Тематический семинар
Семинар организуется и проводится с целью акцентировать внимание обучающихся педагогов на теме педсовета или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара участникам дается задание — выделить существенные стороны темы, проследить их связь с практикой и опытом деятельности в масштабе района, города, коллектива. Тематический семинар углубляет знания слушателей, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
4. Ориентационный семинар
Предметом обсуждения на таком семинаре являются новые аспекты известных тем, способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.
5. Системный семинар
Проводится для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение тема педагогического совета, например: «Пути внедрения здоровьефор-мирующих технологий в практику работы учреждения дошкольного образования», «Система культурных ценностей и духовное развитие человека» и др.
|
|
Системные семинары раздвигают границы знаний педагогов, не позволяют замкнуться в узком кругу темы педсовета, помогают обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывают интерес к изучению разных сторон педагогического процесса.
6. Семинар-практикум.
Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.
Семинар-практикумотличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением.рплики, вопросы, их активность).ность пря их активность).
В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.
Важной формой работы являются семинары-практикумы для родителей с привлечением разных специалистов. Место проведения семинара: методический кабинет детского сада, групповая комната, музей, выставочный зал и т. п. Семинар можно считать эффективным, если он помогает своевременной быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс.
|
|
Деловая игра в работе с педагогическими работниками в учреждении дошкольного образования может выступать как самостоятельная форма методической работы и как прием. Это практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у слушателей знаний.
В основе учебной деловой игры лежат следующие элементы:
· наличие ролей;
· наличие ситуаций, в которых происходит реализация ролей;
· моделирование условий, приближенных к реальным;
· обязательная совместная деятельность участников игры;
· контроль игрового времени;
· система оценки хода и результатов игры; «регулирующие ход игры правила;
· элементы соревнования.
Проведение деловой игры требует тщательной разработки:
· определение темы и учебной цели игры;
· определение подлежащих имитационному моделированию сферы и места профессиональной деятельности;
· определение этапов игры и входящих в них проблемных ситуаций;
· определение состава игроков, целей и функций их участия;
· установление правил игры;
· написание проспекта и сценария игры;
· составление инструкции игры;
· подготовка документации игры.
Не менее чем за 5—7 дней до проведения деловой игры участникам вручается пакет заданий, в содержание которого включается описание исходной обстановки игры, организационных указаний; время проведения игры зависит от ее содержания и конкретных задач (она может быть рассчитана на 2 часа или даже на несколько дней).
Встречи за круглым столом
Для педагогов бывают чрезвычайно полезны в познавательном отношении периодические встречи за круглым столом с различными специалистами — учеными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений, государственных учреждений, государственных органов и др.
Перед каждой такой встречей руководитель занятия предлагает педагогам выдвинуть интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные, классифицированные вопросы передаются гостям круглого стола для подготовки к выступлениям и ответам. Одновременно на круглый стол может быть приглашено несколько специалистов, которые занимаются исследованием данной проблемы. Чтобы заседание круглого стола проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить участников на обмен мнений и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников «круговое» размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор круглого стола продумывает вопросы к обсуждению.
Дискуссия. Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения.
Дискуссия проводится, если существует совокупность проблемных ситуаций, например, объективная (наличие различных точек зрения в науке) и субъективная (острое расхождение точек зрения педагогов).
Для того чтобы дискуссия состоялась, желательно совпадение этих ситуаций, с которыми заранее знакомятся слушатели. Организатор дискуссии определяет актив выступающих — защитников различных точек зрения; остальные выступления могут быть незапланированными.
Задача руководителя занятия состоит в том, чтобы во время дискуссии, сталкивая между собой различные точки зрения, не навязывать своего мнения. Он также следит за конкретным ответом высказывающегося, в котором должны рационально сочетаться и практический опыт, и теоретическое объяснение обсуждаемого вопроса.
|
|
Дискуссия может проводиться: по материалам лекции; по публикациям в печати; по проблемам педагогического совета.
Дискуссии закрепляют знания, увеличивают объем новой информации, помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Дискуссия «Вертушка общения» (американский вариант)
Группа участников делится на 4 команды. Роли в командах: новаторы, оптимисты, пессимисты, реалисты.
Ход дискуссии:
1. определение проблемы дискуссии; формулировка цели дискуссии;» генерирование идей в командах;
2. общегрупповая дискуссия, выработка совместного решения методом «вертушки общения».
Команды поочередно выполняют роли новаторов, оптимистов, пессимистов, реалистов.
Игра «Ринг» - разновидность дискуссии, может использоваться не только как прием, но и как самостоятельная форма методической работы.
Присутствующие участники делятся на две группы, олицетворяющие разные позиции в предстоящей дискуссии. Из их числа выбирается руководитель и группа поддержки, которая готовит доказательства своей позиции на предмет дискуссии.
Оппоненты (руководители групп) отвергают, разрушают или признают правоту собеседника. Из остальных участников создается экспертная группа, у которой есть разработанные критерии, на основании которых они оценивают результат дискуссии.
Мастер-класс — форма методической учебы. Мастер-класс может организовываться как самостоятельная форма учебы, а также включаться как часть занятия. Мастер-класс используется для обучения педагогов (показа методов и приемов работы с детьми, передового педагогического опыта и др.) на базе учреждения образования или одного педагога, имеющего высокий уровень профессионального мастерства, глубоко знающего предмет демонстрации, в совершенстве владеющего организацией образовательного процесса, методикой обучения и воспитания детей.
Методический мост — разновидность дискуссии, форма методической работы. Отличается составом участников (проводится между педагогами двух учреждений дошкольного образования, районов и т. д.). Роль ведущего выполняет методист или экспертная группа, состоящая из ученых, методистов и пр.
|
|
Методические посиделки — форма методической работы, чаще всего используется в учреждении дошкольного образования; способствует созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе, совершенствует коммуникативные умения.
Руководитель, выбирая тему, исходит из общей проблемы, решаемой учреждением. Участникам «посиделок» тема заранее не сообщается. Мастерство руководителя состоит в том, чтобы вызвать слушателей на разговор по теме, выяснить их исходнью положения, подготовить их к последующему обсуждению данного вопроса на педсовете. Разговор происходит чаще всего за чашкой чая.
Мозговой штурм — метод обучения, при котором вопросы руководителя занятия строятся так, чтобы на них давались краткие ответы. Отдается предпочтение ответам-фантазиям и озарениям. Слушателям запрещается критика и оценка высказанных идей, но поощряются комбинации и развитие сделанных предложений. Все высказывания фиксируются. «Штурм» длится от 15 до 30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.
Возможна и другая структура «мозгового штурма», если аудитория значительна по количеству. Для решения выдвинутой проблемы формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек и экспертная группа, в обязанности которой входит разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей. Затем проводится тренировка-разминка, задача которой — помочь слушателям освободиться от скованности, стеснительности.
Генерирование идей начинается по сигналу во всех рабочих группах, к которым прикреплен эксперт, фиксирующий выдвигаемые идеи. Затем рабочие группы отдыхают, а эксперты на основе избранных критериев ведут отбор идей. Заканчивается «мозговой штурм» обсуждением и оценкой лучших идей, их обоснованием и публичной защитой. Данная форма рассчитана на 1 час.
Педагогический КВН — практические занятия, целью проведения которых является:
— совершенствование и систематизация знаний, а также закрепление тех или иных профессиональных навыков и умений;
— содействие созданию положительного эмоционального климата в группе педагогов;
— развитие активной позиции, духа соревновательности. Таким образом, КВН способствует активизации теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию эмоционально положительного климата в группе педагогов.Этопрекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков.
Алгоритм действий
Из группы педагогов формируются 2 команды, жюри; остальные — болельщики. Команды знакомятся с темой встречи за 5—7 дней, получают домашнее задание, предлагается соответствующая литература. Кроме этого, они готовят взаимные юмористические приветствия по теме данного КВН.
Руководитель должен предусмотреть возможные ответы на вопросы, хорошо владеть проблемой. Он также готовит занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капитанов»), непосредственно связанные с темой, которая изучается.
В данной форме очень хорошо проводить итоговые занятия по завершению методических мероприятий. В этом случае целью проведения клуба знатоков будет выявление знаний и умений педагогов (следовательно команд может быть и больше, например, 5—6). Кроме хорошего владения проблемой, члены команд должны владеть следующими качествами: чувством юмора, педагогической находчивостью, быстротой реакции, мобильностью (прил. 4).
Методический фестиваль — форма методической работы, целью которой является показ и обмен передовым педагогическим опытом, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Она может использоваться как на завершающем этапе работы над проблемой, так и на начальном, предполагает большое количество участников и слушателей.
В ходе фестиваля работает круговая панорама методических находок, проводится аукцион идей, круглый стол, работают пристендовые консультационные пункты и другие формы работы. Заявления на занятия, методическую идею для участия в методическом фестивале участники подают заранее.
Консультация — форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. обеспечить активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Это возможно при использовании активных методов работы. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда заместитель заведующего по основной деятельности не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми младшего или старшего возраста, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний. Рассказав воспитателям о методике оценки детских рисунков, реально предоставить возможность на консультации провести ее по специально подобранным образцам и т. д.
Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее проведенной консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому ее содержание или развернутый план с указанием использованной литературы надо изложить в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе.
Планирование консультаций для педагогов учреждения дошкольного образования на учебный год
Содержание деятельности | Категория слушателей | Сроки | Ответственный |
1. «Первые шаги ребенка в детском саду» (практические рекомендации по ведению документации в группах раннего возраста) | Воспитатели групп раннего возраста | Сентябрь | Зам.заведующего |
2. Планирование и организация образовательной работы в учреждении дошкольного образования по программе «Пралеска» | Молодые специалисты | Октябрь | Зам. заведующего |
3. Метадычныя падыходы да фарміравання у дошкольнай нацыянальнай самасвядомасці праз далучэнне да традыцый беларускага народа | Воспитатели всех возрастных групп | Ноябрь | Воспитатель |
4. Технология процесса белорусскоязычного и русскоязычного развития дошкольников и обучение грамоте в русскоязычных и белорусскоязычных режимах Н. С. Старжинской | Воспитатели групп «Фантазеры», «Почемучки» | Январь | Зам. заведующего |
5. Технология алгоритмизации процесса предматематического развития дошкольников И. В. Житко | Воспитатели групп «Фантазеры», «Почемучки» | Февраль | Зам. заведующего |
6. Технология процесса воспитания этического отношения к природе А. А. Петрикевич | Воспитатели всех возрастных групп | Март | Зам. заведующего |
7. Педагогическая диагностика развития ребенка в системе дошкольного образования | Воспитатели группы «Фантазеры» | Апрель | Зам. заведующего |
8. Портфолио как средство оценки профессионального развития педагога | Воспитатели всех возрастных групп | Май | Воспитатель |
При организации групповых форм методической работы не надо стремиться к увеличению количества участников: 3—4 человека — это нормальная группа для работы семинара, семинара-практикума, консультации, да и для организации коллективного просмотра. Гораздо важнее, чтобы каждая форма работы принесла конкретную пользу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности образовательной работы с детьми.
При такой организации методической работы происходит главное — педагог сверяет свое мнение, суждение, свою оценку происходящего в коллективе с другой, иногда противоположной. В ходе обсуждения он учится сопереживанию, размышлению, умению отстаивать свою точку зрения.
Творческие микрогруппы. Возникли в результате поиска новых, более эффективных форм методической работы. Создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею. Объединяются несколько педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов. В группе могут быть один - два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов.
Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуется взаимопосещение занятий, обсуждение лучших приемов и способов. При необходимости проводится совместное изучение дополнительной литературы. Главное внимание уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с ее результатами знакомится весь коллектив.
Работа над единой методической темой. При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учет достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений. Эти требования исключают «изобретение» велосипеда, позволяют внедрить действительно передовой опыт. Не исключен и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.
Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать творческие возможности педагогов, а также детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.
Брифинг. Встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать воспитателей. Две команды: одна задает вопросы, другая — отвечает; организатор задает вопросы, педагоги отвечают.
Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают ее. Последний участник подводит итоги, делает выводы.
Художественная копилка. В копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу выставки.
Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создается обстановка свободного, непринужденного общения.
Смотр-конкурс. Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.
Музыкальный салон. Одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе.
Тематические выставки. Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.
3. Понятие об интерактивности и интерактивных методах.
Смысл «интерактивных методов» складывается из дефиниций понятий «интерактивный» (интеракция) и «метод». Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т.е. для развития. В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» — между; «акция» — усиленная деятельность. Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы мы определяем как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития.
Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является понятие «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Педагогическое взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, обшей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Педагогическое взаимодействие — это обмен деятельностями между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность другого (других).
Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъектной коммуникации преподавателя и студента (преподаватель-субъект своей профессиональной деятельности ставит в позицию субъекта его образовательной деятельности — студента). Интерактивное педагогическое взаимодействие направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса и характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приемов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, состоявшегося взаимодействия.
Признаки интерактивных методов
Структурообразующим признаком интерактивных методов обучения является взаимодействие учащегося с имеющимся у него собственным опытом жизнедеятельности, углубленная и всесторонняя работа с этим опытом. Опыт ученика является в интерактивном обучении главным источником учебного познания.
При реализации интерактивных методов доминирует в отличие от объяснительно-иллюстративных методов не деятельность преподавателя (преподавание), а деятельность учащегося (учение). Преподаватель в интерактивном методе не является транслятором готовой информации, а организует самостоятельную познавательную деятельность ученика по продуцированию знаний об окружающей действительности, побуждает к поиску, исследованию явлений и процессов, самостоятельному решению проблем. Преподаватель — лишь один из источников информации. Его функция — создание условий для проявления учащимися активности, инициативы в деятельности, в частности, познавательной. Ведущая роль преподавателя в интерактивных методах - фасилитатор, т.е. помощник в организации мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности учащихся.
Определяющим признаком интерактивного обучения является проявление активности учащимися и сочетание, взаимосвязь физической (передвижение по аудитории, смена рабочего места, рисование, осуществление записей и т.д.), социальной (обмен мнениями, смыслами, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.) одновременно. В этой связи можно говорить об гиперактивности участников интерактивного обучения.
Активности (интерактивности) учащихся способствует и сочетание в интерактивных методах общих организационных форм педагогического взаимодействия: фронтальной, групповой, парной и индивидуальной. Практически каждый интерактивный метод предполагает взаимосвязь и сочетание фронтальной (со всеми студентами), а также групповой (выполняемой в творческих группах), парной (выполняемой в парах) и индивидуальной работы студентов.
Анализ практики реализации интерактивных методов обучения позволил выделить и другие их признаки, инструменты: антропологическая направленность, полилогизация, диалогизация, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, вариативность, рефлексивность и др.
Полилог (в пер. с греч. — «многоголосие») в педагогическом процессе представляет собой многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия. В педагогической интерпретации полилог — это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем, любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существование. И еще один очень важный аспект полилога в педагогическом процессе — отказ от права на абсолютную истину и педагога и учащихся (это необходимо для продуктивного смыслотворчества).
Диалог предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия. Диалог в педагогическом процессе — это восприятие учащегося педагогом как личности, как индивидуальности; приятие и принятие учащегося, независимо от его индивидуальных, половозрастных особенностей. Это утверждение чужого «Я», независимо от взглядов, характера; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя в разнообразной деятельности, реализовать свои потенции по своему плану, по своей модели. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу; взаимная помощь в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; преодоление конформизма в суждениях.
Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов, заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся; не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся; организация проблемного обучения; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия.
Смыслотворчество является процессом осознанного создания (творения, строительства) учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания о предметах и явлениях окружающей действительности, по обсуждаемой (изучаемой) проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни; рефлексия смысла с позиций своей индивидуальности; понимание и умение объяснить другим смысл изучаемого (рассматриваемого) явления или процесса, события, ситуации. Смыслотворчество в педагогическом процессе предполагает не только создание смыслов участниками, но и обмен этими смыслами, последствием чего является соотношение учащимися (и педагогом) своих индивидуальных смыслов с другими смыслами, обогащение своего смысла о предмете, явлении. Результатом, продуктом смыслотворчества педагога и учащихся является новое содержание педагогического процесса.
Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют оптимальному развитию, саморазвитию. Это возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность сознательного регулирования и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; готовность и возможность самостоятельно действовать и взаимодействовать с кем-либо; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.
Ситуация успеха заключается в целенаправленном создании педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, радости, проявлению спектра положительных эмоций и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Ведущее из условий - позитивность, оптимистичность оценивания учащихся.
Позитивность, оптимистичность оценивания участниками педагогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремлении к возвышению достижений личности, осуществлению оценки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития учащегося. Это потребность педагога возвысить (но никак не унизить) человеческое достоинство учащегося, недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого, опора в оценке деятельности учащегося на положительное. Это проявление педагогом положительных эмоций в осуществлении процедуры оценивания. Но в то же время, это и право учащихся на самооценку, оценку деятельности педагога, состоявшегося педагогического взаимодействия.
Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. Это актуализация педагогом и учащимися своих знаний, опыта деятельности в той или иной педагогической ситуации. Это их потребность, и готовность зафиксировать изменения состояния развития, определить причины этих изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития.
Все названные признаки интерактивного педагогического взаимодействия обусловливают друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу использования в педагогическом процессе интерактивных методов.
Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию. Приоритетами интерактивного педагогического процесса являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения для участников, смыслотворчество, рефлексия и др. Традиционное же педагогическое воздействие как атрибут авторитарно-императивного, личностно отчужденного педагогического процесса направлено, прежде всего, на формальное выполнение обязательной учебной программы.
Классификация интерактивных методов
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на следующие группы:
• методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
• методы организации обмена деятельностями;
• методы организации мыследеятельности;
• методы организации смыслотворчества;
• методы организации рефлексивной деятельности;
• интегративные методы (интерактивные игры).
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т.п.) для оперативного включения в совместную работу всех и каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.
Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельностей педагога и учащихся. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.
Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла о изучаемых явлениях и предметах, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.
Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия своей деятельности, ее результатов. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.
Интегративные методы (интерактивные игры) являются способами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интегрируются (объединяются) все ведущие функции интерактивных методов
Интерактивные методы как комплекс педагогических условий
Каждый реализованный отдельный интерактивный метод и группа интерактивных методов представляет собой комплекс педагогических условий.
Педагогические условия мы трактуем как целенаправленно создаваемую участниками педагогического процесса (прежде всего педагогом) среду, систему средств, взаимодействий для развития. Педагогические условия можно классифицировать на объективные (их создание напрямую не зависит ни от педагога, ни от учащихся) и субъективные (создаются непосредственно педагогом и учащимися). Субъективные педагогические условия в свою очередь можно подразделить на внутренние (они создаются непосредственно учащимися) и внешние (создаются педагогом).
К объективным педагогическим условиям можно отнести сложившуюся социокультурную ситуацию, уровень развития общества, культуры, науки (в частности, педагогической науки), наличие здания учебно-воспитательного учреждения, материально-техническую базу педагогического процесса, наличие квалифицированных педагогов, технические средства обучения, компьютеры и т.п.
Внутренними педагогическими условиями, создаваемыми учащимися или находящимися внутри них, являются их наследственность, ценностные ориентации, достигнутый уровень развития, образования, воспитания, уровень культуры, их мотивация к деятельности, отношение к учебному предмету, к педагогу, их познавательные и другие интересы.
Внешними (по отношению к учащимся) педагогическими условиями, создаваемыми педагогом целенаправленно для развития учащихся (они и составляют педагогический процесс), являются следующие: целеполагание; организация полилога и диалога; организация мыследеятельности и смыслотворчества; планирование педагогического взаимодействия; осуществление педагогической диагностики; деятельностный подход к организации педагогического процесса; создание ситуации успеха учащихся в деятельности; оптимистичность и позитивность оценивания деятельности учащихся; обеспечение свободы выбора в деятельности учащихся; взаимодействие педагога и родителей; целенаправленное общение учащихся с природой, искусством; организация рефлексивной деятельности учащихся и др.
3. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, и педагог может предложить участникам осуществить рефлексию полученных результатов.
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.
Этот метод может быть использован педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнить их, выяснив, как изменялось состояние учащихся.
Особенности интерактивной игры, её алгоритм.
Метод интерактивной игры интегрирует в себе все вышеназванные методы: создания благоприятной атмосферы; организации коммуникации; обмена деятельностями; мыследеятельности, смыслотворчества; рефлексивной деятельности.
в этой связи интерактивные игры мы объединяем в группу интегративных методов.
Интерактивная игра является одним из наиболее продуктивных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса.
Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм - направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида.
Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Интерактивный процесс — это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.
Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельностями, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.
Цель интерактивного процесса - изменение и улучшение моделей поведения и деятельности участников педагогического взаимодействия. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и, осознанно усваивает ее.
Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:
- организация мыследеятельности;
- организация смыслотворчества;
- свобода выбора;
- организация рефлексии.
Интерактивная игра «ДАВАЙ, ДЕЛАЙ!»
Назначение метода — осознание участниками условий для своего развития, принципов взаимодействия между собой и педагогом, факторов создания педагогической среды, осознание сущности педагогического процесса, педагогических условий.
Организация среды реализации метода:
1. Оптимальное количество участников — до 30 человек.
2. Необходимое оборудование: несколько (в зависимости от количества творческих групп) листов белой бумаги формата АЗ; набор цветной бумаги; разноцветные маркеры (7—10 штук); ножницы; скотч; клеящий карандаш.
3. Время реализации метода - 30-40 мин.
Алгоритм реализации метода:
1. Педагог (руководитель игры) приглашает принять участие в игре, сохраняя в тайне ее название (название раскрывается в самом конце игры, до окончания рефлексии ее результатов).
2. Участникам предлагается создать несколько творческих групп (лучше не более четырех, так как в противном случае время проведения игры затянется, будет снижена ее динамика) численностью 5-7 человек.
3. В каждой группе педагог определяет руководителя - своего помощника, одной из групп может руководить сам педагог
4. Педагог один на один с каждым руководителем группы отдельно проводит инструктаж по организации взаимодействия руководителя и членов творческой группы в конкретной ситуации (инструктаж проводится в течение 1-2 мин.).
5. Каждой из творческих групп предлагается реализовать одно из следующих заданий-ситуаций:
ситуация I - группе необходимо нарисовать лето, для чего даны лист белой бумаги формата АЗ и несколько цветных маркеров; рисовать могут одновременно все участники; руководителю группы дана установка вести себя авторитарно по отношению к членам группы, иронизировать, потешаться над каждым предложением, идеей участников;
ситуация 2 — группа должна нарисовать осень, для чего даны лист белой бумаги формата АЗ и несколько цветных маркеров; все участники сидят на стульях вдоль стены и не имеют права (таковы условия игры) осуществлять другое пространственное размещение; им необходимо выбрать одного человека — художника, который, руководствуясь их советами, будет рисовать; руководителю этой группы дана установка вести себя ровно, тактично по отношению к участникам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры;
ситуация 3 —группе необходимо нарисовать весну, для чего ей даны лист белой бумаги формата A3, плохо пишущий черный маркер, порванный и смятый листок серой (можно другого цвета) бумаги и т. п.; эта группа в отличие от других групп, работающих в аудитории, обязательно должна выйти за пределы аудитории, например в затемненный коридор; лист бумаги, на котором будет изображаться весна, помешается на полу, все участники размешаются вокруг; установка педагогу - создавать ситуацию успеха в деятельности для каждого участника, сопереживать, быть внимательным к просьбам, но в то же время следить за строгим выполнением условий ифы (нельзя размешать лист на столе, нельзя использовать другие материалы и т. д.);
ситуация 4 - группа удобно размешается на стульях вокруг стола; руководитель группы (его роль лучше выполнять педагогу) не торопясь раскладывает на столе 2—3 листа белой бумаги формата A3, набор цветной бумаги, несколько разноцветных маркеров, ножницы, скотч, клеящий карандаш и т. п.; после того как все разложено, руководитель обращается к группе с призывом: «Давайте, делайте! Времени очень мало». Фраза «Давайте, делайте!» должна повторяться руководителем каждые 5-10 с. Вести себя руководитель должен по отношению к группе жестко, иногда грубо, его задача (через замечания, насмешки, указания, запреты) не дать возможности что-либо делать участникам группы (необходимо подчеркнуть, что, в отличие от других групп, какая-либо цель - нарисовать осень, лето, весну – перед группой сознательно не ставится).
6. Каждая из творческих групп реализует порученное ей задание. Время реализации - 5-7 мин., не более. По истечении этого времени педагог (руководитель игры) подает команду всем группам закончить работу.
7. Организуются три круга рефлексии, в которой задействованы все участники игры:
1-й круг - каждый из участников рассказывает достаточно подробно, в логической последовательности (констатирует без какого-либо анализа) о том, что делала их группа и он сам; руководит игроками групп говорят последними, упоминая и об установке на свое поведение;
2-й круг — каждый из участников описывает свое эмоциональное состояние по ходу игры;
3-й круг - каждый из участников анализирует ход и содержание Игры, высказывает предположение о целях игры.
8. По окончании третьего круга рефлексии педагог знакомит участников с названием игры: «Давай, делай!» (фраза руководителя группы из ситуации 4).