Деньги находятся в постоянном обращении между государством, хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
Под денежным обращением понимается движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах при выполнении ими своих функций. Движение денег обслуживает реализацию товаров, а также нетоварные платежи. Различают налично-денежное и безналичное денежное обращение.
Налично-денежное обращение - движение денег в наличной форме при выполнении ими двух функций: средства обращения и средства платежа.
Безналичное денежное обращение - движение стоимости без участия наличных денег, которое осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных документов.
Между наличным и безналичным денежным обращением существует взаимосвязь. Деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую: наличные деньги при внесении на счет в кредитном учреждении становятся безналичными, а при снятии их со счета снова наличными.
Под денежным оборотом понимается совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах за определенный период времени. В структуре денежного оборота различают платежный, безналичный и налично-денежный оборот.
Денежный оборот отражает процессы создания, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД).
При рационально организованном денежном обороте темпы его роста соответствуют темпам роста ВВП и НД, при нерационально организованном - превышают их.
Платежный оборот представляет собой совокупность безналичных и части налично-денежных платежей, связанных с оплатой труда.
Безналичный денежный оборот представляет собой часть совокупного денежного оборота с использованием безналичных расчетов путем записей на счетах в банках или зачетов встречных требований хозяйствующих субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой и нормально функционирующей банковской системой безналичный денежный оборот составляет около 90% совокупного денежного оборота.
Безналичные расчеты занимают преобладающее место в денежном обороте. Под безналичными расчетами понимаются расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований.
Безналичные расчеты организованы по определенной схеме, под которой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота. Непосредственным осуществлением межхозяйственных расчетных операций по поручению клиентов занимаются коммерческие банки. Платежно-расчетная функция коммерческих банков наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд относится к числу важнейших банковских операций.
Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение всех принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Принципы служат главными ориентирами при разработке порядка расчетов, их технического и документального оформления, а также организации оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов.
Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей. Платежная система должна иметь хорошо обеспеченную правовую базу, соотносящуюся со всеми требованиями.
Второй принцип состоит в осуществлении расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам как юридическим, так и физическим лицам для хранения и перевода средств.
Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения обязательств. Это предполагает наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств для погашения обязательств перед получателем в заранее оговоренный срок.
Четвертый принцип заключается в том, что платежи со счета должны осуществляться по распоряжению их владельцев в порядке календарной очередности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пятый принцип – срочность платежа, т.е. своевременное и полное выполнение платежных обязательств.
Шестой принцип: согласие плательщика на списание средств с его счета. При согласии плательщик предоставляет в банк расчетные документы или акцепт на документы, выписанные получателем средств. В отдельных случаях расчетные документы за товары и услуги оплачиваются без согласия (акцепта) плательщика средств. Государственные налоговые инспекции также представляют документы (недоимки по налогам, обязательные платежи в бюджет) по бесспорному списанию средств с клиента без согласия плательщика. Бесспорное списание средств со счетов производится также на основании исполнительных документов, выданных судами. Кроме того, законодательством могут быть предусмотрены случаи бесспорного списания средств, например, некоторых штрафов, по распоряжениям взыскателей.
Важнейший принцип организации безналичных расчетов – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, осуществляют контроль за соблюдением ими установленных правил расчетов. С помощью безналичных расчетов банк может контролировать соблюдение клиентом условий обязательств (договоров поставки, подряда и др.). Необходимость контроля в ходе безналичных расчетов определяется для каждой из участвующих в них сторон разными факторами. Для поставщика – получение денежного эквивалента произведенной в соответствии с договором и отгруженной продукции, для покупателя – выполнение поставщиком условий договора. Государственные налоговые инспекции контролируют своевременность и полноту платежей в бюджет, банки – возврат кредитов, а также осуществляют контроль за очередностью платежей. Значение банковского контроля определяется, прежде всего, тем, что в преобладающей части он носит предварительный характер и осуществляется в интересах сторон, участвующих в расчетах.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в области расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафы, пени) и т.п. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств, как своих, так и контрагентов, а если оно наступило со стороны последних, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия.
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других. Безналичные расчеты должны быть бесперебойны, своевременны, надежны, безопасны, экономичны. От соблюдения этих требований зависит обеспечение нормального кругооборота товаров и денег в народном хозяйстве, рентабельность и ликвидность хозяйствующих субъектов, устойчивость функционирования межбанковских денежных рынков и рынков ценных бумаг, эффективность денежно-кредитного регулирования экономики.
Налично-денежный оборот представляет собой часть совокупного денежного оборота с использованием наличных денег в качестве средства обращения и средства платежа. Наличный денежный оборот включает все платежи наличными деньгами за определенный период времени (месяц, квартал, год).
Механизм перехода денег из одной сферы обращения в другую играет большую роль в обеспечении эластичности денежного оборота, его регулировании и осуществлении контроля над рациональным расходованием денег.
Наличными деньгами производятся следующие расчеты:
1) предприятий, учреждений и организаций с населением;
2) между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках;
3) частично расчеты населения с финансово-кредитной системой;
4) в ограниченных размерах платежи между предприятиями и организациями потребкооперации.
Таким образом, сфера использования налично-денежных платежей ограничена в основном расчетами с населением.
Причины роста налично-денежного оборота многообразны, к ним относятся в том числе:
1) экономический кризис;
2) кризис неплатежей;
3) кризис наличности;
4) плохая организация системы межбанковских расчетов;
5) замедление расчетов;
6) сознательное занижение прибыли и доходов предпринимателей с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.
Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также на замену ветхих купюр.
Под платежной системой понимается совокупность учреждений, инструментов и процедур, которые используются для передачи денежных средств между физическими и юридическими лицами с целью выполнения ежедневно возникающих у них платежных обязательств.
Обеспечение стабильности, надежности и безопасности платежной системы возлагается на центральный эмиссионный банк. Одной из основных задач развития платежной системы является сокращение наличных денег в обращении.
Например, Банк России, как и центральные банки других стран, осуществляет контроль за денежной массой в обращении и осуществляет эмиссионное регулирование. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:
- Организаций;
- Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения и должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию наличных денег.
В соответствии с правилами организации наличного денежного обращения на территории РФ (Положение ЦБ РФ № 14-П от 05.01.1998 (РЕД. ОТ 31.10.2002 N 1201-У)) все предприятия и организации, независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков, либо через инкассаторские службы. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов и других сборов, сдаются непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
В целях ограничения наличного оборота, совершаемого предприятиями, ЦБ РФ устанавливает лимиты остатка наличных денег в кассах предприятий. Лимит остатка кассы устанавливается исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в учреждения банков. Лимит может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.) Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на зарплату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3-х рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - до 5 дней). Для определения потребности в наличных деньгах кредитные организации получают от обслуживаемых предприятий кассовые заявки на предстоящий квартал в установленные сроки.
Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России (или РКЦ) устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.
В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
С 1991 г. в России осуществлен переход от кредитного и кассового планирования денежного обращения к составлению прогнозов кассовых оборотов. Основной целью прогнозирования является определение потребности в наличных деньгах в целом по РФ, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. эмиссию банкнот или изъятие денег из обращения. Прогноз строится по следующей схеме.
Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах, необходимых для обеспечения расходных операций своих клиентов, составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы и их выдач на основании динамических рядок и "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" или на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий.
Эти расчеты составляются кредитными организациями ежеквартально, с распределением по месяцам и направляются в РКЦ, где открыт корсчет данной кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.
РКЦ ежеквартально с распределением по месяцам составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от коммерческих банков прогнозных расчетов. За 7 дней до начала квартала данные прогнозы сообщаются территориальное учреждение Банка России.
Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются РКЦ при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы. Территориальные учреждения ЦБ РФ составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от РКЦ или кредитных организаций сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.
Территориальные учреждения Банка России за 3 дня до начала прогнозируемого квартала сообщают расчетные данные по оборотам в целом по региону по приходу наличных денег в кассы учреждений банков и их выдачам, эмиссионному результату в Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФ.
Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды РКЦ.
Кроме того, территориальные учреждения Банка России и кредитные организации составляют и направляют в ЦБ РФ статистические отчеты о кассовых оборотах за месяц и по пятидневкам.
Ежеквартально территориальные учреждения Банка России анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.






