нормальная группа для работы семинара, семинара-практикума, консультации, да и для организации коллективного просмотра. Гораз­до важнее, чтобы каждая форма работы принесла конкретную поль­зу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности образовательной работы с детьми.

При такой организации методической работы происходит главное — педагог сверяет свое мнение, суждение, свою оценку проис­ходящего в коллективе с другой, иногда противоположной. В ходе обсуждения он учится сопереживанию, размышлению, умению от­стаивать свою точку зрения.

Творческие микрогруппы. Возникли в результате поиска новых, бо­лее эффективных форм методической работы. Создаются доброволь­но, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею. Объединяются несколько педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов. В группе могут быть один - два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов.

Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мне­ниями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей ра­боты. Организуется взаимопосещение занятий, обсуждение лучших приемов и способов. При необходимости проводится совместное изу­чение дополнительной литературы. Главное внимание уделяется по­исковой, исследовательской деятельности, с ее результатами знакомит­ся весь коллектив.

Работа над единой методической темой. При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учет достиг­нутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и ре­комендациями, с педагогическим опытом других учреждений. Эти тре­бования исключают «изобретение» велосипеда, позволяют внедрить действительно передовой опыт. Не исключен и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесо­образность определения темы на перспективу, с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать творческие возможности педагогов, а так­же детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиня­ют стихи, делают рисунки.

Брифинг. Встреча, на которой вкратце излагается позиция по од­ному из злободневных вопросов. Может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать воспита­телей. Две команды: одна задает вопросы, другая — отвечает; организа­тор задает вопросы, педагоги отвечают.

 Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между не­сколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают ее. Послед­ний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка. В копилку, в зависимости от педагоги­ческих задач, могут быть включены репродукции произведений изоб­разительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хо­роший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки мо­гут лечь в основу выставки.

Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педаго­гов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создается об­становка свободного, непринужденного общения.

Смотр-конкурс. Способ проверки профессиональных знаний, уме­ний, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка твор­ческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Музыкальный салон. Одна из форм эстетического развития, духов­ного общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших на­родных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Тематические выставки. Представление наглядных материалов: ри­сунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, яв­ляются содержательной формой обмена опытом педагогов.

 

3. Понятие об интерактивности и интерактивных методах.

Смысл «интерактивных методов» складывается из дефиниций понятий «интерактивный» (интеракция) и «метод». Метод в педа­гогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодейс­твия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т.е. для развития. В понятии «интеракции» можно выделить два слагае­мых: «интер» — между; «акция» — усиленная деятельность. Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятель­ность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы мы определяем как способы целенаправленного усиленного межсубъек­тного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптималь­ных условий своего развития.

Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является понятие «взаимодействие». Взаимодействие по­нимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность чело­века «принимать роль другого», представлять, как его восприни­мает партнер по общению или группа, и соответственно интер­претировать ситуацию и конструировать собственные действия. Педагогическое взаимодействие представляет собой процесс сов­местной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участ­ников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации пот­ребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и коор­динация действий; разделение единого процесса сотрудничества, обшей деятельности между участниками; возникновение межлич­ностных отношений. Педагогическое взаимодействие — это об­мен деятельностями между педагогом и учащимися, в котором де­ятельность одного обусловливает деятельность другого (других).

Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаи­модействие, взаимовлияние участников педагогического процес­са через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъектной коммуникации преподавателя и студента (преподаватель-субъект своей профессиональной деятельности ставит в позицию субъек­та его образовательной деятельности — студента). Интерактивное педагогическое взаимодействие направлено на изменение, совер­шенствование моделей поведения и деятельности участников пе­дагогического процесса и характеризуется высокой степенью ин­тенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приемов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, состоявшегося взаимодействия.

Признаки интерактивных методов

Структурообразующим признаком интерактивных методов обучения является взаимодействие учащегося с имеющимся у него собственным опытом жизнедеятельности, углубленная и всесто­ронняя работа с этим опытом. Опыт ученика является в интерак­тивном обучении главным источником учебного познания.

При реализации интерактивных методов доминирует в отличие от объяснительно-иллюстративных методов не деятельность пре­подавателя (преподавание), а деятельность учащегося (учение). Преподаватель в интерактивном методе не является транслято­ром готовой информации, а организует самостоятельную позна­вательную деятельность ученика по продуцированию знаний об окружающей действительности, побуждает к поиску, исследова­нию явлений и процессов, самостоятельному решению проблем. Преподаватель — лишь один из источников информации. Его функция — создание условий для проявления учащимися актив­ности, инициативы в деятельности, в частности, познавательной. Ведущая роль преподавателя в интерактивных методах - фасилитатор, т.е. помощник в организации мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности учащихся.

Определяющим признаком интерактивного обучения являет­ся проявление активности учащимися и сочетание, взаимосвязь физической (передвижение по аудитории, смена рабочего места, рисование, осуществление записей и т.д.), социальной (обмен мнениями, смыслами, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опы­та, поиск решения проблем и т.д.) одновременно. В этой связи можно говорить об гиперактивности участников интерактивного обучения.

Активности (интерактивности) учащихся способствует и со­четание в интерактивных методах общих организационных форм педагогического взаимодействия: фронтальной, групповой, пар­ной и индивидуальной. Практически каждый интерактивный ме­тод предполагает взаимосвязь и сочетание фронтальной (со всеми студентами), а также групповой (выполняемой в творческих груп­пах), парной (выполняемой в парах) и индивидуальной работы студентов.

Анализ практики реализации интерактивных методов обуче­ния позволил выделить и другие их признаки, инструменты: ан­тропологическая направленность, полилогизация, диалогизация, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отноше­ния, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, вариативность, рефлексивность и др.

Полилог (в пер. с греч. — «многоголосие») в педагогическом процессе представляет собой многоголосие, в котором можно услы­шать голос каждого участника педагогического взаимодействия. В педагогической интерпретации полилог — это возможность каж­дого участника педагогического процесса иметь свою индивиду­альную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готов­ность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем, любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существование. И еще один очень важный аспект полилога в педагогическом процессе — отказ от права на абсолютную истину и педагога и учащихся (это необходимо для продуктивного смыслотворчества).

Диалог предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия. Диалог в педагогическом процессе — это восприятие учащегося педагогом как личности, как индивидуальности; приятие и при­нятие учащегося, независимо от его индивидуальных, половоз­растных особенностей. Это утверждение чужого «Я», независимо от взглядов, характера; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя в разнообраз­ной деятельности, реализовать свои потенции по своему плану, по своей модели. Диалогичность общения педагога и учащихся пред­полагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу; взаимная помощь в формировании свое­го образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; преодоление конформизма в суждениях.

Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов, заключается в организации интенсивной мыслитель­ной деятельности педагога и учащихся; не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация самостоя­тельной познавательной деятельности учащихся; организация проблемного обучения; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций, таких, как анализ, син­тез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетание раз­личных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия.

Смыслотворчество является процессом осознанного создания (творения, строительства) учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания о предметах и явлениях окружающей действительности, по обсуждаемой (изучаемой) проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выра­жение своего индивидуального отношения к явлениям и пред­метам жизни; рефлексия смысла с позиций своей индивидуаль­ности; понимание и умение объяснить другим смысл изучаемого (рассматриваемого) явления или процесса, события, ситуации. Смыслотворчество в педагогическом процессе предполагает не только создание смыслов участниками, но и обмен этими смыс­лами, последствием чего является соотношение учащимися (и педагогом) своих индивидуальных смыслов с другими смысла­ми, обогащение своего смысла о предмете, явлении. Результатом, продуктом смыслотворчества педагога и учащихся является новое содержание педагогического процесса.

Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют оптимальному развитию, саморазвитию. Это возможность проявления субъектами педаго­гического взаимодействия своей воли; способность сознательно­го регулирования и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; готовность и возможность самостоятельно действовать и взаимодействовать с кем-либо; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Ситуация успеха заключается в целенаправленном создании педагогом комплекса внешних условий, способствующих полу­чению учащимися удовлетворения, радости, проявлению спек­тра положительных эмоций и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Ведущее из условий - позитивность, оптимистичность оценивания учащихся.

Позитивность, оптимистичность оценивания участниками педа­гогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремле­нии к возвышению достижений личности, осуществлению оцен­ки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, непов­торимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть по­зитивные изменения в состоянии развития учащегося. Это пот­ребность педагога возвысить (но никак не унизить) человеческое достоинство учащегося, недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого, опора в оценке де­ятельности учащегося на положительное. Это проявление педа­гогом положительных эмоций в осуществлении процедуры оце­нивания. Но в то же время, это и право учащихся на самооценку, оценку деятельности педагога, состоявшегося педагогического взаимодействия.

Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педагоги­ческого процесса своей деятельности, взаимодействия. Это актуа­лизация педагогом и учащимися своих знаний, опыта деятельнос­ти в той или иной педагогической ситуации. Это их потребность, и готовность зафиксировать изменения состояния развития, оп­ределить причины этих изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педа­гогических условий для своего развития.

Все названные признаки интерактивного педагогического вза­имодействия обусловливают друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологи­ческую основу использования в педагогическом процессе интер­активных методов.

Интерактивное педагогическое взаимодействие является аль­тернативой традиционному педагогическому воздействию. При­оритетами интерактивного педагогического процесса являют­ся такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения для участников, смыслотворчество, рефлексия и др. Традиционное же педаго­гическое воздействие как атрибут авторитарно-императивного, личностно отчужденного педагогического процесса направлено, прежде всего, на формальное выполнение обязательной учебной программы.

 Классификация интерактивных методов

Классифицировать интерактивные методы можно по их веду­щей функции в педагогическом взаимодействии на следующие группы:

• методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

• методы организации обмена деятельностями;

• методы организации мыследеятельности;

• методы организации смыслотворчества;

• методы организации рефлексивной деятельности;

• интегративные методы (интерактивные игры).

Методы создания благоприятной атмосферы, организации ком­муникации своей процессуальной основой имеют «коммуникатив­ную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организу­емого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т.п.) для оперативного включения в совмес­тную работу всех и каждого учащегося. Методы этой группы спо­собствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструк­тивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.

Методы организации обмена деятельностями предполагают со­четание индивидуальной и групповой совместной работы участ­ников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельностей педагога и учащихся. Ведущим при­знаком этих методов является объединение учащихся в творчес­кие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания пе­дагогического процесса, создание учащимися своего индивиду­ального смысла о изучаемых явлениях и предметах, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия своей деятельности, ее результатов. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.

Интегративные методы (интерактивные игры) являются спо­собами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интег­рируются (объединяются) все ведущие функции интерактивных методов

Интерактивные методы как комплекс педагогических условий

Каждый реализованный отдельный интерактивный метод и группа интерактивных методов представляет собой комплекс пе­дагогических условий.

Педагогические условия мы трактуем как целенаправленно со­здаваемую участниками педагогического процесса (прежде всего педагогом) среду, систему средств, взаимодействий для развития. Педагогические условия можно классифицировать на объектив­ные (их создание напрямую не зависит ни от педагога, ни от уча­щихся) и субъективные (создаются непосредственно педагогом и учащимися). Субъективные педагогические условия в свою оче­редь можно подразделить на внутренние (они создаются непос­редственно учащимися) и внешние (создаются педагогом).

К объективным педагогическим условиям можно отнести сло­жившуюся социокультурную ситуацию, уровень развития обще­ства, культуры, науки (в частности, педагогической науки), нали­чие здания учебно-воспитательного учреждения, материально-техническую базу педагогического процесса, наличие квалифи­цированных педагогов, технические средства обучения, компью­теры и т.п.

Внутренними педагогическими условиями, создаваемыми учащимися или находящимися внутри них, являются их наследс­твенность, ценностные ориентации, достигнутый уровень разви­тия, образования, воспитания, уровень культуры, их мотивация к деятельности, отношение к учебному предмету, к педагогу, их поз­навательные и другие интересы.

Внешними (по отношению к учащимся) педагогическими ус­ловиями, создаваемыми педагогом целенаправленно для развития учащихся (они и составляют педагогический процесс), являются следующие: целеполагание; организация полилога и диалога; ор­ганизация мыследеятельности и смыслотворчества; планирование педагогического взаимодействия; осуществление педагогической диагностики; деятельностный подход к организации педагогичес­кого процесса; создание ситуации успеха учащихся в деятельнос­ти; оптимистичность и позитивность оценивания деятельности учащихся; обеспечение свободы выбора в деятельности учащихся; взаимодействие педагога и родителей; целенаправленное обще­ние учащихся с природой, искусством; организация рефлексив­ной деятельности учащихся и др.

3. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозре­ние, и педагог может предложить участникам осуществить реф­лексию полученных результатов.

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устра­ивают уже имеющиеся.

Этот метод может быть использован педагогом в конце каждо­го учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце не­дели сравнить их, выяснив, как изменялось состояние учащихся.

Особенности интерактивной игры, её алгоритм.

Метод интерактивной игры интегрирует в себе все вышеназ­ванные методы: создания благоприятной атмосферы; организа­ции коммуникации; обмена деятельностями; мыследеятельности, смыслотворчества; рефлексивной деятельности.

в этой связи интерактивные игры мы объединяем в группу интегративных методов.

Интерактивная игра является одним из наиболее продуктив­ных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса.

Название метода происходит от психологического терми­на «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм - направление в современной социальной психологии и пе­дагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида.

Взаимодействие понимается как непосредственная межлич­ностная коммуникация, важнейшей особенностью которой при­знается способность человека «принимать роль другого», пред­ставлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивный процесс — это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсив­ностью коммуникации, общения, обменом деятельностями, сме­ной и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлек­сией участниками своей деятельности, взаимодействия.

Цель интерактивного процесса - изменение и улучшение мо­делей поведения и деятельности участников педагогического вза­имодействия. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и, осознанно усваивает ее.

 Ведущими принципами организации интерактивного процес­са являются:

 - организация мыследеятельности;

- организация смыслотворчества;

 - свобода выбора;

 - организация рефлексии.

Интерактивная игра «ДАВАЙ, ДЕЛАЙ!»

Назначение метода — осознание участниками условий для свое­го развития, принципов взаимодействия между собой и педагогом, факторов создания педагогической среды, осознание сущности педа­гогического процесса, педагогических условий.

Организация среды реализации метода:

1. Оптимальное количество участников — до 30 человек.

2. Необходимое оборудование: несколько (в зависимости от количества творческих групп) листов белой бумаги формата АЗ; набор цветной бумаги; разноцветные маркеры (7—10 штук); нож­ницы; скотч; клеящий карандаш.

3. Время реализации метода - 30-40 мин.

Алгоритм реализации метода:

1. Педагог (руководитель игры) приглашает принять участие в игре, сохраняя в тайне ее название (название раскрывается в са­мом конце игры, до окончания рефлексии ее результатов).

2. Участникам предлагается создать несколько творческих групп (лучше не более четырех, так как в противном случае время проведения игры затянется, будет снижена ее динамика) числен­ностью 5-7 человек.

3. В каждой группе педагог определяет руководителя - своего помощника, одной из групп может руководить сам педагог

4. Педагог один на один с каждым руководителем группы от­дельно проводит инструктаж по организации взаимодействия ру­ководителя и членов творческой группы в конкретной ситуации (инструктаж проводится в течение 1-2 мин.).

5. Каждой из творческих групп предлагается реализовать одно из следующих заданий-ситуаций:

ситуация I - группе необходимо нарисовать лето, для чего даны лист белой бумаги формата АЗ и несколько цветных марке­ров; рисовать могут одновременно все участники; руководителю группы дана установка вести себя авторитарно по отношению к членам группы, иронизировать, потешаться над каждым предло­жением, идеей участников;

ситуация 2 — группа должна нарисовать осень, для чего даны лист белой бумаги формата АЗ и несколько цветных маркеров; все участники сидят на стульях вдоль стены и не имеют права (таковы условия игры) осуществлять другое пространственное размеще­ние; им необходимо выбрать одного человека — художника, кото­рый, руководствуясь их советами, будет рисовать; руководителю этой группы дана установка вести себя ровно, тактично по отно­шению к участникам, но в то же время следить за строгим выпол­нением условий игры;

ситуация 3 —группе необходимо нарисовать весну, для чего ей даны лист белой бумаги формата A3, плохо пишущий черный маркер, порванный и смятый листок серой (можно другого цвета) бумаги и т. п.; эта группа в отличие от других групп, работающих в аудитории, обязательно должна выйти за пределы аудитории, на­пример в затемненный коридор; лист бумаги, на котором будет изображаться весна, помешается на полу, все участники разме­шаются вокруг; установка педагогу - создавать ситуацию успеха в деятельности для каждого участника, сопереживать, быть вни­мательным к просьбам, но в то же время следить за строгим вы­полнением условий ифы (нельзя размешать лист на столе, нельзя использовать другие материалы и т. д.);

ситуация 4 - группа удобно размешается на стульях вокруг сто­ла; руководитель группы (его роль лучше выполнять педагогу) не торопясь раскладывает на столе 2—3 листа белой бумаги форма­та A3, набор цветной бумаги, несколько разноцветных маркеров, ножницы, скотч, клеящий карандаш и т. п.; после того как все разложено, руководитель обращается к группе с призывом: «Да­вайте, делайте! Времени очень мало». Фраза «Давайте, делайте!» должна повторяться руководителем каждые 5-10 с. Вести себя руководитель должен по отношению к группе жестко, иногда грубо, его задача (через замечания, насмешки, указания, запреты) не дать возможности что-либо делать участникам группы (необ­ходимо подчеркнуть, что, в отличие от других групп, какая-либо цель - нарисовать осень, лето, весну – перед группой сознательно не ставится).

6. Каждая из творческих групп реализует порученное ей зада­ние. Время реализации - 5-7 мин., не более. По истечении этого времени педагог (руководитель игры) подает команду всем группам закончить работу.

7. Организуются три круга рефлексии, в которой задействованы все участники игры:

1-й круг - каждый из участников рассказывает достаточно под­робно, в логической последовательности (констатирует без какого-либо анализа) о том, что делала их группа и он сам; руководит игроками групп говорят последними, упоминая и об установке на свое поведение;

2-й круг — каждый из участников описывает свое эмоциональное состояние по ходу игры;

3-й круг - каждый из участников анализирует ход и содержание Игры, высказывает предположение о целях игры.

8. По окончании третьего круга рефлексии педагог знакомит участников с названием игры: «Давай, делай!» (фраза руководите­ля группы из ситуации 4).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: