Вопросы финансирования

«Бедность не порок, милостивый государь, нищета порок» говорил Мармеладов, но это не всегда верно. Когда благотворительные организации и группы постоянно пребывают в честной бедности – это порок всей общественной системы. А то, что инициативные группы находятся в постоянной острой нехватке средств для осуществления самого малого и необходимого – реальность сегодняшнего дня. Конечно, работа ведется, и деньги находятся, но в куда меньших объемах, чем это требуют энергия и планы организаторов и добровольцев. Давайте рассмотрим основные источники поступлений, за счет которых ведется сегодня социальная деятельность православных инициативных групп.

1. Приход. Поскольку группы действуют при храмах, это самый надежный, хотя и довольно слабый источник привлечения средств. Приход собирает пожертвования в церковную кружку, из которой определенный процент уходит в епархию. Но староста (или брат эконом в монастыре), как правило, находят возможность собирать пожертвования мимо кружки – на хозяйственную деятельность. Часто такие сборы оказывают серьезную помощь в жизни братии или храма. Возможно также, по благословению, отдельные сборы непосредственно для нужд благотворительной группы. Эти средства идут на минимальные объемы работ и не могут обеспечить развития деятельности группы.

2. Частные пожертвования. Здесь речь идет о разовых взносах в работу группы, как правило, от прихожан, на определенное дело или просто – на социальное служение. Эти взносы нерегулярны, то есть не могут планироваться, хотя, в некоторых случаях, частные лица жертвуют периодически.

3. Родственники. В случае если речь идет о работе воскресной школы и ее внеплановых мероприятиях, о музыкальном коллективе детей, о работе иконописных мастерских или иных форм творческой деятельности, родители и родственники принимают посильное участие в финансировании работ. Это не обязательные «поборы», как в обычных школах, все дети участвуют в мероприятиях независимо от вклада (или отсутствия такового) их пап и мам. Поскольку речь здесь идет о людях небогатых, такие источники также невелики, хотя и достаточно надежны.

4. Спонсоры. Отношения с ними складываются по-разному. Сегодня, как правило, просить самим почти бесполезно – бизнесмены давно устали от просьб, а кризис стал хорошей отмазкой от просителей, к тому же никогда нет твердой уверенности, что просят именно на то, о чем говорят. Если отношения со спонсором сложились давно, на его помощь в ряде случаев можно рассчитывать. Еще лучше, если владыка благословит бизнес на конкретную помощь православной группе – такие примеры есть, хотя их и не много. Всё ещё бывают случаи, когда бизнес вдруг сам приходит и предлагает свое участие – это уже праздник. Но всё же чаще бизнес предпочитает давать непосредственно епархиям – в этом случае почет и уважение бизнесу неизмеримо выше, чем от какой-то инициативной группы, которую толком никто и не знает, разве что Господь. Но небесная канцелярия больно высоко, в отличие от епархиальной. А внимание последней порой помогает и в кабинетах властных, без знания которых местному бизнесу сегодня никак нельзя.

5. Епархия. В большинстве случаев епархия благословляет группы и организации на их деятельность, а это уже немало. Благословение владыки помогает и бизнесу открыть кошелек, а порой и чиновнику дать разрешение, в котором он до того мучительно долго сомневался. Реже деньги могут напрямую идти из епархиальных отделов, такие примеры есть, но они пока не являются повсеместным правилом - епархиальный бюджет сегодня явно не имеет соответствующих статей расходов. К сожалению, есть случаи, когда епархии игнорируют деятельность групп, а то и проявляют негативное отношение, как к чему-то неконтролируемому и оттого опасному.

6. Власть. Если с епархиями отношения еще только выстраиваются, то с местной властью и подавно. И уж конечно, денег от них ждать – если уж только Медведев попросит, да и три раза повторит. В лучшем случае власть может помочь каким-либо разрешением или не запрещением, верх – благодарственная грамота. В некоторых случаях власть охотно принимает годовые отчеты группы о проделанной социальной работе (им тоже отчитываться надо). Порой может принять участие в мероприятии и сказать отеческое слово. Есть один случай выделения помещения группе (у нас в исследовании один, по стране, надеемся – больше). Более того – мы видим два примера, когда местное ведомство выделяет группе реальные деньги, предусмотренные местным бюджетом на социальные статьи. Это, конечно, исключение из правил – но факт. Здесь речь идет о совпадении целей, и организация выступает фактически подрядчиком в целевом финансировании.

7. Гранты. Этот источник группы только начинают осваивать, и то далеко не все. Для грантовой деятельности необходим определенный уровень квалификации и знания практики соискательства. Этим владеют далеко не все группы, и мы рассчитываем, что практикующие поделятся своим опытом с новичками. Впрочем, сегодня коррупция гораздо быстрее освоила грантовое пространство, чем православные группы и получить грант стало подчас проблемой не столько знания, сколько прыткости, на которую не каждый благотворитель способен.

 

Вероятно, есть и иные источники средств – к примеру, продажа своей продукции художественных ремесел, поступления от концертной деятельности, сторонние приработки – эти формы редки и не всегда действенны. По крайней мере, в нашем перечне они встречаются редко. Зато одной из центральных проблем является отсутствия своего помещения – это напрямую касается финансовых трудностей. За аренду надо платить порой неподъемные суммы, вкладывать в такие помещения нецелесообразно, были случаи, когда после капитального ремонта в аренде отказывали. Как правило, группа не имеет регулярных средств для постоянной аренды, но и без помещения трудно рассчитывать на серьезные финансовые вливания. Это очень острая проблема, которая в ближайшем будущем не имеет перспектив решения, что прямо отражается на возможностях развития групп.

Относительно объемов финансирования сложно говорить, т.к. эти вопросы не вызывали энтузиазма у участников интервью. Там, где объемы не более 50-100 тысяч рублей в год, еще можно было рассчитывать на откровенность. В иных случаях респонденты от ответа уклонялись, что и понятно – по-видимому, многие из них ведут работу на «черной кассе», то есть не имеют открытой финансовой отчетности и вправе опасаться государственного внимания. Это не касается тех случаев, когда группа или организация работает с властными структурами, грантами или большими объемами спонсорской помощи, когда отчетность ведется по всем правилам, включая налоговые отчисления. Другое дело, что налоговое бремя сегодня плохо различает благотворительные дела от коммерческих, и с тех же социальных грантов налоговые отъемы значительно превосходят разумные пределы.

Конечно, финансовые проблемы инициативных групп порождены отсутствием национальной системы благотворительности и это государственный грех. Понятно и то, что сами группы в большинстве своем пока финансово неподготовлены и действуют в рамках интуиции, нежели опыта. Печально и то, что бюрократия сегодня неважный помощник в делах социальной заботы, и бизнес больше отвечает «в натуре», чем в делах благотворительности. В этой области сегодня целый пакет системных проблем и только целенаправленные усилия всех сторон может помочь в их планомерном разрешении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: